Почему-то в последние десятилетия православным народом стали особенно усердно почитаться святые женщины. Посмотрите, самые большие очереди в Москве к мощам блаженной Матроны Московской, а в Санкт-Петербурге – к часовне блаженной Ксении. Во многих краях и областях прославляются свои местные подвижницы: в Рязанской земле - блаженная Любушка Рязанская и Матрона Анемнясевская, в Тульской земле - блаженная Евфроси́ния Колюпа́новская. Многие подвижницы почитаются ещё будучи не канонизированными: в Киеве - преп.Алипия Киевская, в Тверской земле - блаженная Любушка, в Смоленской - блаженная Макария Темкинская, в Волгограде – Марфа Царицынская, во Владикавказе - блаженная Анастасия. Не берусь сейчас объяснять это явление.
Хочу только сказать, что даже на Дальнем Востоке из всего сонма новомучеников Российских особенно почитается св.мученица Параскева.
Параскева Степановна Кочнева (1893-1939) была простой русской женщиной, по происхождению - казачка. Глубоко верующая, она несла послушание сторожа в храме, состояла членом церковной 20-ки. Когда в 1930-е гг. началась кампания безбожной власти по закрытию и разрушению храмов, Параскева безстрашно встала на защиту своего приходского храма св.Александра Невского в городе Миасс: собирала подписи, ездила в Москву, обивала пороги ВЦИКа, добивалась встреч с высокопоставленными людьми.
Власть ответила ей своим любимым аргументом: арест, неправый суд, ссылка на Дальний Восток, где она и погибла в Бамлаге на станции Известковая 8 апреля 1939 года (подробнее).
Сегодня исполняется 85 лет ее мученического подвига.
Священников тогда арестовывали по «профессиональной» принадлежности как служителей культа. Отвертеться у них не было шанса (расстреливали даже отрекшихся!). Мирян пытались отговорить. Но Параскева не пошла на компромисс и осталась верной Христу и Его Церкви. Страдание и смерть за Христа стали её свободным выбором. Тем более велик её подвиг!
В 2017 году мы в Петербурге познакомились с потомком новомученицы Параскевы, с её двоюродным внуком – Михаилом Журавлёвым. Возникла идея написать её икону в дар Биробиджанской епархии. Архиепископ Ефрем благословил это начинание. Просмотрев существовавшие на тот момент иконы, я удивился тому, что её изображают в древнеримской одежде.
Я попросил иконописца Алексея Черепанова написать русскую мученицу в русском полушубке одежде и в русском платке. В течение полугода шла работа над иконой с уникальной иконографией.
В правой руке святой крест – знак мученичества, а в левой руке – 7 ключей, как знак её послушания Церкви. Как известно, ключи на иконе изображаются у апостола Петра. Теперь и святая мученица Параскева была сторожем и ключарем своего храма, на иконе её ключи носят символический смысл – не только ключи от земного храма, но и Царства Небесного, куда вошла новомученица Параскева.
Икона была доставлена в Биробиджан 22 ноября 2017 года, где её встретил и освятил владыка Ефрем.
Теперь этот образ, принесенный из Кронштадта, стал одной из святынь епархии, а святая мученица является одной из главных, самых почитаемых и самых любимых святых Дальнего Востока – матушка-заступница Дальней России.
Святая мученице Параскева, моли Бога о Руси и православном народе ея!
Протоиерей Геннадий Беловолов, сотрудник Литературно-мемориального музея Ф.М.Достоевского, директор мемориальной квартиры-музея Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино
Впервые опубликовано на странице автора в социальной сети
1. Посмотрел
«Еще раз повторяю, что в организации я не состояла и среди населения контрреволюционную агитацию не вела, а также провокационных слухов о войне и о гибели Соввласти никому не говорила. Иисус терпел и я тоже стану терпеть и переносить, на все готова.
От подписи отказалась».