Объявление о Предсоборном Совещании, которое мы намерены провести в День Рождества Пресвятой Богородицы 21.09.2024 года, вызвало одобрение у всех известных нам русских патриотов. Среди них есть отзыв нашего друга, историка и научного редактора издательства «Царское Дело» Л.Е.Болотина, который обратил внимание на то, что первое Предсоборное совещание проходило ещё до распада СССР в сентябре 1990-го года под руководством ветерана русского движения, многолетнего сидельца, бывшего политзаключенного, в то время вышедшего на свободу, основателя православного самиздатовского журнала «Вече», главы Союза «Христианское Возрождение» Владимира Николаевича Осипова (09.08.1938 – 20.10.2020). Благодарим Леонида Евгеньевича за это напоминание, ибо мы чтим память Владимира Николаевича, дружили и сотрудничали с ним, не раз вдохновляясь его неудержимой волей воина Христова и его неустанной деятельностью во славу Божию на благо русского народа и России, почитая примером веры, мужества и долготерпения на пути к истинно великой цели. А цель у Владимира Николаевича, Царство ему Небесное, была одна: возрождение Православной Самодержавной России.
Конечно, составляя нынешнее объявление, мы имели в виду не вообще первое, а первое Предсоборное Совещание, проводимое по инициативе партии «Самодержавная Россия». Напомню, что в Программе нашей партии с 2011 года стоит задача возвращения к традиционной русской форме правления – Самодержавию – путем созыва Земского Собора и соборного обретения избранного Богом Царя. А значит, роль Земского Собора в нашей Программе является ключевой. И, конечно, впервые идея Собора появилась не у нас, а в далёком историческом прошлом. А мы её только наследуем.
Уже в начале 90-х идею разделяли практически все сторонники русского возрождения, получившие возможность свободно публиковаться и собираться на конференции после 70 с лишним лет коммунистического пленения. В то время вопросам соборности посвящались статьи и дискуссии. Создавалось и множество общественных организаций, имевших в своём названии слово «Собор» или «соборность».
Летом 1990 года автор этих строк впервые предпринял попытку создания политической партии «Русский Собор», имея в виду идеологическую и практическую подготовку к Земскому Собору, пригласив к сотрудничеству и заручившись согласием таких известных русских деятелей, как И.Р. Шафаревич, В.В. Кожинов, М.М. Мусин и других, но дело это в тот момент оказалось неподъёмным и дальше благих намерений не продвинулось. Зато у других инициаторов позже родилось движение «Славянский собор» (С. Карпов), затем появился «Русский Национальный Собор» (генерал А.Н. Стерлигов), потом возник «Всемирный Русский Собор» (И.Кольченко, Н.Нарочницкая и др.), а его вскоре сменил «Всемирный Русский Народный Собор» (Святейший Патриарх Алексий, Святейший Патриарх Кирилл, В.Н. Ганичев). А в октябре 2005 года создано общественное движение «Народный собор» (О.Ю. Кассин). Был также создан фонд «Русская соборность» (Н.Ф. Пушкарёв) и другие, менее заметные организации.
Неоценимый вклад в традицию Земских Соборов и соборного покаяния внёс выдающийся русский скульптор и патриот Вячеслав Михайлович Клыков, уделивший духовному делу значительную часть своей жизни. Именно в соборно-покаянном духе работал он в 90-х и 2000-х годах, став автором ряда знаковых монументальных памятников великим святым и великим героям русской истории, которые украшают ныне улицы и площади Москвы и других российских городов и весей. Особое место в его художественном творчестве занимает памятник Царю-мученику Николаю Второму. Помимо того, Вячеслав Михайлович отдавал свои силы и заработанные средства на организацию соборов, и благодаря принципиальной русской позиции стал лидером массового соборного движения, сумев объединить вокруг себя сотни и тысячи русских людей по России, что в итоге позволило ему провести несколько региональных и международных Соборов. Однако после памятного всем патриотам восстановительного Съезда Союза Русского Народа (21 ноября 2005 года) он внезапно тяжело заболел и скоро упокоился в Бозе, и не нашлось личности, которая имела бы такой же авторитет, крепкий народный характер, известность и возможности, чтобы продолжить начатое им объединение русских людей.
В большинстве этих начинаний участвовала и участвует национально-ориентированная русская интеллигенция, либералы же и демократы, близкие к правительству, и оппоненты предпочитали в то же время собирать «форумы», «конгрессы» и «фронты». Так слово «Собор» стало признаком общественного объединения православных русских патриотов.
