В издательстве «Царское Дело» по благословению протоиерея Иоанна Миронова вышла новая книга Людмилы Шумиловой «Посланники Божии», презентация которой состоялась 13 июня на Троицкой православной выставке в ДК им.Ленсовета.
Если человек всерьёз задумывается о смысле жизни, Господь непременно посылает ему Своих провозвестников и путеводителей в Царство Божие. Так случилось и в судьбе Людмилы Шумиловой. В конце 1980-х годов она, человек, совершенно далёкий от Церкви, волею случая стала работать в пионерском (тогда еще пионерском) лагере в Вырице, и мало знакомый человек вдруг посоветовала ей сходить на могилку преподобного Серафима, которая находилась совсем неподалёку. Почему-то так она и сделала, и — неожиданно для себя — обрела веру. Преподобный вымолил ей духовного отца — протоиерея Иоанна Миронова, и с тех пор уже больше тридцати лет он направляет Людмилу по жизни.
Там же, в Вырице, Людмила познакомилась со схимонахиней Варварой (Третьяковой). Когда она поведала духовнику об этой удивительной женщине, подвизавшейся в миру, к которой съезжались со всех уголков Руси православной и миряне, и священники, и даже архиереи, чтобы попросить её святых молитв, отец Иоанн сказал, благословляя Людмилу на дальнейшую работу в Вырицах, что общение со схимонахиней Варварой пойдёт ей на пользу. И это действительно было так. Приведём только один из эпизодов общения Людмилы Шумиловой с матушкой Варварой.
Людмила виделась со схимницей летом, а зимой работала в Санкт-Петербурге. Но однажды зимней ночью ей позвонили знакомые и сказали, что схимонахиня Варвара находится в критическом состоянии, потому что её соседи, пьющие люди, которым не хватило денег на алкоголь, обокрали её, забрав одеяло и тёплые вещи.
«Я позвонила нашей прихожанке Ирине, — рассказывает Людмила, — и попросила её помочь мне отвезти матушке всё необходимое… Рано утром её муж Владимир повёз нас в Вырицу… Комната, где лежала схимница, походила на ледяную пещеру. Я бросилась к матушке, а Ирина быстро растопила печь... Согревшись, матушка Варвара села на постели. Мы закутали её ножки тёплым одеялом, я расчесала и собрала в пучок её волосы, покрыв голову новым тёплым платочком. Ира тем временем разложила привезённую еду. Матушка взбодрилась и, благословляя Ирину, сказала, чтобы они с мужем венчались. Владимир в это время ждал нас в машине, так как отрицал всё церковное, о чём Ирина печально поведала матушке. Схимница строго повторила, что им необходимо венчаться, так как их брак благословлён Богом, и добавила, что будет молиться о них.
Когда мы уходили, уже у порога мы вдруг услышали слова матушки Варвары: "Я утром лежу, плачу и жалуюсь Матери Божьей: "Вот, я умираю". А Она мне говорит: "А ну не реви! Скоро к тебе девчонки приедут, гостинцев привезут и согреют тебя". Мы застыли у двери, потрясённые словами схимницы, которая ещё недавно, замерзая в заледеневшей комнате, плакалась Божьей Матери, а Та находилась у её постели…
Вскоре батюшка Иоанн Миронов повенчал Ирину с Владимиром, я стала их посажённой матерью».
Во время отпусков Людмила навещала свою маму, которая жила в Геленджике, и там, на Кавказе, она познакомилась с еще одним подвижником, общение с которым одобрил о.Иоанн Миронов. Это был монах Прокопий (Монин). Его облик поразил Людмилу с первого взгляда: «Его седые, не расчесанные много лет волосы были собраны в пучок. Лицо светлое, красивое, черты тонкие. Я обратила внимание, что один глаз у него явно повреждён катарактой, но зато второй сиял, словно в нём отражалась голубизна ясного неба. Рука изувечена так, что при взгляде на неё больно сжималось сердце. Фаланги пальцев искалечены…».
И почему-то Людмиле сразу подумалось, что он — блаженный.
Так это или не так (он, как и схимонахиня Варвара, давно уже в мире ином), но нам есть о чём призадуматься.
В следующий раз Людмилу, двух её спутниц и маму привёз на машине в геленджикскую церковь Черниговского князя-мученика Михаила её знакомый грек Георгий Иванович. Сам он остался в машине, а женщины вошли в храм:
«Отец Прокопий чистил подсвечник у иконы Николая Чудотворца и не повернулся на шум, который мы создали. Он продолжал свою работу, а мы затихли, ожидая, когда он заметит нас. Монах стоял к нам спиной и ничем не выдавал, что знает о нашем присутствии.
