В четверг, 3 октября, новый генсек НАТО Марк Рютте прибыл с визитом в Киев, где встретился с Владимиром Зеленским. Стороны обговорили дальнейшую помощь блока Украине и возможность вступления страны в НАТО. Центральной темой стало обсуждение разрешения Киеву наносить удары дальнобойным оружием по территории России, сообщают «Известия».
Рютте подтвердил, что НАТО не принимает коллективного решения о снятии ограничений на атаки Киева по России, так как оно остается за отдельными союзниками. Тем не менее, как заявил генсек, вопрос обсудят на заседании в формате «Рамштайн» 12 октября.
Украина уже наносит удары по территории России дальнобойным оружием. Об этом свидетельствуют неоднократные атаки по Крыму и приграничным областям РФ. Глава МИД России Сергей Лавров в мае заявлял, что американское оружие уже используется для ударов за пределами зоны боевых действий.
Также Рютте, как и предшественник, обозначил будущее Украины в НАТО, подчеркнув, что у них есть комплексный пакет помощи, который помогает Киеву внедрять необходимые реформы.
«Украина, как никогда раньше, близка к НАТО», — заявил Рютте. Тем не менее, никаких сроков, он, ожидаемо, не назвал.
Сразу же после своего назначения 1 октября Рютте заявил, что будет работать над тремя приоритетами: помощь Киеву, усиление обороны альянса и укрепление партнерства с союзниками. В целом, его позиция по украинскому конфликту была ясна и раньше. Когда он был в должности премьер-министра Нидерландов, страна оказывала весьма масштабную гуманитарную и военную помощь Киеву. Возможно, именно такая ярая поддержка Украины помогла Рютте дослужиться до поста генсека в альянсе.
В целом, его визит в Киев можно рассматривать скорее как ритуал — так он «отметился» на новой должности, сказал «Известиям» замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин. А его, казалось бы, громкие заявления демонстрируют то, что НАТО по сути нечего предложить Киеву, считает заведующий отделом европейской безопасности Института Европы РАН, профессор МГИМО Дмитрий Данилов.
«Рютте, заступив на пост генсека, должен решать серьезные вопросы дефицита поддержки Украины со стороны членов НАТО. Можно ли поставлять больше оружия, давать больше денег, обеспечить внутреннее согласие в блоке относительно того, как действовать на поле боя? Пока непонятно, что он может предложить. Такие жесты, скорее всего, наоборот, иллюстрируют то, что за пазухой у НАТО ничего нет, а все эти вопросы остаются в подвешенном состоянии», — сказал он «Известиям».
На днях в МИД Швейцарии заявили, что «формула мира» Зеленского, которую он ранее пытался продвигать на всех международных площадках без учета позиции России, — не единственный вариант разрешения украинского конфликта.
Тем не менее, на фоне всех шероховатостей Рютте абсолютно четко дал сигнал о том, что Украина или, вернее, украинский конфликт для НАТО — абсолютный приоритет, считает Дмитрий Данилов.
«Вопрос в том, что за этим сигналом стоит. Первое — это совершенно очевидная вещь, что НАТО не будет менять свою стратегию, у альянса есть заявленная цель сдерживания России всеми возможными средствами и, в первую очередь, на украинском поле боя», — сказал эксперт.
Тем не менее, по словам эксперта, политическая демонстрация солидарности вокруг Украины, и то, что Рютте подчеркивает ее будущую интеграцию в НАТО, говорит о некой неуверенности внутри альянса относительно того, что они могут сделать и как они могут помочь Киеву. Рютте, вступив в должность, попадает под серьезное давление, и он, вероятно, попытается пойти по дипломатическому пути и показать, что курс альянса прежний, подчеркивает эксперт.
По мнению Владимира Жарихина, Рютте проявил себя как самостоятельная фигура в должности премьера Нидерландов. Поэтому нельзя исключать того, что он способен начать действовать и исходя из собственной политической позиции. А это, в свою очередь, может повлечь конфликт с США. В любом случае, смена позиции внутри НАТО по поводу помощи Украине вероятна только после американских выборов, которые пройдут 5 ноября.
В свою очередь известный общественный и политический деятель Николай Стариков в своём тлг-канале отметил, что «пока весь мир внимательно следит за событиями в зоне СВО и на Ближнем Востоке в Североатлантическом альянсе поменялся формальный руководитель. Формальный потому, что решения в НАТО принимают в Вашингтоне, и реальным руководителем военной силы блока всегда является американский генерал. А олицетворяет блок и говорит от его имени генеральный секретарь».
По его мнению, оба этих «чиновника от блока» удивительно похожи. Даже внешне – оба одного роста (Столтенберг – 187 см, Рютте – 193), оба – в очках. Оба сначала стали премьерами в своих странах, а уже потом – пошли в генсеки военного блока.
«Есть ли между ними разница? Есть. Марк Рютте должен очень не любить японцев. Это его личная семейная история. Его отец Исаак Рютте работал и жил в голландской колонии, которой до второй мировой войны была Индонезия. Когда в 1942 году японские войска ее оккупировали, он оказался вместе с семьей в лагере для военнопленных в Батавии (ныне Джакарта), где его супруга умерла от истощения. После войны Исаак женился на ее сестре Эрмине и переехал в Голландию, где в 1967 году и родился нынешний глава НАТО», - напомнил Николай Стариков.