Русские песни

У традиционных народников есть молодое и весьма деятельное продолжение

Традиционные духовно-нравственные ценности России  Русская цивилизация 
1 Победа45 
640
Время на чтение 8 минут
Фото: Татьяна Куртукова, источник: libraart.ru

Песня «Матушка» в исполнении Татьяны Куртуковой собрала миллионы прослушиваний по всему миру, положительные отзывы музыковедов Германии и даже США. Несмотря на то, что певица пела в русском костюме со словами, от которых у пытавшихся изолировать Россию, волосы встают дыбом: «Матушка-земля, белая берёзонька. Для меня святая Русь, для других занозанька». Что же это за сила такая, которая пробивает брешь в, казалось бы, железобетонной стене русофобии? Эта сила – русская песня. Настоящая русская песня.

Впервые силу притяжения этих песен я почувствовал в далёкой юности, когда вместе с друзьями отмечали чей-то день рождения. Как водится, приняв за праздничным столом хорошую дозу известного всем напитка, мы запели. Что лучше всего поётся за дружеским столом? Конечно же народные песни. И полились «Ой мороз, мороз», «Чёрный ворон», «Вдоль по Питерской», всё, что смогли вспомнить. Это наше распевание во всю глотку затронуло какую-то неведомую струну внутри, разбудило дремавшее доселе чувство причастности к чему-то очень родному. Позже я узнал, что все эти песни авторские, но поскольку их пел народ, то они считались народными. Слова к песне «Чёрный ворон» сочинил поэт, офицер Николай Фёдорович Верёвкин. Кстати, он же автор слов другой известной «народной» песни «Любо, братцы, любо». Песню «Вдоль по Питерской» сочинил, вернее, составил из трёх действительно народных песен Фёдор Иванович Шаляпин. Ну, а «Мороз, мороз» вообще можно сказать современная песня, написанная солисткой Воронежского хора Морозовой-Уваровой в 1964 году. Однако, все эти песни мы называем народными. Их поёт народ. Они по духу народные. Словами это объяснить непросто. Это когда песня затрагивает ту самую внутреннюю струну, от звука которой начинает трепетать сердце, а душа петь. Ко мне понимание народности приходило многие десятилетия, можно сказать всю жизнь.

Второй раз «народная» струна зазвучала во мне, когда услышал «Вот мчится тройка удалая» в исполнении ансамбля «Поющие гитары». Понятно, что это современная аранжировка тоже авторской песни, ставшей народной. Но их исполнение тронуло душу. Она откликнулась.

Со временем я понял, что всё слышанное мною раньше это сценический вариант народных песен. Такой вид исполнения зародился, вероятно, в девятнадцатом веке, но утвердился в начале двадцатого. В первую очередь он связан с именами Фёдора Шаляпина и Надежды Плевицкой. Их традицию продолжили Лидия Русланова и Сергей Лемешев. Затем Людмила Зыкина. В наше время Пелагея, и вот теперь Татьяна Куртукова.

Попытка вывести на сцену подлинных народных исполнителей одним из первых предпринял Митрофан Ефимович Пятницкий. В первом составе его хора были собраны обычные крестьяне. Постепенно закон сценического пения уводил хоровиков от первозданного исполнения. Но несомненно, что хор имени Пятницкого и по сей день является хранителем подлинных русских песенных традиций. Опять же с учётом сценичности манеры исполнения. Таким же хранителем подлинности является и Кубанский казачий хор, и Краснознамённый ансамбль имени Александрова.

А что же подлинное не сценическое, не обработанное народное пение, умерло? Нет. К счастью живо. Более того, возрождается и даже приобретает всё больший размах. Было время, когда подлинных народных исполнителей оставались единицы. К счастью их голоса успели записать на механические носители звука. А участники фольклорных экспедиций перенять старинные песни и манеру исполнения из уст в уста. Хорошо помню, как Евгения Смольянинова рассказывала о встречах с Ольгой Федосеевной Сергеевой. О том, как она передавала свои секреты исполнения. Незамысловатые, конечно, секреты, но многовековые. Ведь так они и передавались из поколения в поколение. Вот почему слушая современную народную песню, мы слышим отголоски пения наших далёких предков, давно ушедших в мир иной. Это их голоса мы слышим в народных песнях. Это их чувства откликаются в наших сердцах. Это их мудрость мы воспринимаем через слова народных песен.

