«Общественное восприятие Пасхи претерпело изменения»

По данным ВЦИОМ, Пасху, третий по популярности праздник в России, планируют отмечать до 85% опрошенных

Пасха 
0
336
Время на чтение 6 минут
Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил на своём сайте результаты мониторингового опроса, приуроченного к православной Пасхе.

«Остаются считанные дни до окончания Великого Поста, который в этом году твердо намеревалось соблюдать рекордное число наших сограждан (18% vs. 10-13% в прошлые замеры). В это воскресенье, 5 мая, православные готовятся отмечать Пасху — главный праздник в жизни христиан. Впрочем, таковым она является не только для представителей самой распространенной конфессии в стране (сегодня последователей православной веры насчитывается 64%), но и для россиян в целом: на протяжении всего периода измерений (с 2006 г.) Пасха входит в тройку наиболее важных праздников, "проигрывая" только Дню Победы и Новому году. Исключением стал 2021 г., когда третью строчку впервые занял Международный женский день. Впрочем, сегодня он едва ли составляет конкуренцию православному празднику: в ходе апрельского замера Пасху назвали 29%, 8 Марта — 24%. Примечательно, что в представлении россиянок Международный женский день также менее значим, чем православная Пасха (28% vs. 36% соответственно)», - отмечается в пресс-релизе исследования ВЦИОМ.

«Роль Пасхи ожидаемо выше в жизни наших православных сограждан — 40%, тогда как другой большой христианский праздник — Рождество Христово — упоминается ими в 1,5 раза реже (26%). В то же время для российской молодежи оба религиозных праздника имеют одинаковое, хоть и небольшое значение: они фигурируют в ответах 12% зумеров (рождены в 2001 г. и позднее) и 18% младших миллениалов (1992-2000 гг.). И если для представителей эпохи оттепели (до 1947 г.) Пасха является вторым по значимости праздником (46%), то для двух младших поколений — шестым и четвертым соответственно. Полученные результаты дают основание полагать, что роль религии в жизни современной молодежи несколько ослабевает. На сегодняшний день к православным себя причисляют 38% зумеров и 45% младших миллениалов (vs. 64% всех опрошенных), тогда как неверующими себя считают 28% и 23% соответственно (vs. 13% всех опрошенных). Эта тенденция наблюдается во всем мире. Еще в 2018 г. Pew Research Center представил результаты масштабного международного исследования, продемонстрировав разрыв в уровне религиозности между молодыми (18-39 лет) и зрелыми (40+) гражданами во многих странах мира. В частности, замерялись четыре показателя: религиозная идентичность, ощущение важности религии в собственной жизни, а также присутствие религиозных практик в жизни — еженедельное посещение богослужения и ежедневная молитва. В России были обнаружены значимые межпоколенческие различия по двум из перечисленных индикаторов — первому и четвертому», - говорится в исследовании.

«В ответах россиян на открытый вопрос о том, что именно празднуют в Пасху, лидирует правильный вариант — воскресение Иисуса Христа (42%, 2021 г. — 45%, 2019 г. — 50%). Еще 6% назвали ее великим христианским праздником, тогда как 5% вовсе перепутали Пасху с Рождеством. Затруднился с ответом каждый третий (32%).

И хотя для представителей самого старшего поколения (до 1947 г.) Пасха — второй по значимости праздник, его история знакома им не лучше, чем молодежи 18-23 лет. Правильный ответ (воскресение Христа) дали 26% зумеров и 31% представителей эпохи оттепели.

С 2011 г. общественное восприятие Пасхи претерпело изменения: если раньше в ней с одинаковой частотой видели семейную (24%), культурно-историческую традицию (22%) и священный обряд (21%), то сегодня свой сакральный смысл этот праздник скорее утратил. В наши дни две трети наших сограждан относятся к Пасхе как к традиции (67%) — культурно-исторической (30%, +8 п.п. за 13 лет), семейной (24%) или же формальной (13%). Для каждого восьмого это священный обряд (12%, −9 п.п. за 13 лет), для каждого десятого — приятные приготовления к светлому празднику (10%).

Женщины почти вдвое чаще мужчин относятся к Пасхе как к семейной традиции (30% vs. 17%).

Для каждого пятого зумера Пасха — формальная традиция, которую он соблюдает, потому что так делают все (20%). Реже таковой она является для православных россиян — 7%», - отметили авторы опроса.

«Празднование Пасхи в России носит массовый характер, в этом году её планируют отмечать 85% наших сограждан. В числе наиболее распространенных праздничных традиций: приготовление пасхальных блюд (яйца, пасха, куличи) (55%), посещение/приглашение гостей (36%), освящение угощений в церкви (20%) и поездки на кладбище (18%). По 8% планируют преподнести подарки близким и посетить всенощную. Еще 15% ответили, что вовсе не планируют праздновать Пасху в этом году, в двух самых младших поколениях (зумеры и младшие миллениалы) показатель достигает 25% и 23% соответственно.

