В среду, 7 февраля, в Санкт-Петербурге на базе Петровской академии наук и искусств состоялся круглый стол «Русское единство: проверено веками. К 370-летию Переяславской Рады», сообщает наш корреспондент.
Заседание круглого стола открыл президент Петровской академии наук и искусств, член Общественной палаты Санкт-Петербурга профессор Алексей Васильевич Воронцов.
Он отметил, что, к его сожалению, 370-летие Переяславской Рады прошло совершенно незамеченным в российском обществе. По его мысли, это свидетельствует о том, что мы идеологически проигрываем. Вместе с тем отрадно, что об этом юбилее вспомнили на Донбассе и в Крыму, где понимают значение идеологии.
Президент ПАНИ обратил особое внимание на смелость исторических деятелей той эпохи – гетмана Богдана Хмельницкого, Царя Алексея Михайловича, Патриарха Никона, которые, несмотря на жесточайшее сопротивление, довели до конца дело вхождения Малороссийского казачества в состав Российского государства.
Главным мотивом, который звучит во всех документах и обращениях, было спасение православного народа Малороссии. К сожалению, сегодня эта тема находится под запретом на Украине – там даже переделали памятник в Переяславе, убрав все упоминания о единстве с Россией.
Мы, Россия, с сожалением отметил Алексей Васильевич, сегодня не всё сделали для защиты Православия.
Выступивший следом по видеосвязи вице-президент ПАНИ, известный учёный, дважды доктор наук, философ, инженер, экономист, социолог, педагог, общественный деятель Александр Иванович Суббето обратил внимание на проблему истоков и оснований борьбы Запада против России. Основы её учёный видит в расколе Церкви в 1054 году и в том, что Католическая церковь фактически встала на путь предательства Христа. И сегодня США и НАТО продолжают дело борьбы Запада против России, являясь фактически «коллективным Гитлером».
Белорусский политик и общественный деятель Александр Аркадьевич Иванов, выступавший по удалённой связи, провёл белорусские параллели с событием Переяславской Рады, напомнив недавнюю попытку государственного переворота в Белоруссии, которую инициировали и поддержали США и Польша.
«Мы будем сильны, когда будем вместе», - в этом видит белорусский политик философию Переяславской Рады, которую нам сегодня нужно продолжать.
Председатель Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России Борис Александрович Орлов отметил, что Украину сегодня сложно назвать страной, ведь это фактически коррумпированная территория. Характерно, что та идеология национализма, которая десятилетиями внедрялась на Украине, приводит к отуплению населения, к распространению совершенно бредовых идей об исключительности украинцев. И это печальный факт.
К сожалению, как отметил поэт, активно работают технологии по разделению народа, а нам нельзя делиться, ведь угроза жизни существует сегодня для всех: для «красных» и для «белых». И мы должны это понимать.
Борис Александрович провёл интересную параллель: по его мнению, Богдан Хмельницкий и казаки 17 века – это тогдашний «Вагнер», которые в тяжёлые времена защищали русский народ.
Руководитель Крымского отделения ПАНИ Александр Семёнович Слепокуров, выступавший по видеосвязи, поблагодарил Президента России Владимира Путина, Россию, русский народ за присоединение Крыма – это сейчас становится всё более и более очевидным, понятным, что стало бы с Крымом, если бы не 2014 год и не «Крымская весна».
Выступивший следом главный редактор «Русской народной линии», член Союза писателей России, историк Анатолий Дмитриевич Степанов отреагировал на проблему, поставленную А.В.Воронцовым, почему средства массовой информации России промолчали и проигнорировали дату 370-летия Переяславской Рады.
По его словам, потому что нечего было сказать. В России нет идеологии, поэтому нет понимания, как реагировать на эти важнейшие события. Мотивом присоединения Малороссии к России была защита православных. А что сегодня у нас? А у нас с 1918 года Церковь отделена от государства. Так как же государство может защищать Православие в условиях отделения Церкви от государства, в условиях, когда Церковь является одной из общественных организаций Российского государства? Как мы можем сегодня защищать православных, когда православные из канонической Украинской Православной Церкви не просят нас о защите? Наоборот, они дистанцируются от Москвы, от России, пытаясь искать поддержки либо у украинской власти, либо на Западе.
Церковный вопрос на Украине сегодня является нервом политической ситуации. Мы прекрасно понимаем, что захватившие власть в Киеве русофобы пытаются разорвать последние нити, связывающие русский народ на Украине и в России – нити духовные. Отсюда и эта атака на каноническую Украинскую Православную Церковь, считает историк.
Больше того, как отметил Анатолий Степанов, из Украины пытаются сделать полигон для отработки поистине апокалиптических сценариев объединения христианских церквей, но объединения не в Истине, а против Истины.
В 2025 году уже объявлено о новой унии между Католической церковью и Константинопольским патриархатом, которая приведёт к ужасным последствиям для Православия.
Нам сегодня в условиях тектонического слома, который происходит в истории, нужно вырабатывать новые понятия, нам нужно осмыслять новые явления, чтобы мы могли во всеоружии встретить все испытания, которые нас ожидают.
