Давайте поговорим с вами сегодня об одном из самых удивительных эпизодов Священного Писания – о Вознесении Христовом. Это событие описано в Священном Писании одним лишь апостолом и евангелистом Лукой. Отрывок из евангелия от Марка, признан современными исследователями Библии, позднейшей вставкой.
Вам не кажется странным тот факт, что такое явно неординарное событие, как Вознесение, должно было затронуть учеников Христовых, и, как минимум, передано в их евангелиях. Но нет. Предвижу ваш вопрос: почему же так случилось? Ответ на него одновременно и прост, и не прост.
Как мы с вами знаем, большинство апостолов были евреями по своей этнической принадлежности. И лишь некоторые из учеников Христовых принадлежали к другой нации. Таковым, к примеру, являлся единственный автор евангелия, нееврейского происхождения – апостол Лука.
Предание сообщает нам о том, что он был родом из города Антиохии в Сирии, и, возможно, был эллинизированным сирийцем. Родился Лука в образованной, интеллигентной семье и получил прекрасное, всестороннее образование. Имел диплом врача и живописца. Свою медицинскую практику отточил, участвуя в военных кампаниях Римской империи. Апостол Павел в послании к Колоссянам прямо называет Луку врачом (Кол. 4, 14). И не просто врачом, но врачом «возлюбленным». Имея в виду, скорее всего, профессионализм Луки и его «легкую» для лекаря руку. Апостол Лука был поистине одаренным человеком. Ведь он стал не только первым иконописцем, но и ещё первым церковным историком.
В отличие от апостолов-евреев, достаточно аккуратно и боязливо излагавших свои мысли относительно личности Христа, потому что над ними всегда висело бремя Ветхого Закона, Лука был смелее и свободнее. Вот отчего некоторые евангельские события изложены только им одним. Я назову вам только самые важные из них: Благовещение Деве Марии и Вознесение Христово. Согласитесь, непростые истины избрал для изложения ученик Христов?!
Вы не подумайте, что апостолы не были поражены увиденным чудом Вознесения. Просто передать это событие для своих сограждан оказалось для них делом крайне сложным. Лука же не боится передать, что видел, и потому рассказывает историю о вознесении просто и сдержанно. Здесь отсутствует экстравагантность и витиеватость изложения. Очень точно подметил это известный немецкий библеист Эрнст Хенчен: «Рассказ этот не сентиментален и строг почти до суровости».
Итак, что же мы знаем о Вознесении. Обратимся к тексту Священного Писания: «И вывел их вон из города, и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо... И облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придёт таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон (на расстоянии субботнего пути), с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь» (Лк. 24, 50 – 53); (Деян. 1, 9 – 12).
Давайте теперь разберем прочитанное. Во-первых, обращает на себя внимание тот факт, что Христос выводит их за город, чтобы сделать свидетелями своего Вознесения. Во-вторых, Он намеренно показывает им образ восшествия человеческого тела на небо. В-третьих, Христос благословляет их на служение. В-четвертых, после Вознесения появляются ангелы, чтобы объяснить происшедшее и прервать, поистине немой восторг апостолов. И, наконец, последнее, Господь этим чудом завершает Своё пребывание на земле, но обещает вернуться. И только тогда мы видим спокойных и радостных апостолов, вернувшихся домой.
У святителя Иоанна Златоуста мы читаем следующее: «Они (апостолы) не видели, когда Он воскрес, но видели, когда “облако взяло Его”, так как и здесь зрение могло постигнуть не всё. Воскресения они увидели конец, но не видели начала; а вознесения увидели начало, но не видели конца». Нельзя сказать, что Бог не говорил людям о предстоящих чудесах. Вознесение Христа пророчески было предсказано ещё пророками в Ветхом Завете. Вот послушайте: «А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают о единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах. 12, 10); «Господь воссядет на облаке легком» (Ис. 19, 1).
Бог зримо возвышается над землей не для того, чтобы отправиться в космическое пространство. Он это делает для того, чтобы показать величие человеческой природы, и путь, которым мы должны следовать. В своей жизни мы настолько приземлённые, что нам страшно выйти за рамки установленных законов и правил. Речь идёт не о вседозволенности, а об условностях и суевериях нашей повседневной жизни. Мы цепляемся за всё земное, как будто собираемся владеть этим вечно. Глупцы. Вот вам показательный пример из истории. Когда хоронили Александра Македонского, который завоевал полмира, то нарочно выставили из гроба две его руки, чтобы показать, что великий правитель уходит на тот свет ни с чем.
Единственное что должно быть ценным для нас – это наше духовное совершенствование, которым мы, к сожалению, не занимаемся, и, что хуже всего, не интересуемся. Мы часто сетуем на то, что не слышим Бога, не можем представить себе в голове Его образ. Но, простите, как вы собираетесь это сделать, ведь Бог – это Дух. Как можно объять Необъятное?
Нельзя смешивать тело и душу. Это разные субстанции. Лучше научитесь переключаться между ними, и тогда Бог не будет казаться недоступным. Физически мы можем хоть тысячу раз прочесть Священное Писание и все молитвословы, но если в этом не присутствовала душа, то всё это абсолютно бессмысленно и бесполезно.
Вера, как дружба или любовь, требует не только физического контакта, но ещё чего-то большего. Поэтому, вера в Бога – это совсем не лёгкое дело, как может показаться на первый взгляд. Она должна быть свободной, разумной и исходить от чистого сердца. Вот тогда-то мы и найдем Бога. Души наши вознесутся до Небесного престола, где скатертью будет служить нам бездонное небо, яствами станут россыпи сверкающих звёзд, а гостеприимным хозяином явится сам Господь. С праздником, дорогие друзья, с Вознесением Христовым!
Роман Викторович Овчаренко, кандидат богословия, магистр истории