О своем намерении отметить главный христианский праздник заявили 96% наших православных сограждан. Более того, они чаще опрошенных в целом придерживаются трех наиболее распространенных пасхальных традиций: накрывают праздничный стол (64%), принимают гостей или сами ходят в гости (44%), а также освящают куличи, яйца и пасху в церкви (28%).

За весь период наблюдений (с 2005 г.) доля отмечающих Пасху в нашей стране лишь единожды опускалась ниже 80%: пандемия коронавируса и ограничительные меры внесли свои коррективы в привычный уклад жизни, в результате чего в 2020 г. треть наших сограждан были вынуждены отказаться от празднования (34%). Главной активностью стало приготовление традиционных праздничных блюд (44%), а вот принять гостей, обменяться подарками, посетить церковь и кладбище в тот год мало кто решился (7%, 3%, 3% и 4% соответственно). Впрочем, традиция поминать усопших на кладбище и освящать угощения пошли на спад еще до пандемии, за последние 15 лет (с 2009 г.) эти ответы стали звучать на 11 и 7 п.п. реже соответственно.

Женщины на Пасху будут больше заняты приготовлением традиционных праздничных угощений (67% vs. 39% мужчин) и их освящением в церкви (24% vs. 16%), мужчины — поездкой на кладбище (22% vs. 15% женщин)», - заключили авторы исследования.

Директор по стратегическому развитию ВЦИОМ Степан Львов, анализируя итоги исследования, отметил, что «вот уже век, как роль Пасхи в обществе и ее восприятие людьми переживают самые глубокие перемены: менялся не только религиозный смысл праздника, а в большей степени – социокультурный».

«Сто лет назад воинствующие безбожники Пасху попросту отменили и запретили. В послевоенный и позднесоветский период она полуподпольно существовала в "народной практике" части советских людей, видевших в праздновании Пасхи в узком кругу некоторую "отдушину" от советского официоза. А в конце прошлого века дело практически дошло до причисления Пасхи к официальным праздникам. Казалось бы, в 90-е годы исчезли все барьеры для возрождения религии и как социального института, и как мировоззренческой системы. Нормой становится ситуация, когда люди декларируют принадлежность к конфессии, не будучи ни религиозными, ни, тем более, воцерковленными. Но в это же время происходит и нечто неожиданное – религия и ее элементы, при довольно высоком интересе к ней, не вернули статус-кво, а заняли несколько иные сегменты в массовом сознании!» - считает директор по стратегическому развитию ВЦИОМ.

«По мнению современных исследователей, религии возвращаются в новом качестве, и этот процесс – глобальный, - добавил он. - Социологи говорят о постсекуляризме или новой секулярности, главное отличие которой от жёстких (а порой и жестоких) антирелигиозных практик ХХ века состоит в том, что в ней нет места проявлению любой нелояльности по отношению к религии. Вместе с тем, вера не навязывается и не претендует на статус социального регулятора, но важным становится знание о религии. Не является исключением, а скорее правилом ситуация, когда современный образованный, но неверующий человек знает о религиозных постулатах, обрядах и праздниках больше, чем истовый верующий. В некоторых случаях, как например, с соблюдением Великого поста и церковных праздников, это знание оказывает сильное влияние на поведение, но уже не только как религиозная установка, а скорее как культурный призыв».

«И эта тенденция, как мы можем видеть по результатам исследования, усиливается с середины 2010-х годов. Например, ещё в 2011 году сохранялись признаки возрождения интереса к Пасхе как истинно религиозному празднику – тогда ещё каждый пятый видел в ней прежде всего священный обряд, т.е. непосредственно связывал его с таинством воскрешения. Сегодня же сакральность в Пасхе видит лишь каждый девятый. И за это же время подросла доля тех, кто выводит на первый план культурно-исторический контекст этого события. Таким образом, за последнее десятилетие мы наблюдаем рост смысловой секуляризации этого праздника. Как и 6-7 лет назад, примерно каждый третий относит Пасху к числу главных праздников, тогда как число декларирующих приверженность Православию за последние 7 лет заметно снизилось. Так или иначе, Пасха становится в значительной степени светским праздником, смысл которого – в воспроизводстве российской культурной идентичности», - заключил Степан Львов.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Пасха
Колокольный звон пасхальный
ХVIII Международный фестиваль славянской духовной поэзии и музыки – 2024
15.05.2024
Быть христианином значит слушать, что говорит Бог
Евангелие среды (Ин, 15 зач., 5, 17—24)
15.05.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Я убеждён, что место Стрелкова не в тюрьме, а на фронте»
Новый комментарий от Константин В.
16.05.2024 21:21
Люди, будьте бдительны!
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.05.2024 20:02
Очередная мировая
Новый комментарий от Победа45
16.05.2024 19:15
Рассерженные патриоты
Новый комментарий от Победа45
16.05.2024 19:12
Помазание на Царство Владимира Путина?
Новый комментарий от Советский недобиток
16.05.2024 18:15
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
16.05.2024 17:29