20 февраля день памяти всероссийского духовника, старца архимандрита Кирилла (Павлова). Семь лет назад батюшка отошел ко Господу.
В Свято-Троицкую Сергиеву лавру я приехал поздновато, на соборные заупокойные богослужения опоздал. Только подошел к могилке, сестры-монахини вручают мне красочный календарь с фотографиями батюшки и шоколадку, «помяните»! Вспомнилось «Пришедший в шестой час не был обойден..., и пришедший в одиннадцатый получил сполна». У могилки теснится народ, стихийно возникает служение панихид. Вот чтец Иоанн объединил людей вокруг себя и начали молится мирским чином. Приятно было видеть знакомые лица. Конечно же, здесь протоиерей Виктор Кузнецов, автор нескольких книг об отце Кирилле, он каждый год приезжает. Вижу, к кресту подходит брат Сергий, он только что вернулся с фронта, гуманитарную помощь доставил аж на самую передовую. Любимая всеми Юля на электроколяске, каждый год приезжает из столицы помянуть духовника. Вот подходит священник, народ сразу к нему: «Батюшка, а давайте панихиду послужим!» Невесть откуда появляется походное кадильце с возженным угольком, кто-то достал ладан и подсыпал. Вознеслась на небеса молитва, поначалу священник служил и пел сам. А «Со святыми упокой» уже пел хор человек в 50. И так весь день, кто-то пришел, кто-то ушел. Все молились и о упокоении старца, и обращаются к нему как к святому (пока еще не прославленному Церковью) за помощью.
Владимир Иванович Саяпин, фотокорреспондент, член Союза журналистов СССР, России. Фото автора
6.
Памяти архимандрита Кирилла (Павлова)
20 февраля 2024 года исполняется семь лет со дня блаженной кончины архимандрита Кирилла (Павлова) (в миру Ивана Дмитриевича Павлова) - участника Великой Отечественной войны, духовника трёх патриархов - Алексия I, Пимена и Алексия II. Предлагаем Вашему вниманию статью о нем настоятельницы Богородице-Рождественского монастыря игумении Викторины (Перминовой).
...
Старец архимандрит Кирилл (Павлов) снискал всенародную любовь. Он не стремился к этой любви, не искал ее, но все любили его, потому что он сам любил всех. Он жил по Евангелию. Любовь его чуткой души светила миру, как неугасимая лампада. Она продолжает светить и в вечности. Такая любовь «трости надломленной не преломит и льна курящегося не угасит», но нет ничего в мире сильнее ее. Именно такая любовь по-настоящему изменяет жизнь людей. Ее тихий, ровный свет и ласковое тепло действеннее вспышек пламени человеческих чувств, ибо сильные вспышки скоро гаснут. А настоящая любовь никогда не исчезнет и не умалится.
Многие задаются вопросом, почему Христос больше всех любил апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Может ли Бог кого-то любить больше, а кого-то – меньше? Ответ на вопрос кроется не в отношении Бога к человеку, а в отношении человека к Богу. Апостол Иоанн был лучшим учеником, он глубже многих воспринял Евангельский дух и сам больше других любил Христа. Постоянство и сила его любви были основаны на послушании Божественному Учителю, смирении и терпении. Его любовь – как тихое, благодатное веяние ветра, о котором говорит Господь в Ветхом Завете пророку Илии. Таким был характер любви и почившего старца.
Отец Кирилл всю жизнь взращивал и развивал в сердце всеобъемлющую любовь Христову. Она возрастала, имея в своем основании смирение. Известный старец был очень скромным человеком, он никогда не считал себя кем-то великим, хотя был действительно велик, и мог бы сказать с Апостолом: «Живу не ктому аз, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20). Его голос был кротким и тихим, и, слушая его проповедь в храме, все как бы замирали, боясь пропустить хотя бы одно слово.