В полной тишине его голос прозвучал неожиданно. Я не сразу поняла, что он говорит, но, прислушавшись, удивилась — он говорил о моей маме. Он не назвал её имя и не повернулся, но даже мама поняла, что слова обращены именно к ней: "Вот мать! Ну что за мать! Ты почему не любишь своих детей!?" Мама тут же стала оправдаться: "Как же я не люблю!?" Но монах, не слушая, продолжал так же ровно говорить дальше. "И дочки бывают такие! Они говорят всё правильное и нужное, но как говорят? Как учительницы! А ты скажи всё то же, но по-другому, с добром, с любовью!" И я поняла, что это про меня.
А отец Прокопий продолжал уже о другой нашей спутнице: "Вот муж её приходит домой пьяный, его бес уже изнасиловал! А она на него кричит, добивает его, добивает!" И, слышу, пошла новая тема: "А некоторые приходят на работу и вместо того, чтобы трудиться, проповедуют и проповедают!" Мы молчали. Было удивительно услышать правду о себе от монаха, которого мы видели второй раз и ничего ему о себе не говорили. Да и то, что он открыл каждой из нас, для нас самих стало неожиданностью, и нам было о чём подумать. А блаженный помолчал и вдруг весело сказал: "А другу своему передайте, чтобы не боялся, а то скучно одному сидеть в машине!" Мы засмеялись, поняв, что последнее — для Георгия Ивановича».
Ещё один человек, чьё делание стало для Людмилы открытием, родился на полтора века раньше её самой. И, тем не менее, он также стал для неё примером того, как можно спасаться в миру. Услышала она о Дмитрии Егоровиче Бенардаки случайно, побывав на конференции «Россия — Греция». Грек по крови и русский по душе и духу, он жил в нашем любимом городе и совершал для него и для всей России и Греции великие дела. Многие его «детища» сохранились до наших дней. Вспомним хотя бы Сормовский (а в XIX веке его называли не иначе как Бенардаковский) завод.
В этом человеке гармонично соединялись сразу три ипостаси: купца, помещика и капиталиста. Он был владельцем 16 заводов в шести губерниях, нескольких пароходств на Волге и на реках Сибири, золотодобывающих рудников на берегах Енисея и Амура, дворцов и доходных домов в столице…
Но самое главное — один из самых богатых людей России не прятал заработанные деньги в кубышку, не строил себе дворцов и не покупал яхт, а отдавал деньги на благотворительность. О Бенардаки говорили не только в деловых кругах — его мог знать даже какой-нибудь пропащий пьяница, которого Дмитрий Егорович вызволил из беды. Писатели упоминали плоды его трудов в своих произведениях. Бенардаковский пароход «Ласточка» плавал на страницах «Бесприданницы» Н.Островского, Павел Власов в повести Горького «Мать» трудился на Сормовском заводе…
А Гоголь, которому Бенардаки также щедро благотворил, хотел запечатлеть этот удивительный образ во втором томе «Мертвых душ», и тоже в нескольких ипостасях — помещика К.Ф.Костанжогло и откупщика А.В.Муразова.
Иждивением Бенардаки в Петербурге была возведена Греческая посольская церковь во имя святого великомученика Димитрия Солунского. В ней же он был и похоронен. Но в 1962 году богоборцы взорвали этот красивейший храм, а гроб с телом её основателя сначала выбросили на кучу строительного мусора, а после увезли в неизвестном направлении.
Не один год греческая диаспора искала останки Дмитрия Егоровича. Пыталась найти в архивах хоть какой-то след и Людмила Шумилова. А отец Иоанн Миронов всё это время молился, чтобы тело подвижника-мецената было вновь достойно предано земле. И ныне, слава Богу, он покоится в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской Лавры…
Обо всех этих людях по благословению её духовного отца Иоанна Л.Шумилова написала книгу, которая так и называется — «Посланники Божии». Она вышла в издательстве «Царское Дело» и ждёт своего читателя, неравнодушного к славе Божией.
Сергей Игоревич Астахов, директор издательства «Царское Дело»
Фото к публикации:
Схимонахиня Варвара (Третьякова)
Монах Прокопий (Монин)
Дмитрий Бенардаки
Отец Иоанн Миронов
Людмила Шумилова на презентации книги в ДК им.Ленсовета