Песня «Матушка» в исполнении Татьяны Куртуковой собрала миллионы прослушиваний по всему миру, положительные отзывы музыковедов Германии и даже США. Несмотря на то, что певица пела в русском костюме со словами, от которых у пытавшихся изолировать Россию, волосы встают дыбом: «Матушка-земля, белая берёзонька. Для меня святая Русь, для других занозанька». Что же это за сила такая, которая пробивает брешь в, казалось бы, железобетонной стене русофобии? Эта сила – русская песня. Настоящая русская песня.
Впервые силу притяжения этих песен я почувствовал в далёкой юности, когда вместе с друзьями отмечали чей-то день рождения. Как водится, приняв за праздничным столом хорошую дозу известного всем напитка, мы запели. Что лучше всего поётся за дружеским столом? Конечно же народные песни. И полились «Ой мороз, мороз», «Чёрный ворон», «Вдоль по Питерской», всё, что смогли вспомнить. Это наше распевание во всю глотку затронуло какую-то неведомую струну внутри, разбудило дремавшее доселе чувство причастности к чему-то очень родному. Позже я узнал, что все эти песни авторские, но поскольку их пел народ, то они считались народными. Слова к песне «Чёрный ворон» сочинил поэт, офицер Николай Фёдорович Верёвкин. Кстати, он же автор слов другой известной «народной» песни «Любо, братцы, любо». Песню «Вдоль по Питерской» сочинил, вернее, составил из трёх действительно народных песен Фёдор Иванович Шаляпин. Ну, а «Мороз, мороз» вообще можно сказать современная песня, написанная солисткой Воронежского хора Морозовой-Уваровой в 1964 году. Однако, все эти песни мы называем народными. Их поёт народ. Они по духу народные. Словами это объяснить непросто. Это когда песня затрагивает ту самую внутреннюю струну, от звука которой начинает трепетать сердце, а душа петь. Ко мне понимание народности приходило многие десятилетия, можно сказать всю жизнь.
Второй раз «народная» струна зазвучала во мне, когда услышал «Вот мчится тройка удалая» в исполнении ансамбля «Поющие гитары». Понятно, что это современная аранжировка тоже авторской песни, ставшей народной. Но их исполнение тронуло душу. Она откликнулась.
Со временем я понял, что всё слышанное мною раньше это сценический вариант народных песен. Такой вид исполнения зародился, вероятно, в девятнадцатом веке, но утвердился в начале двадцатого. В первую очередь он связан с именами Фёдора Шаляпина и Надежды Плевицкой. Их традицию продолжили Лидия Русланова и Сергей Лемешев. Затем Людмила Зыкина. В наше время Пелагея, и вот теперь Татьяна Куртукова.
Попытка вывести на сцену подлинных народных исполнителей одним из первых предпринял Митрофан Ефимович Пятницкий. В первом составе его хора были собраны обычные крестьяне. Постепенно закон сценического пения уводил хоровиков от первозданного исполнения. Но несомненно, что хор имени Пятницкого и по сей день является хранителем подлинных русских песенных традиций. Опять же с учётом сценичности манеры исполнения. Таким же хранителем подлинности является и Кубанский казачий хор, и Краснознамённый ансамбль имени Александрова.
А что же подлинное не сценическое, не обработанное народное пение, умерло? Нет. К счастью живо. Более того, возрождается и даже приобретает всё больший размах. Было время, когда подлинных народных исполнителей оставались единицы. К счастью их голоса успели записать на механические носители звука. А участники фольклорных экспедиций перенять старинные песни и манеру исполнения из уст в уста. Хорошо помню, как Евгения Смольянинова рассказывала о встречах с Ольгой Федосеевной Сергеевой. О том, как она передавала свои секреты исполнения. Незамысловатые, конечно, секреты, но многовековые. Ведь так они и передавались из поколения в поколение. Вот почему слушая современную народную песню, мы слышим отголоски пения наших далёких предков, давно ушедших в мир иной. Это их голоса мы слышим в народных песнях. Это их чувства откликаются в наших сердцах. Это их мудрость мы воспринимаем через слова народных песен.
Наивно полагать, что в народных песнях только и поётся о том, как Ваня полюбил Маню, а Маня Ваню. Вот несколько выписок из сборника народных песен Петра Киреевского:
Восходила туча гремучия,
Из той из тучи из гремучия
Выпадала книга Голубиныя,
Ни малая, ни вяликая;
Далины книга сорока сажон,
Поперечины двадцати сажон.
К той Книги Голубиныя
Собиралися, соезжалися
Сорык царев сы царевичам,
Сорык князев сы князёвичам,
Сорык бояр сы бояриным,
Сорык папов сы паповичем,
Сорык крестьян сы крестьяниным,
Кы таму кы премудрому царю к Давыду Евсеевичу.
Возговорить Володимир-князь,
Володимир-князь Володимирыч:
– Ой ты, премудрый царь, Давыд Евсеевич!
Прочти нам Книгу Голубиную,
Ни малую, ни вяликую...
Напомню, сборник был издан в 1847 году, а песни собраны у крестьян Орловской губернии.
Вот ещё одна народная песня «Стих про Егорья Храброго»:
Во шестом году, в осьмой тысичи,
При том царю было при Хведору,
При Хведору Стритилатову
Жила сабе царица благоверная
Свет Сафея Премудрыя.