Любовь всегда жертвенна. Батюшке были свойственны жертвенность и большое мужество. Жертвенность будущего пастыря проявлялась на войне. Во время обороны Сталинграда он обрел то самое Евангелие, с которым больше не расставался. Известны его слова о военном времени: «Я шел с Евангелием и не боялся». И в мирное, но далеко не благоприятное для верующих людей время он смог жертвенно оставить все и последовать за Христом.
Архимандрит Кирилл нелицемерно любил обитель преподобного Сергия и братию, в духе любви соблюдал все монашеские правила, безотказно исполнял послушания. В общении с батюшкой чувствовалось, что он сосредоточен в Боге, молится и занимается трезвением, и при этом окружающие не ощущали скованности и напряжения. С ним было легко и радостно.
5. савл
4. Ответ на 3, Русский Иван:
3. Вроде
2. Из проповеди Старца Кирилла (Павлова)
Предметы, которые наиболее возбуждают и поддерживают нашу гордость,- это богатство, красота и крепость телесная, слава и мудрость и, наконец, жизнь добродетельная. Поэтому один гордится своим богатством и положением, другой - своей физической силой и красотой, третий - своим умом, отличиями, заслугами или своими добродетелями, гражданскими или христианскими. Гордый услаждается мыслью, что все это - его собственность, и тем более надмевается и превозносится, чем тверже в нем такое убеждение. Но убеждение это, без сомнения, ложное и неправильное.
Ни богатство, ни слава, ни крепость, ни красота, ни почести, если не будет в человеке истинно благочестивой настроенности, не дадут ему ничего, кроме одного суетного обольщения и надменности в душе, ибо не приносят они душевного мира и счастья, но, напротив, умножают душевные скорби и лишают душу будущей вечной жизни. Все это, все скоро разрушается от обстоятельств, времени или болезней, потому что всякая плоть - как трава, и всякая слава человеческая - как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал (1 Пет. 1, 24).
Некоторые надмеваются своей мудростью и благоразумием, но и эти блага и достоинства обладают величием суетным и высоту уготовляют ложную, потому что не имеют сами по себе никакой цены, если нет при них страха Божия. Величайший и невидимый мудрец мирской мудрости - диавол, - будучи коварен, не имея страха Божия, сделался богоотступником и подвергся вечному осуждению, несмотря на то что был умнее всех.
Но мало того, что гордый все достоинства и блага, которыми гордится, усвояет себе, - он еще и преувеличивает их. Гордый придает этим благам б!ольшую цену, нежели та, какую имеют они по самой своей природе, считает себя умнее, нравственнее, заслуженнее, нежели есть он в действительности, старается возвышаться и величаться над своими ближними, унижая их пред собою, относясь к ним с холодностью, неуважением или презрением, восхваляет себя сам и домогается такого же восхваления от других, доходит иногда почти до обожения себя, до поклонения своим "совершенствам" и требует, чтобы другие также обожали его и преклонялись, падали в прах пред его величием и заслугами.
Но не всегда гордый имеет одни совершенства и добродетели, бывают у него и слабости, и недостатки, и грехи с пороками. Однако он или скрывает их от других и от себя, или преуменьшает их значение и важность, или извиняет себя в них, или даже вовсе не считает их чем-то худым, а признает их в себе достоинствами и совершенствами и хвалится ими.
1.
Для души есть высшая награда —
В заповедях Божиих ходить!
Жизни цель, и смысл и отрада —
Господа и ближнего любить!
Сегодня, 20 февраля – день памяти старца архимандрита Кирилла (Павлова)! Духовника Троице-Сергиевой Лавры и защитника Сталинграда!
Упокой, Господи, в Вечной Славе Твоей душу приснопоминаемого раба твоего архимандрита Кирилла и прости ему вся согрешения вольная и невольная! и даруй ему Царствие Небесное! И его святыми молитвами благослови и помилуй Землю Русскую, даруй Царю Православному и Православным Русским воинам Божию Победу над злом и благослови стоять за Христа до мученического Креста!
+ Господи Ιисусе Христе, молитвами Пресвятой Богородицы, Архангела Михаила и всех Святых помилуй и спаси Святую Русь!