Самое актуальное у Н.Бердяева то, что он написал о назначении человека в мире. Это особенно важно в наше время потому, что сейчас формируется новый человек с опорой на искусственный интеллект. И второй вопрос эпохи: сохранится ли человек как существо личностное, как существо, ответственное за всех и вся, или он будет подчинён «большим вещам – государству, нации, социальным институтам, идеям и идеологиям, законам истории и экономики, при котором человек вторичен, ибо тогда его поведение, поступки, душевный и духовный мир – косвенно или прямо определяются уровнями социальной, экономической, исторической реальности» (Хоружий С.С. Православно-аскетическая антропология и кризис современного человека. В сб. «Православное учение о человеке. М.-Клин, 2004, с.159).
Сделаем небольшой экскурс в историю вопроса о человеке. Проблема человека ставилась уже первыми философами Индии, Китая, Древней Греции. И в последующие времена не было ни одной философской школы, в которых не поднимался бы вопрос о человеке, и существовала тенденция обосновать все знание и весь мир исходя из человека.
Стремление сделать человека главным предметом философских размышлений – определяющая черта русской философии. Заметим, не только в философии. Ф.М.Достоевский в письме к брату Михаилу писал: «Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».
Для русского философа – человек не только часть какого-то общего целого: человечества, нации, племени, рода, государства, социума, общества, сословия, класса, не есть он только «познающая форма материи» или «конечный продукт эволюции живого». Человек есть некое целое, подобное Богу существо, заключающее в себе всю полноту жизни. Отсюда характерное для русской философии стремление увидеть человека как целое или даже как подобное Богу существо, наделенное Творцом творческой силой.
И вот это особенно проявляется у Н.А.Бердяева, хотя и присутствует и у других русских мыслителей.
Н.Н.Страхов писал: «Человек – узел мироздания, его величайшая загадка, но и разгадка его». П.Л.Лавров утверждал, что только весь человек в целом явлении его жизни – истинный предмет философии: «Философствовать – это развивать в себе человека, как единое стройное существо».
У Н.К.Михайловского читаем: «Пусть кто хочет, смотрит на меня, как на часть чего-то стоящего надо мной… но я не перестаю видеть в себе полного человека, цельную личность, я хочу жить своей доступной мне жизнью, – и только туда войду сознательно и добровольно, где мне гарантирована ценность, нераздельность, полнота всей личности» (Михайловский Н.К. Сочинения. СПб., 1909, т.III, с.336).
«Философ не тот, который сообщает человечеству какие-нибудь неожиданные диковины, а тот, кто изъясняет человеку его же самого» (Антоний (Храповицкий) митр. Новый опыт учения о Богопознании. СПб., 2002, с.19).
А вот характерные цитаты из книги Н.А.Бердяева «О назначении человека» (М., 1993).
«Проблема человека – есть основная проблема философии. Еще греки поняли, что человек может начать философствовать только с познания самого себя» (с.54).
«Проблема человека не может быть подменена проблемой души, психологического сознания, ни проблемой духа, ни проблемами идеальных ценностей, идеей добра, истины, красоты и пр. Человек не есть субъект гносеологии, не есть душа психологии, не есть душа пневматологии, не есть идеальная ценность этики, логики, эстетики. В человеке пересекаются все круги бытия… Философия должна быть сознательно, а не наивно антропологической… Понять человека можно лишь в его отношении к Богу. Нельзя понять человека из того, что ниже его» (с.55).
«Человек есть существо, сотворенное Богом, человек есть существо, отпавшее от Бога, и человек есть существо, получающее благодать от Бога» (с.56).
«Антропология христианская должна раскрыться, как учение о человеке-творце, носящем образ и подобие Творца мира» (с.58).
