Во вторник, 13 августа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в церемонии открытия выставки «Новодевичий монастырь. Вехи истории» в Государственном историческом музее в Москве, сообщает Патриархия.ru.
Выставка, приуроченная к 500-летию Новодевичьего ставропигиального женского монастыря, организована при поддержке Благотворительного фонда «Транссоюз» и АО «Объединенная металлургическая компания» (ОМК).
По окончании осмотра выставки Святейший Патриарх Кирилл оставил запись в книге почетных гостей: «Сердечная благодарность всем, кто создал, сохраняет и обогащает эту замечательную коллекцию. В неразрывной связи поколений, которая обеспечивается в первую очередь духовным и культурным преемством, и содержится самый исток подлинного суверенитета и благополучия народа. Помощь Божия да пребывает со всеми тружениками музея».
Также запись оставил и Д.Н. Чернышенко: «От имени Правительства Российской Федерации примите слова глубокой благодарности за невероятный выставочный проект, посвященный 500-летию празднования основания Новодевичьего монастыря! Прекрасные образцы выдающегося творчества наших мастеров разных эпох великолепно отражают важность сегодняшних мероприятий по духовно-нравственному воспитанию нашей молодежи!»
Затем состоялось торжественное открытие выставки.
Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам церемонии открытия с приветственным словом:
«Уважаемый Дмитрий Николаевич! Уважаемый Алексей Константинович! Дорогие братья и сестры!
Я сердечно приветствую вас всех на открытии замечательной выставки, приуроченной к 500-летию Новодевичьего ставропигиального женского монастыря.
Прежде чем посетители смогут зайти в залы и начать осмотр, хотел бы сказать несколько слов.
Каждому посетителю эта выставка откроется со своей стороны. Так уж всегда бывает, когда мы смотрим на что-то, в том числе на произведения искусства. Мы ведь его воспринимаем не только зрительно, но этот зрительный образ отображается и в нашем сознании. А поэтому наши убеждения, наше воспитание, уровень нашей культуры во многом соучаствуют в том процессе, который и формирует восприятие личностью того или иного произведения искусства. Этот тезис легко доказывается тем, что человек неподготовленный, не живущий интеллектуальной жизнью, никак не связанный с эстетическим измерением, не понимает искусство. Мы же знаем, что многие люди, особенно в послереволюционное время, когда открыли искусство народу, смеялись, показывали пальцем на обнаженные тела, не понимали того, что изображено, особенно если изображались сюжеты из Ветхого или Нового Завета. Поэтому зритель — всегда соучастник. Он всегда критик, он оценивает то, что видит, и он соучастник того процесса, источником и вдохновителем которого является художник.
И прежде чем посетители смогут зайти в зал и начать осмотр экспозиции, я хотел бы еще раз сказать о том, что каждому посетителю эта выставка откроется с той стороны, которую пишет и которую формирует сам посетитель. Историк, конечно, откроет для себя значимые артефакты прошлого, связанные с жизнью российских правителей, а также видных государственных, церковных деятелей разных эпох. Но самое главное — выставка, оснащенная передовыми интерактивными технологиями, поможет посетителям ощутить преемство духовно-культурной традиции нашего народа и почувствовать свою реальную к ней причастность.
"Память противостоит уничтожающей силе времени… В этом ее величайшее нравственное значение". Это очень точные слова глубоко уважаемого мною Дмитрия Сергеевича Лихачева, с которым я имел возможность и быть знакомым достаточно близко, и взаимодействовать. Вот эти слова и следует всем нам хорошо запомнить. Величие нравственного значения, в том числе человеческой личности и эпохи, — и в способности противостоять уничтожающей силе времени. Отношение людей к национальной истории — один из показателей духовной зрелости общества, его нравственной и творческой силы.
Сегодня человек, погруженный в глобализирующую реальность, в мир без границ и ценностей, зачастую оказывается потерянным и как бы выпадает из исторического преемства поколений, лишается духовной идентичности. Это большая беда. Убежден, что общество, в котором таких людей большинство, не имеет будущего, а народ обрекается на опасность исчезновения.
Именно поэтому современная политическая борьба нередко нацелена на то, чтобы лишить людей прошлого, лишить людей и страны их ценностей — культурных, духовных, религиозных. Такого рода действия имеют очень опасную цель — подорвать силу противостоять врагу, и речь идёт не только о вооруженном враге, а о всем том, что может разрушить духовную, культурную подлинность народа.
Вот поэтому трудиться над сохранением и упрочением той "дней связующей нити", которая помогает людям осознать свое место в мире и почувствовать живую связь со своим народом, — это очень важная и ответственная работа. Конечно, она достаточно кропотливая, непростая. Но ее плодом является укрепление одной из главных основ, на которых зиждется национальная культура.
Мы знаем, что во многих семьях принято бережно сохранять и передавать предметы, принадлежавшие предкам: иконы, перед которыми молились бабушки и дедушки, книги, предметы обихода. Но если этот обычай оказывает влияние на укрепление многолетних семейных связей, то сколь же важно это и в отношении народных реликвий, тех духовных ценностей, которые имеют значение для жизни всего народа.
Благодарю организаторов выставки за проделанную очень интересную, хотя и непростую работу и надеюсь, что прикосновение к истории одной из старейших женских обителей Москвы, а через это — к русской национальной истории — станет вдохновляющим открытием для многих наших соотечественников. Благословение Божие да пребывает над всеми вами. Благодарю за внимание».
Также на церемонии выступили заместитель председателя Правительства РФ Д.Н.Чернышенко и генеральный директор Государственного исторического музея А.К.Левыкин.