Наивно полагать, что в народных песнях только и поётся о том, как Ваня полюбил Маню, а Маня Ваню. Вот несколько выписок из сборника народных песен Петра Киреевского:

Восходила туча гремучия,
Из той из тучи из гремучия
Выпадала книга Голубиныя,
Ни малая, ни вяликая;
Далины книга сорока сажон,
Поперечины двадцати сажон.
К той Книги Голубиныя
Собиралися, соезжалися
Сорык царев сы царевичам,
Сорык князев сы князёвичам,
Сорык бояр сы бояриным,
Сорык папов сы паповичем,
Сорык крестьян сы крестьяниным,
Кы таму кы премудрому царю к Давыду Евсеевичу.
Возговорить Володимир-князь,
Володимир-князь Володимирыч:

Ой ты, премудрый царь, Давыд Евсеевич!
Прочти нам Книгу Голубиную,
Ни малую, ни вяликую...

Напомню, сборник был издан в 1847 году, а песни собраны у крестьян Орловской губернии.

Вот ещё одна народная песня «Стих про Егорья Храброго»:

Во шестом году, в осьмой тысичи,
При том царю было при Хведору,
При Хведору Стритилатову
Жила сабе царица благоверная
Свет Сафея Премудрыя.
Парадила она сибе три дочери,
Три дочери, три родимыя,
Четвертова сына Егорья Харабраво ...

Это песни, которые пел «простой» русский народ. Впечатляет, не правда ли?

Не удивительно, что великие русские композиторы классики Глинка, Чайковский, Римский-Корсаков не стеснялись использовать в своих произведениях народные мелодии. Есть любопытный видео ролик, в котором «Камаринскую» Чайковского исполняют фольклорный ансамбль «Лепота» и Берлинский симфонический оркестр в зале Берлинской филармонии.

Впечатляет и разнообразие жанров, и серьёзность тем народного песенного творчества: эпические исторические произведения, духовные стихи, обрядовые, плясовые, лирические и воинские песни.

Песни трудовые: покосные, жатвенные, молотильные помогали в работе; обрядовые: свадебные, похоронные сопровождали человека всю жизнь; праздничные: колядки, масленичные, купальские украшали праздничные дни; игровые помогали воспитанию, а позже общению и сближению молодых людей для создания семьи; календарные: веснянки, заклички сохраняли связь человека с природой.

Позже появились бурлацкие, ямщицкие, арестантские песни. А также «городские» романсы с их разновидностью под общим названием «жестокий романс». Самые известные из них «Окрасился месяц багрянцем» и «Очи чёрные».

Всё это многообразие собирали фольклорные экспедиции из лучших музыкальных учебных заведений: Московской и Питерской консерваторий, академии имени Гнесиных, институтов культуры и многих других. Мне довелось беседовать с одним из корифеев русского фольклора Вячеславом Михайловичем Щуровым. Мы провели несколько передач на Народном радио. И каждая встреча – открытие.

С народным артистом России В.С. Девятовым мы тоже провели целый цикл передач о русском песенном искусстве. Владимир Сергеевич очень переживал, что народная песня почти не слышна в эфире, а тем более на телевидении. Это серьёзная проблема. Очевидно, что настоящая русская песня блокируется. Наши противники прекрасно понимают силу народной песни и делают всё, чтобы не допустить её к широкой публике. Не случайно популярная программа «Играй, гармонь» гонима и отодвинута в несмотримое время (выведена из прайм-тайма). Удивительно как смогла пробиться в большой эфир программа Андрея Малахова «От всей души». В ней звучит много народных песен. Понятно, что не все они аутентичные, но пропитанные народным духом звучат не редко. Отдадим Андрею должное.

Моё непосредственное знакомство с народной музыкой началось в Музее народного искусства, где мы проводили «Праздники ремёсел», в которых участвовали фольклорные ансамбли. На этих праздниках я близко познакомился с Татьяной Белоконевой (народный театр «Петрушка»), Татьяной Вальковой (студия традиционного костюма «Русские Начала»), мультимузыкантом Михаилом Горшковым и многими другими замечательными «народниками». Позже проникновение в народную песню продолжилось в программе «Традиция» на «Народном радио». Состоялось множество удивительных радиовстреч: заслуженный деятель искусств РФ В.М. Щуров, профессор Гнесинской академии В.А. Царегородцев, народный артист России В.С. Девятов, художественный руководитель Кубанского хора В.Г. Захарченко, солист Большого театра А.Ф. Ведерников, руководитель фольклорного союза Сергей Старостин, знаток русского танца А.И. Шилин, руководитель Центра русского фольклора Д.И. Морозов, а также корифеи фольклора Владимир Скунцев с сыновьями, Андрей и Иван Кабановы, Татьяна Петрова, Ирина Леонова, Ольга Ключникова, Степан Нестеров, участники ансамблей «Партизан ФМ», «Люди вольные», «Поверье», «Бабкины внуки», «Измайловская слобода» – созвездие русских музыкантов!