Заметим, человеческую направленность русской философии подтверждает и разрабатываемые ею антропологические доказательства Бытия Божия. В.И.Несмелов писал: «Идея о существовании Бога как Верховного Законодателя и Судии не создается человеком в мышлении различных явлений сознания и жизни и не образуется человеком из каких-то несуществующих впечатлений сверхчувственного опыта, а действительно дана человеку, но только она дана ему не откуда-нибудь совне в качестве мысли о Боге, а предметно-фактически осуществлена в нем природой его личности, как живого образа Божия. Если бы человеческая личность не была идеальной по отношению к реальным условиям её же собственного существования, человек и не мог бы иметь идеи Бога и никакое откровение никогда бы не могла бы сообщить ему эту идею, потому что он не в состоянии был бы понять её. И если бы человек не сознавал идеальной природы своей личности, то он и не мог бы иметь никакого сознания о реальном бытии Божества, и никакое сверхестественное действие никогда бы не могло вложить в него это сознание, потому что человеческим сознанием он мог бы воспринимать только реальность чувственного мира и реальность себя самого, как физической части мира. Но человеческая личность реальна в бытии и идеальна по своей природе, и самим фактом своей реальной идеальности она непосредственно утверждает объективное существование Бога, как истинной Личности» (Несмелов В.И. Наука о человеке. Казань, 1905, т.1, с.256-257). И далее: «Образ Божий в человеке не возникает под формою какого-нибудь явления сознания, а представляется самою человеческою личностью во всем объеме её природного содержания, так что это содержание непосредственно открывает нам истинную природу Бога, каким Он существует в Себе Самом» (там же, с.270).
А уже в наше время митрополит Константин (Горянов) пишет: «Антропологическое обоснование религии, выражающее в виде феноменов религиозного опыта глубинные и жизненно важные запросы человечества, открывает для апологии христианства немало новых возможностей» («Православное учение о человеке. Сборник. М.-Клин, 2004, с.308).
В заключение сформулируем те положения русской философии, которые помогут нам в ответах на вызовы XXI века.
1. Человек не только величайшая тайна из всех существующих, но и ключ к разрешению всех вопрошаний познающего ума.
2. Человек как образ и подобие Творца есть существо творческое и потому он создан свободным и ответственным за реализацию талантов данных ему Богом.
3. В человеке пересекаются все круги. В человеке есть не только душа и тело, не только дух и плоть. Но человек это и существо мыслящее, сакральное, мистическое, социальное, художественное, эстетическое, харизматическое. При этом эти «части» равноценны между собой, не зависят друг от друга и составляют автономные части целого человека.
4. Человек не есть часть какой-нибудь системы, а сама система.
5. Взгляд через призму человека на мир – характернейшая особенность русской философии.
6. Человек есть существо, сотворенное Богом; человек есть существо, отпавшее от Бога, и человек есть существо, получающее благодать от Бога.
7. Преодолеть рабство природной, социальной, государственной, сословно-классовой необходимости полностью можно только в Церкви, где каждый обретает «самого себя, в силе духовного единения с братьями, со Спасителем, находит все то, что есть совершенно в нем самом».
8. Цельность или полнота русского человека есть церковность, есть реализация «небесного человека», «второго Адама», которого потенциально мы носим в себе, и которого актуализовал для нас Сын Человеческий и Сын Божий Иисус Христос.
И последнее. Нет человека вообще, а есть русские, немцы, французы и т.д., как нет одного языка для всех. И потому основной предмет русской философии есть русский человек. При этом нельзя сказать, что русский человек есть особая «разновидность» человека вообще; и помимо него существуют другие типы людей – немцы, французы и т.д. Правильнее считать, что есть русский, немецкий, французский путь реализации «идеального» человека, «второго Адама», не человека вообще, а именно «второго Адама» или «небесного человека». Как пишет ап.Павел: «Первый человек из земли, перстный; второй человек – Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (1 Кор. 15:47-48). «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос?» (Гал. 4:19).
Выступление на заседании, посвященном 150-летию Николая Александровича Бердяева в Российской Христианской Гуманитарной Академии 15.03.2024.
Борис Георгиевич Дверницкий, русский мыслитель и публицист, Санкт-Петербург