Конечно, перечисленные выше Соборы качественно отличались друг от друга и, в первую очередь, несли на себе эмоциональную и духовную окраску личностей их организаторов. Некоторые, по сути, больше походили на обычные собрания или съезды в той или иной степени политизированных граждан, порой даже не обращавшихся с молитвой ко Господу Иисусу Христу, людей, не слишком воцерковлённых, имевших лишь смутные представления о соборной практике предков и поэтому не знавших духа Собора, не умевших его обрести. Но всё-таки все они искренне ориентировались на Земский Собор, как некий прообраз русского национально-объединительного органа, чем и отличались от прочего расколотого и духовно растерянного постсоветского демократического общества, занятого выживанием и личными материальными проблемами или попытками политического реванша.
Крайне трудные материальные обстоятельства, физическая бедность народа начала 90-х годов не смущали ни горячо верующего христианина В.Н. Осипова и десятки его соратников из Союза Христианского Возрождения, Союза Православных братств во главе с игуменом Кириллом (Сахаровым), Союза Православных Хоругвеносцев во главе с Л.Д. Симоновичем-Никшичем от проведения тысячных крестных ходов по, казалось бы, духовно равнодушной Москве и от Предсоборных Совещаний, своей горячей верой и надеждой устремлённых в будущее. Не останавливали обстоятельства и великого патриота и монархиста В.М. Клыкова с соратниками, казаками, ставившего и открывавшего свои освященные славой Святой Руси памятники, служившего тому же русскому Духу и правде исторической России – Святой Руси.
Истинно высокие слова – «Русская соборность» и идея Земского Собора оказались самыми востребованными у русской патриотической общественности в конце «перестройки», всколыхнувшей надежды на освобождение и возрождение русского народа и России на фоне идейной неразберихи, напоминавшей смуту «революций».
Не случайно первоисточником соборной памяти в 90-х годах стала эпоха Земских соборов, первый из которых (тоже в период кратковременной боярской смуты) начал собирать молодой Царь всея Руси Иоанн IV (Грозный). Пример же соборности являла сама Русская Православная Церковь, её соборное устройство, запечатленное в символе веры: «Верую… во святую соборную и апостольскую Церковь…».
Интерес к Церкви и чувство благоговения перед Богом в то время испытывали многие после падения монопольной власти КПСС. Это был пробудившийся после длительных запретов на религиозную свободу голос христианской совести и живой духовный призыв свыше, породивший массовое воцерковление русской интеллигенции.
Особенно памятен такой ярко прозвучавший голос Церкви Христовой, как обращённый к современникам цикл статей приснопоминаемого духовного отца многих нынешних русских патриотов митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычёва), в своих статьях и проповедях смело, глубоко и разносторонне раскрывшего тему русской соборности и державного призвания Руси! Сделано это было на высоком литературно-художественном и научном уровне с опорой на церковную историю и с большой духовной силой. Работы его возымели на читателей воистину поворотное действие, направив движение общественной мысли на путь духовного осмысления прошлого и переоценки ценностей. Статьи безкомпромиссно обличали не только застарелую ложь коммунистической пропаганды «о проклятом царизме», но и сатанинскую сущность происходившей тогда либеральной революции, указывая спасительный, покаянный путь к возрождению русского народа и русского государства – Святой Руси. Не случайно, как многие полагают, крестный подвиг Владыки Иоанна, проповедника Истины Христовой, был увенчан мученической кончиной.
Но, надо сказать, что и до появления этих выдающихся трудов немногие русские люди в разных городах бывшего СССР уже вдохновлялись перспективой Русского Возрождения с его фундаментальными ценностями: Православием, Самодержавием и Народностью. В этих процессах большую роль сыграло творческое наследие Русского Зарубежья, малыми тиражами проникавшее в Россию по различным каналам, включая изданные за рубежом книги и журналы, работы И.А. Ильина, И.Л. Солоневича, творения святых отцов и другие духовно-просветительские издания РПЦЗ. Пожалуй, это было одно из немногих истинных благ, доставшихся русским людям от «перестройки». И совокупная польза от них была и остаётся несомненной, особенно на фоне той крайней скудости библиотеки русской религиозно-философской мысли, духовной и монархической литературы, которая осталась после большевистского погрома России и отличала книжный рынок начала 90-х.
Какие же выводы надо сделать, оглядываясь назад, даже на основе этого, по необходимости краткого, далеко не полного воспоминания о пережитом нами времени возрождения русского православного сознания в постсоветской России?
На наш взгляд, вывод надо сделать один: наша русская (духовная и национальная) общность не имела и не имеет иной устойчивой формы внутринационального сотрудничества и взаимодействия, кроме традиционной формы Собора. И как бы ни были несовершенны все наши прошлые соборные начинания, все они имели верную цель – возродить единое соборное тело русского народа, соединенного волей Господа Иисуса Христа, вернуть нашу духовную «русскость», нарушенную крамолами революций, исправить жизнь на русской земле по образу заповеданной нам Церковью и благочестивыми предками любви к Богу и ближнему под покровом православного Царства во главе с Царём-Помазанником Божиим.
