Его судьба была удивительной. Штрихи его биографии и служебной деятельности: сын кузнеца, нарком в годы Великой Отечественной войны, первый заместитель Председателя Совета Министров СССР, член Президиума ЦК КПСС.
На исходе «хрущевской оттепели», то бишь слякоти, советский посол в ГДР. Выдающийся, да нет, один из великих организаторов атомной оборонной промышленности, человек с твердыми убеждениями Михаил Георгиевич Первухин.
14 октября 2024 года ему исполнилось бы 120-лет. Что примечательно, в этот день, 14 октября 1964 года, был свергнут сумасбродный Хрущев. А ранее, летом 1957 года, Хрущев, уничтожая коллективное руководство в КПСС и государстве, занес М.Г. Первухина в состав «антипартийной группы Молотова-Маленкова-Кагановича», и лишил Первухина членства в высшем партийном и советском руководстве страны.
Но бумеранг истории неотвратим. В 60-летний юбилей М.Г. Первухина, 14 октября 1964 года, судьба сделала Михаилу Георгиевичу отличный подарок – «уничтожавший» Первухина с 1957 г. по 1964 г, Хрущев позорно, сам полетел со всех высших партийных и государственных постов!
История поручила Первухину создавать атомный щит Советского Союза. Именно ему, Первухину, только что назначенному наркому химической промышленности СССР, осенью 1942 года, по указанию Сталина и поручению Молотова, было приказано стать ответственным за организацию «работ по урану». Под его руководством формируется научный штаб Атомного проекта во главе с великим Игорем Курчатовым. А до этого больше года оставались без движения сигналы советских ученых и документы разведки об активизации таких работ на западе – руководство НКВД во главе с Берией трактовало полученные сведения как намеренную дезинформацию.
С участием и под прямым руководством Михаила Первухина как заместителя председателя Совета народных комиссаров СССР группа ученых и специалистов во главе с профессором Игорем Курчатовым готовит практические предложения о том, что необходимо для организации Атомного проекта в СССР. Эти предложения ложатся в основу постановления Государственного комитета обороны от 11 февраля 1943 года, где среди прочего предписано создать в Москве специальную организацию (Лаборатория №2) для проведения проектно-технических и опытно-конструкторских работ по атомному проекту. Научное руководство в этом проекте поручалось И.В. Курчатову, хозяйственное управление и общее руководство – М.Г. Первухину и уполномоченному ГКО по науке С.В. Кафтанову.
С декабря 1947-го, в должности заместителя начальника Первого главного управления (ПГУ) при Совете Министров СССР Михаил Первухин руководит этим атомным суперглавком вместо тяжело болевшего в тот период Б.Л. Ванникова.А в июле-августе 1949-го, когда уже был определен «день Х», уровень его персональной ответственности максимальный: председатель Государственной комиссии по организации испытаний первой советской атомной бомбы на Семипалатинском полигоне. Член Политбюро ЦК ВКП(б) Лаврентий Берия был на испытании РДС-1 самым высокопоставленным государственным деятелем. Но поскольку успешный итог испытаний никто не гарантировал, во главе комиссии был поставлен заместитель начальника ПГУ Михаил Первухин.
Герой Социалистического Труда, генерал-лейтенант инженерных войск М.Г. Первухин
Спустя годы, когда об этом разрешили говорить, М.Г. Первухин признавал: «На нас лежала прямая ответственность за решение ядерной проблемы и ясное понимание, что было бы в случае неудачи... Но колоссальный труд ученых, инженеров и рабочих увенчался грандиозным успехом. Советский Союз создал атомную бомбу и тем самым лишил США монопольного положения».
После смерти Сталина М.Г. Первухин был назначен министром объединённого Министерства электростанций и электропромышленности. .С декабря 1953 года по февраль 1955 года – заместитель председателя Совета Министров СССР и председатель бюро по энергетике, химической и лесной промышленности при Совете Министров СССР, а с февраля 1955 года по июль 1957 года и одновременно с декабря 1956 года по май 1957 года – первый зампред Совмина СССР, председатель Государственной экономической комиссии Совета Министров СССР по текущему планированию народного хозяйства, с 30 апреля 1957 года — министр среднего машиностроения СССР.