Парадила она сибе три дочери,
Три дочери, три родимыя,
Четвертова сына Егорья Харабраво ...
Это песни, которые пел «простой» русский народ. Впечатляет, не правда ли?
Не удивительно, что великие русские композиторы классики Глинка, Чайковский, Римский-Корсаков не стеснялись использовать в своих произведениях народные мелодии. Есть любопытный видео ролик, в котором «Камаринскую» Чайковского исполняют фольклорный ансамбль «Лепота» и Берлинский симфонический оркестр в зале Берлинской филармонии.
Впечатляет и разнообразие жанров, и серьёзность тем народного песенного творчества: эпические исторические произведения, духовные стихи, обрядовые, плясовые, лирические и воинские песни.
Песни трудовые: покосные, жатвенные, молотильные помогали в работе; обрядовые: свадебные, похоронные сопровождали человека всю жизнь; праздничные: колядки, масленичные, купальские украшали праздничные дни; игровые помогали воспитанию, а позже общению и сближению молодых людей для создания семьи; календарные: веснянки, заклички сохраняли связь человека с природой.
Позже появились бурлацкие, ямщицкие, арестантские песни. А также «городские» романсы с их разновидностью под общим названием «жестокий романс». Самые известные из них «Окрасился месяц багрянцем» и «Очи чёрные».
Всё это многообразие собирали фольклорные экспедиции из лучших музыкальных учебных заведений: Московской и Питерской консерваторий, академии имени Гнесиных, институтов культуры и многих других. Мне довелось беседовать с одним из корифеев русского фольклора Вячеславом Михайловичем Щуровым. Мы провели несколько передач на Народном радио. И каждая встреча – открытие.
С народным артистом России В.С. Девятовым мы тоже провели целый цикл передач о русском песенном искусстве. Владимир Сергеевич очень переживал, что народная песня почти не слышна в эфире, а тем более на телевидении. Это серьёзная проблема. Очевидно, что настоящая русская песня блокируется. Наши противники прекрасно понимают силу народной песни и делают всё, чтобы не допустить её к широкой публике. Не случайно популярная программа «Играй, гармонь» гонима и отодвинута в несмотримое время (выведена из прайм-тайма). Удивительно как смогла пробиться в большой эфир программа Андрея Малахова «От всей души». В ней звучит много народных песен. Понятно, что не все они аутентичные, но пропитанные народным духом звучат не редко. Отдадим Андрею должное.
Моё непосредственное знакомство с народной музыкой началось в Музее народного искусства, где мы проводили «Праздники ремёсел», в которых участвовали фольклорные ансамбли. На этих праздниках я близко познакомился с Татьяной Белоконевой (народный театр «Петрушка»), Татьяной Вальковой (студия традиционного костюма «Русские Начала»), мультимузыкантом Михаилом Горшковым и многими другими замечательными «народниками». Позже проникновение в народную песню продолжилось в программе «Традиция» на «Народном радио». Состоялось множество удивительных радиовстреч: заслуженный деятель искусств РФ В.М. Щуров, профессор Гнесинской академии В.А. Царегородцев, народный артист России В.С. Девятов, художественный руководитель Кубанского хора В.Г. Захарченко, солист Большого театра А.Ф. Ведерников, руководитель фольклорного союза Сергей Старостин, знаток русского танца А.И. Шилин, руководитель Центра русского фольклора Д.И. Морозов, а также корифеи фольклора Владимир Скунцев с сыновьями, Андрей и Иван Кабановы, Татьяна Петрова, Ирина Леонова, Ольга Ключникова, Степан Нестеров, участники ансамблей «Партизан ФМ», «Люди вольные», «Поверье», «Бабкины внуки», «Измайловская слобода» – созвездие русских музыкантов!
Радует то, что у традиционных народников есть молодое и весьма деятельное продолжение. Особенно надо отметить кузницу кадров народного пения – Академию имени Гнесиных. Мне доводилось видеть, как работал со студентами Владимир Андреевич Царегородцев. Это была подлинная академия народной музыки. Когда я слушал хор его воспитанников, во мне внутренняя струна не просто звучала, она пела. Пела громко и радостно. Десятки его учеников продолжают дело народного пения по всей стране. Они возвращают подлинную народную песню своему законному владельцу – русскому народу. И всем народам, которые ценят настоящее искусство.
Не забудем упомянуть и музыкально-педагогический институт Ипполитова-Иванова. Именно в нём училась Татьяна Куртукова. Как сказано в начале статьи её песня «Матушка-земля» очаровала сердца миллионов людей по всему миру. Так и будет впредь.
Русская песня глубоко национальна и при этом всемирна. Русская песня человечна и удивительно красива. Но надо быть не только слушателями, и исполнителями. Если мы запоём свои настоящие русские песни – станем мудрей, сильней, душевней... человечней.
Владимир Робертович Анищенков, главный редактор радиостанции «Победа»
3. Ответ на 2, Победа45:
2. Ответ на 1, Наблюдатель:
Просто у одних песен мы знаем авторов, а у других - имена не дошли до нас.Разумеется. И музыка и первоначальный текст сочиняет один человек. Но есть песни которые становятся эталонными. Из них разрастаются новые песни и даже музыкальные направления.А есть песни неповторимые. Весь вопрос в терминологии. Что мы называем народной песней?
1. все авторские
Просто у одних песен мы знаем авторов, а у других - имена не дошли до нас.