Но, конечно, у маловеров и скептиков может возникнуть вопрос: «Зачем сегодня нам нужен Земский Собор, если столько соборов уже было собрано и это почти ни к чему не привело, ибо жизнь в стране катится по какому-то своему пути и регулируется отнюдь не соборами, а глобальной экономикой, безбожной культурой и образованием, безбожными цифровыми и медийными стандартами, законами, далекими от нужд русского народа, глобалистскими играми властей, нашествием мигрантов, а сегодня ещё и локальной войной, которая грозит вот-вот перейти в мировую… Где здесь место русскому возрождению? Не кажется ли вам, что вы слишком далеки от реальности?»
Это прямой вопрос рационального и, по сути, неверующего человека, чаще всего, не русского или порвавшего связь с русским народом, но мы дадим на него столь же прямой ответ.
Жизнь, конечно, многогранна и многомерна, а её грани и измерения взаимосвязаны. Но отнюдь не равновесны. Ещё раз повторим, что материальная ткань нашей жизни управляется духовной её сущностью, то есть жизнь прямо зависит от наших отношений с Богом и ближними, в том числе, от нашего стремления к Богу, от нашего желания жить на земле по Его святым Заповедям.
Если этого желания нет, то мы перестаём быть русскими, ибо русскость от Православия.
Что касается финансов и банков, это – условно говоря, лишь пятое измерение жизни, а вопросы безопасности и военного ответа – более важное, четвертое измерение, ещё надо назвать культуру, демографию, образование и воспитание молодёжи, медицину и экологию, строительство жилья, дорог, заводов... Шестое, седьмое, восьмое… Любое из этих измерений имеет значение для жизни государства и общества. И состояние каждого может нести в себе угрозу деградации и гибели народа и государства или наоборот – способствовать их процветанию. Однако все эти грани не являются главными для существования России как государства-цивилизации. Не они определяют цели и смыслы нашего существования и развития. Все они – зависят от главного.
А главное заключается в душах и стремлениях людей, отражаясь в традиционной для нас трехчастной формуле нашей системы ценностей: Православие – Самодержавие – Народность. Это – основа бытия России. Если мы её принимаем и на ней строим свою жизнь, то Бог с нами. И никто не может нас победить! Если же мы колеблемся в вере и предпочитаем другие основания – мы остаёмся наедине со стихиями мира сего, и что ещё хуже, беззащитными наедине с дьяволом. Так что спасение России – в нашем выборе!
Вдумаемся в смысл нашей русской трехчастной цивилизационной формулы!
Одна часть указывает на преобладающую веру и Церковь, другая – на спасительный смысл государственной власти, третья – на роль государствообразующего русского народа. Если изъять одну из этих опор – то всё видимое здание цивилизации рухнет. (Что и произошло в 1917 году). Однако Господь оставил нам шанс на возрождение! Последний шанс!
Если мы примем глобалистские установки (от дьявола) или в погоне за прибылью корпораций подменим одну из этих фундаментальных основ жизни, то утратим и Россию. В триединстве Православной Церкви, Самодержавной власти и Русского народа заключается неслиянное и нераздельное ядро Русской Цивилизации – Третьего Рима, на плечах которого – миссия защиты человечества от разрушителя (дьявола). Но именно такие угрозы сегодня стоят перед нашей страной и народом!
Русофобия, антикультурная агрессия Запада, захватившая молодые поколения, постоянно звучащая из всех СМИ проповедь эгоизма и потребительства среди молодёжи, разврат и распады семей, падение рождаемости, организованное «пятой колонной» нашествие мигрантов, ПРОКСИ-война с НАТО и другие угрозы существованию Русского народа требуют от нас мобилизации духовных сил для отпора внешней и внутренней агрессии.
Все перечисленные выше современные условия управления Россией – всего лишь внешняя оболочка, не отвечающая духовной природе русского народа и оттого значительно ослабляющая наши возможности. Но без внутреннего преображения невозможно и внешнее. Духовное пробуждение воюющих русских солдат и офицеров, участников СВО, принятие таинства крещения, исповеди, причащения воинов перед боем и массовые случаи чудес на фронте указывают нам единственный путь для победы, для выживания и возрождения Святой Руси в условиях апокалипсической глобализации зла.
Наше соборное движение 90-х – 2000-ных годов, продолжающееся и ныне, великое подвижничество его деятелей отнюдь не было напрасно. Оно и составляло, вместе с возрождением Русской Православной Церкви, идейно-духовную подготовительную работу к будущему русскому Земскому Собору, время которого Промыслом Божиим неминуемо приближается, о чем у нас есть верные пророчества святых, которые Духом Святым предвозвещали будущее возрождение Русского Царства (после войны).