Радует то, что у традиционных народников есть молодое и весьма деятельное продолжение. Особенно надо отметить кузницу кадров народного пения – Академию имени Гнесиных. Мне доводилось видеть, как работал со студентами Владимир Андреевич Царегородцев. Это была подлинная академия народной музыки. Когда я слушал хор его воспитанников, во мне внутренняя струна не просто звучала, она пела. Пела громко и радостно. Десятки его учеников продолжают дело народного пения по всей стране. Они возвращают подлинную народную песню своему законному владельцу – русскому народу. И всем народам, которые ценят настоящее искусство.

Не забудем упомянуть и музыкально-педагогический институт Ипполитова-Иванова. Именно в нём училась Татьяна Куртукова. Как сказано в начале статьи её песня «Матушка-земля» очаровала сердца миллионов людей по всему миру. Так и будет впредь.

Русская песня глубоко национальна и при этом всемирна. Русская песня человечна и удивительно красива. Но надо быть не только слушателями, и исполнителями. Если мы запоём свои настоящие русские песни – станем мудрей, сильней, душевней... человечней.

Владимир Робертович Анищенков, главный редактор радиостанции «Победа»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Ответ на 2, Победа45:

Что мы называем народной песней?

Получается, что в разных случаях - по разному. В широком смысле - это песни, которые пошли в народ, которые народ поет или, вернее, пел. В узком - это песни, авторов которых мы не знаем. Проблема только в том, что народ перестал петь. И народная песня сегодня сохраняется усилиями отдельных подвижников и чудом сохранившихся профессиональных коллективов.
Наблюдатель / 31.08.2024, 09:20

2. Ответ на 1, Наблюдатель:

Позже я узнал, что все эти песни авторские, но поскольку их пел народ, то они считались народными.

Вообще-то все песни авторские. Слова еще как-то могут быть условно коллективными, а вот мелодии - это всегда чье-то авторство.
Просто у одних песен мы знаем авторов, а у других - имена не дошли до нас.

Разумеется. И музыка и первоначальный текст сочиняет один человек. Но есть песни которые становятся эталонными. Из них разрастаются новые песни и даже музыкальные направления.А есть песни неповторимые. Весь вопрос в терминологии. Что мы называем народной песней?
Победа45 / 31.08.2024, 06:08

1. все авторские

Позже я узнал, что все эти песни авторские, но поскольку их пел народ, то они считались народными.

Вообще-то все песни авторские. Слова еще как-то могут быть условно коллективными, а вот мелодии - это всегда чье-то авторство.
Просто у одних песен мы знаем авторов, а у других - имена не дошли до нас.
Наблюдатель / 22.07.2024, 07:12
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Робертович Анищенков
ОДКБ – прообраз большого военно-политического союза
Нам надо использовать все возможности для противостояния Западу
29.11.2024
 Без руля? Без ветрил? Без идеи?
Создание современной патриотической идеологии, основанной на традициях русской мысли, есть первоочередная государственная задача
25.11.2024
Россия выдержала удар Запада
Теперь нам предстоит довести дело до Победы
15.11.2024
По горячим следам американских выборов
Нельзя упустить благоприятное время, политическая погода изменчива
07.11.2024
Победу могут заболтать?
Переговоры о мире только после расформирования украинской армии
29.10.2024
Все статьи Владимир Робертович Анищенков
Традиционные духовно-нравственные ценности России
Актуальные задачи на пути преобразования России: от рождения к восстановлению Русского мира
Выступление на секции «От ценностной идеологии к формированию ценностных институтов» XXVI ВРНС «Русский мир: внешние и внутренние вызовы»
30.11.2024
Все статьи темы
Русская цивилизация
Заседание ВРНС и съезд «Царьграда»
Второй комментарий к итогам заседания Всемирного русского народного собора
30.11.2024
Задачи и загадки от Святейшего Патриарха
Первый Комментарий к итогам прошедшего 26-го Собора ВРНС
29.11.2024
«Петру Ильичу удалось выразить русский дух»
В Смольном соборе прозвучит Литургия на музыку Петра Ильича Чайковского в исполнении хора под руководством В.А.Чернушенко
29.11.2024
Удерживающая Россия в поисках идеи
Впечатления участника Всемирного Русского Народного Собора
29.11.2024
Из истории антисистем в России: больной Серебряный век
Среди богемных литераторов были наркоманы, пьяницы и сексуальные извращенцы
29.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Задачи и загадки от Святейшего Патриарха
Новый комментарий от Игорь Бондарев
02.12.2024 05:48
Из истории антисистем в России: больной Серебряный век
Новый комментарий от Русский танкист
02.12.2024 05:33
Не отгремела канонада на колчаковских фронтах
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
02.12.2024 03:16
Заседание ВРНС и съезд «Царьграда»
Новый комментарий от Наблюдатель
02.12.2024 01:18
Являются ли грехами жизненные удовольствия и наслаждения?
Новый комментарий от Константин В.
01.12.2024 23:08