Праздник Успения Божией Матери — завершение всего в нашей жизни, как и смерть — завершение всего. Мы начинали Успенский пост поклонением Кресту Христову. Крестом Своим Господь победил грех и смерть. И всякий, кто рождается для новой жизни во Христе, торжествует над грехом и смертью. Святые люди, очистившиеся от всяких последствий греха, уже сейчас могут принять славу благодатного видения Бога. Но только при наступлении кончины мира праведники вкусят победу Христову над смертью в полноте. Ибо только при кончине мира, как учит нас Церковь, будет воскресение тела каждого святого и всего рода человеческого.
Однако Господь восхотел исключить Пресвятую Деву Марию из этого общего таинственного закона, и Она не должна ждать, когда наступит конец мира, чтобы принять искупление тела. Богородица, Матерь Дева, ни разу в жизни Своей даже мыслью не согрешившая, приняла смерть, чтобы быть единой с родом человеческим и со Своим Божественным Сыном, чтобы до конца приобщиться славе Его Воскресения. Но сразу же после земной кончины Она в полноте — и душою, и телом — приобщается Божией славе.
Она получила этот дар ради Ее Богоматеринства. По особому дару Божию Пресвятая Дева Своею любовью, Своим смирением, Своей чистотою, Своею верностью Богу до конца победила грех, и Она не должна была уже быть подвластной закону тления. Святая Церковь благоговейно, со страхом Божиим созерцает сегодня эту великую тайну.
Непостижима тайна воскресения после смерти, тайна нового общения духовных личностей во всеобщем воскресении мертвых. Тот, кто примет это воскресение, подобное славе Христа воскресшего, обретет царственное господство над всем сотворенным миром и способность непосредственного и личного общения с каждым человеком во всем роде человеческом.
Божия Матерь получила этот дар от Господа сразу же после Своей кончины. Она уже сегодня участвует в полноте победы Христовой, в Царстве Его Воскресения, и Она уже сейчас может иметь общение с каждым из нас. Всех нас Она может называть Своими сыновьями и дочерями, каждого из нас Она знает по имени. И потому Она является духовной матерью всех нас. Поэтому Она особенным образом уже сейчас участвует в жизни каждого человека.
Она больше, чем все святые, обладает этим даром, потому что Ее святость превосходит святость всех святых. Каждый святой избрал какую-то особую черту, какой-то особый подвиг святости по образу Христову. Одни достигли святости постом и молитвою, другие любовью к истине и правде, третьи подвигом мученичества. А Божия Матерь соединяет святость всех.
Прославляя Божию Матерь в празднике Ее Успения, мы прославляем Господа, Который каждый день в течение всей человеческой истории прославляется во все новых святых. Ибо они достигают святости заступничеством Божией Матери. И преображение рода человеческого совершается не только Христом, новым Адамом, но и непрестанным заступничеством Божией Матери. Судьба каждого из нас связана с этой тайной самым глубочайшим образом.
Сегодня в славе Успения Божией Матери мы созерцаем живой образ той славы, которая будет дана Церкви в конце истории, начаткам которой уже теперь приобщаются святые на небесах. Но этой славе и мы с вами причастны, если живем, стараемся жить по мере наших сил, изо всех наших сил по вере, по чистоте, по смирению, по любви, по верности Богу. Мы с нашими душою и телом живем в мире сем, но наши душа и тело не от мира сего. Мы питаемся одновременно хлебом земным и Хлебом Небесным, и наши души и тела просвещаются одновременно светом земным и Светом Небесным. Мы пришли в этот мир, чтобы умереть, но прежде смерти своей узнать, что в этом мире был Господь с Его Крестною смертью, и Божия Матерь с Ее святым и славным Успением.
Она Царица неба и земли, Ее предстательство всесильно. И Она, в молитвах неусыпающая за каждого из нас, говорит нам, чтобы мы дороже всего на свете ставили святость. Этой тайне научает Она нас, когда святостью и чистотою касается душ наших в молитвах Своих, и когда мы открываемся всею жизнью своею навстречу Ей. Будем всегда молить Божию Матерь, чтобы нам избежать позора и бесславия греха, нагло торжествующего в этой жизни. Чтобы Она избавила нас от уныния и бед, чтобы исполнила нас той радости новой жизни, для которой создан каждый человек. Чтобы не лишились мы самого главного — благодати Божией, без которой человек не может быть живым. Чтобы мы были «от рода Ее», как сказала Она преподобному Серафиму Саровскому, явившись ему. Как говорит Она всем святым. И как хочет сказать всем нам.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России