Доктор психологических наук, академик ПАНИ Валентин Евгеньевич Семёнов отметил, что, к сожалению, мы многое прозевали – мы виноваты перед украинскими православными в том, что сегодня ситуация дошла до такого состояния, хотя об этом писали уже давно.
Профессор процитировал работу сербского политолога Зорана Милошевича под названием «Из малоросса в украинца». К сожалению, людей на Украине смогли идеологически переработать. И нам сегодня крайне необходима рассудительность, как учил Антоний Великий.
Председатель Ленинградского отделения Союза писателей России, академик ПАНИ Сергей Юрьевич Порохов подчеркнул, что перед нами сегодня стоит задача закрыть проект «Украина». Чьей окраиной является территория, которая сейчас называется государством Украина, - окраиной России или окраиной Польши? Исторически эти земли переходили туда-сюда.
Сегодня мы видим, как киевский режим ведёт целенаправленную зачистку русского населения на территории Украины. Но для победы нам необходимо очищение власти в самой России – без этого победы не достичь.
Военный эксперт и кандидат военных наук Максим Михайлович Лагутин обратил внимание в своём выступлении на основы идеологии украинского национализма. По его мнению, это вариант фашистской корпоративной идеологии. Он процитировал труды основоположника украинского национализма Донцова и провёл параллели с немецким нацизмом. Он напомнил, как пропагандировался национализм ещё в 19 веке и в начале 20 века такими деятелями как Франко, Павлик, Грушевский. Нам нужно понимать, с каким врагом мы имеем дело.
Кандидат философских наук Геннадий Алексеевич Норкин отметил, что истоки многих проблем лежат в политике большевиков, которые активно поддержали Украину. В частности, Владимир Ильич Ленин, который называл Россию тюрьмой народов, в связи с этим считал важным поддерживать все сепаратистские образования, которые якобы освобождаются от этой «тюрьмы народов».
Профессор РГПУ имени Герцена Алексей Викторович Яковлев напомнил, что впервые публично прозвучали этнонимы «Украина» и «украинец» в конце 19 века и ни где-нибудь, а в австрийском парламенте. И собственно тогда началось активное насаждение этих понятий. Нам нужно системно изучать проблему украинства, потом что это непосредственно касается жизни людей.
Доктор исторических наук, вице-президент ПАНИ Игорь Иванович Рогозин отметил, что обработка сознания населения Украины происходило ещё в советское время: он вспомнил свои поездки на Украину, когда впервые столкнулся с неприкрытой пропагандой украинства.
Член Союза писателей России, детский писатель Николай Николаевич Бутенко, уроженец Украины, отметил, что на украинском языке можно только петь песни: научная, техническая литература на украинском языке существовать просто не может. Он также отметил сильное влияние в элите современной Украины евреев, что накладывает свой отпечаток на политические процессы.
Писатель поделился своими воспоминаниями от недавних поездок на Украину, где находятся могилы его родителей – в 2014 и в 2018 году. Он отметил разительные изменения, которые произошли в стране: раньше во всех крупных городах Украины говорили только на русском языке, а в сёлах говорили на суржике, а в 2018 году ситуация была совершенно иной.
Член правления Брянского землячества «Пересвет» в Санкт-Петербурге Александр Павлович Цыбульский, уроженец старинного казачьего города Стародуб на Брянщине, рассказал о том, как проходила присяга его предков, стародубских казаков, на верность русскому Царю в 1654 году. Он привёл исторические источники, описывающие те события.
Научный сотрудник РГПУ имени Герцена Алексей Михайлович Богачёв, который сейчас преподаёт в Мариупольском государственном университете имени А.И.Куинджи, отметил, что его личный опыт и размышления приводят к выводу, что основа нашего единства, основа единства славян, русского народа, столь глубока, что ей не могут навредить даже современные политические процессы. Внутреннее чувство единства остаётся в русских людях.
Доктор философских наук Константин Владимирович Романов отметил, что сегодня у нас существует очевидный провал в философской науке. Академическая философская наука очевидно отстаёт от тех задач, которые ставят перед ней государство и общество. Поэтому Петровской академии наук, по его мысли, нужно активнее заниматься этими проблемами. Необходимо работать в журналах, издавать монографии, очень важное направление – работа над понятиями, нужен современный философский словарь, который давал бы точные и правильные понимания важнейших процессов современности.
У нас, к сожалению, очевидный провал сегодня с методологией и этим нужно очень серьёзно заниматься.
Завершил дискуссию на круглом столе первый вице-президент Петровской академии наук Андрей Витальевич Антонов. Он подчеркнул, что состоявшаяся дискуссия подтверждает, что Переяславская Рада сегодня как никогда актуальна. Мы должны вспоминать такие юбилейные события и не забывать о том русском влиянии, которое исторически существовало в западных русских землях, помнить историю, напоминать об этом нашим современникам.
По его мнению, русскость никуда не уходила из этих земель.