С Хрущевым у Первухина складывались непростые отношения, еще с начала 50-х годов. Бывший в ту пору заместитель начальника секретариата Совета Министров СССР Михаил Смиртюков вспоминал: «Помню, в начале 50-х зампред Совмина Михаил Григорьевич Первухин вел комиссию по текущим делам. Рассматривался вопрос о завозе овощей в Москву. Первухин крепко отругал председателя Моссовета за плохую работу на этом направлении. После комиссии мне вдруг позвонил Хрущёв, который одновременно был секретарем ЦК и московского комитета партии: «Смиртюков? Ты там скажи Первухину, чтобы он соображал, можно критиковать руководителей Москвы или нельзя. Москва не простой город, и руководители здесь не простые».
18 июня 1957 г. было созвано заседание Президиума ЦК КПСС, на котором члены Президиума указали Н.С. Хрущеву на недопустимость принятия единоличных решений по ключевым направлениям государственной политики, на уничтожение Хрущевым коллективного руководства партией и страной, игнорирования им мнений других членов Президиума, пренебрежительных личных выпадов Хрущева на публике в адрес руководителей КПСС и СССР. Справедливо был поставлен вопрос о снятии Н.С. Хрущева с поста 1 секретаря ЦК КПСС.
М.Г. Первухин, будучи членом Президиума ЦК КПСС, критиковал Н. С. Хрущева на заседании Президиума за разукрупнение министерств, переподчинение предприятий Совнархозам, за призывы догнать и перегнать Америку к 1960 г. по производству мяса и молока на душу населения. Однако М.Г. Первухин не поддержал большинство членов Президиума, так называемую «антипартийную группу», в вопросе об освобождении Н.С. Хрущева от обязанностей 1 секретаря ЦК КПСС. Н.С. Хрущев не простил М.Г. Первухину критические замечания в свой адрес.
После проходившего с 22 по 29 июня 1957 года пленума ЦК КПСС, на котором приняли резолюцию «Об антипартийной группе Маленкова, Кагановича и Молотова», М.Г. Первухин был переведён из членов в кандидаты в члены Президиума ЦК КПСС, в июле 1957 года назначен председателем Государственного комитета по внешним экономическим связям СССР и освобожден от должности министра среднего машиностроения. Но на этом унижении Первухина, мстительный Хрущев не успокоился, и в феврале 1958 года один из великих организаторов Атомного проекта, М.Г. Первухин вдруг был назначен послом в Германскую Демократическую Республику, а на XXII съезде КПСС в октябре 1961 года уже не был избран в состав ЦК КПСС.
После смещения Хрущева, Михаил Георгиевич до конца своей жизни работал начальником управления энергетики и электрификации Высшего совета народного хозяйства СССР, а с 1965 года до конца своей жизни работал в должности начальника отдела территориального планирования и размещения производства и члена коллегии Госплана СССР, также принимал участие в комиссиях по приёму новых атомных электростанций (в числе которых Обнинская атомная электростанция) и тесно сотрудничал с Министерством среднего машиностроения СССР, Институтом атомной энергии имени И.В. Курчатова и его директором – А.П. Александровым, будущим Президентом АН СССР.
Бесспорно, Михаил Георгиевич Первухин входил в золотую плеяду великих организаторов атомной оборонной промышленности СССР. Он пользовался громадным уважением и неподдельным авторитетом у всего научно-технического и административного руководства среднего машиностроения (атомной промышленности) и Академии Наук СССР.
После смерти 22 июля 1978 года, М.Г. Первухин был почетно погребен на Новодевичьем кладбище Москвы.
Памятник на могиле М.Г. Первухина на Новодевичьем кладбище Москвы.
В Москве на доме № 3 по улице Грановского (ныне Романов переулок) установлена мемориальная доска М. Г. Первухину.
14 октября 1954 года в связи с награждением М.Г. Первухина очередным орденом Ленина по случаю его пятидесятилетия, газета The New York Times охарактеризовала его как одного из девяти наиболее выдающихся организаторов промышленности в СССР.
Вечная память великому организатору атомной промышленности в СССР Михаилу Георгиевичу Первухину!
Составил Владимир Александрович Николаев, подполковник юстиции в отставке
2.
Не стало таких людей, не стало и Советского Союза.
1.