Как верно сказал иеромонах Серафим Роуз: «Сегодня уже позже, чем кажется».
И вот, имеющие духовные очи ясно видят: с одной стороны, Запад, демо(но)кратический мир, лежащий во зле, заканчивает своё существование, явно беснуясь перед своей апокалипсической кончиной, срывая с себя прежние благообразные маски («нормы» и образы буржуазно-демократической культуры, доставшиеся от ослабленного ересями западного христианства), обнажая воздвигнутый им над миром сатанинский образ бафомета, демонстрируя злобу и страсть убивать, развращать и порабощать.
С другой стороны, Россия, её внутренняя духовная сила, обнажает своё оружие, свой меч духовный: верность и молитву к Богу, веру в Христа-Спасителя, любовь к Святой Руси.
Невероятное соотношение потерь на русской земле в пользу России ясно показывает, кому помогает Бог, на чьей стороне Истина и, значит, грядущая Победа. (Но, к сожалению, многие, в том числе и во власти, всё ещё не понимают, ЧТО от них требуется, всё ещё пребывают во мраке сугубо материалистических теорий и светской гордыни).
Призываем верующих русских людей собираться в единое соборное Тело Христово! Чудо Победы и возрождения Святой Руси неминуемо последует за нашим стремлением к Истине, за нашим покаянием в грехах прежней безбожной жизни, ибо сказано Спасителем: «Ищите прежде Царство Божие, остальное приложится вам»!
(Разумеется, это не значит, что не надо сражаться на поле боя или трудиться в тылу, создавая оружие, снабжая всем необходимым наших героев-воинов. Это значит, что надо делать всё с молитвой ко Господу Иисусу Христу и упованием на милость и помощь Божию!)
Имея благословение Божие и православное мировоззрение, мы не нуждаемся в рациональном объяснении причин сохранять свою русскую идентичность, свою Святую Русскую Православную Церковь, своё русское стремление иметь во главе государства Царя-Помазанника Божия, своё народное представительство в традиционной форме Земского Собора. Все эти спасительное блага были даны нам Богом в истории, сделали из нас великий народ и могучую державу, и, по грехам нашим, были временно утрачены (за исключением Церкви Христовой) до соборного покаяния.
Наша скромная задача сегодня: смиренно готовить предстоящий покаянный Земский Собор, соединяя всех русских людей на земле всея Руси, для которых заповеди об уважении к предкам и исполнении воли Божией стали смыслом жизни, и умножать число этих людей, приобщая к сообществу верных сторонников грядущего Земского Собора.
Дмитрий Николаевич Меркулов, публицист председатель монархической партии «Самодержавная Россия»
10. Ответ на 7, Д.Н.Меркулов:
9. Ответ на 4, Андрей Х.:
В качестве ответа могу рекомендовать мою статью здесь - "Порядок перехода в монархии по закону"
8. Ответ на 7, Д.Н.Меркулов:
Спасибо за ответ! Мне интересно будет принять участие. Напишу.
7. Ответ на 1, Александр Семиреченский:
1. Какова последовательность наших действий для подготовки собора?
2. Каким Вы видите механизм созыва собора?
3. Какова будет позитивная повестка собора, т.е. какие конкретные вопросы будут обсуждаться?Спаси Бог! Не знаю, далеко ли вы от Москвы. Но если захотите участвовать, пишите, на сайте samoros.org есть эл. почта. Пришлем приглашение.
6. Ответ на 3, Калужанин:
Д.Н. Меркулову!
Андрей Сошенко. Спаси Бог, Андрей Витальевич! Ждем Вас на совещании!
5. Ответ на 2, Андрей Х.:
А как представители старообрядчества относятся к вашему движению?Здравствуйте, Андрей Юрьевич! Вот уж не знаю. Пока на связь не выходили.
4. Ответ на 1, Александр Семиреченский:
1. Какова последовательность наших действий для подготовки собора?
2. Каким Вы видите механизм созыва собора?
3. Какова будет позитивная повестка собора, т.е. какие конкретные вопросы будут обсуждаться?Хорошие вопросы. Хотелось бы еще понять, как быть с тем, что согласно Конституции Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления?
3.
Д.Н. Меркулову!
Андрей Сошенко.
2.
А как представители старообрядчества относятся к вашему движению?
1.
1. Какова последовательность наших действий для подготовки собора?
2. Каким Вы видите механизм созыва собора?
3. Какова будет позитивная повестка собора, т.е. какие конкретные вопросы будут обсуждаться?