На пересечении дорог

Слово в Неделю 34-ю по Пятидесятнице

0
402
Время на чтение 5 минут
Фото: РНЛ

«Учитель благий, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» — спрашивает Господа некто из начальствующих, горя духом, готовый заплатить за Царство неземное любую цену. И Господь назначает цену: раздай все, что имеешь, нуждающимся и будешь иметь сокровище на небесах. Но надо сделать это свободно и сознательно, пока не пришла смерть, и не настал срок платежей, когда мы должны будем отдать все, что имеем, хотим мы этого или не хотим. Чтобы не получилось с нами, как с другим известным нам евангельским богачом, который размечтался о своем благополучии на земле, в то время, когда смерть уже входила в его дом, чтобы насильно отнять у него все.

«Вот, мы восходим в Иерусалим, — говорит Господь Своим ученикам после беседы с внезапно опечалившимся из-за невозможности расстаться с земным богатством человеком, — и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом, ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет» (Лк. 18, 31—33). Страшно впереди, и вся наша жизнь есть восхождение к Иерусалиму, к смерти. Когда Крест и смерть Господа приближались, ученики испытывали ужас и потрясение. Они просто не могли вместить того, что Он говорит. Они видели в Нем Царя-Победителя, сокрушающего всех врагов и утверждающего Свою власть в Иерусалиме.

То, что с нами произойдет, издалека видно, за много дней, и если повернуть назад — кажется, можно всего избежать. Посмотрите: этот богатый человек стоит на перекрестке. Он как будто готов был идти вон по той дороге, да он уже шел по ней, но случай один помешал.

Однако для христианина не существует случая — существует таинственный князь мира сего, скрытая власть которого над душой этого человека обнаружилась, когда он подошел ко Христу. Корень всех зол, сребролюбие, дает страшные, не всегда сразу различимые побеги. И каждая душа человеческая, и вся история человечества исполнены пронзительной печали об этом.

Все происходит очень постепенно, но вот мы видим, как в наше время внезапно наступает ускорение. То, что казалось невозможным только вчера, становится возможным сегодня. В течение последних лет мы являемся свидетелями невиданных, непредвиденных перемен в России и в мире. Кто мог предвидеть, что крушение коммунизма, той утопии упования на земное, о которую споткнулся евангельский благочестивый богач, произойдет так быстро, на наших глазах! Кто мог предвидеть, что новая, угрожающая еще более страшными катастрофами утопия, суть которой определяется самим значением этого слова «нигде», захватит вместе со всем миром и нашу Россию? Что будет с миром через десять или двадцать лет, и будет ли мир вообще?

Быть или не быть — вот в чем вопрос. На всех языках мира после глагола «быть» второй по значению глагол — «иметь». Как научиться иметь, чтобы быть, а не наоборот, иметь, чтобы не быть, то есть жить для смерти? Смерти не только в духовном, но и в земном, очевидном для всех смысле.

Это «наоборот» обладает большой разрушительной силой. С одной стороны, говорят нам, человечеству угрожает демографический взрыв, перенаселение земли, которое с точки зрения экономистов страшнее атомной войны, потому что нечем будет питаться, и люди, наверное, начнут не только поедать насекомых (как уже рекламируют это сегодня), но и пожирать друг друга. Не по этой ли причине враг рода человеческого через тех, кто мнят себя правителями мира, устраивает смертоносные эпидемии и войны? С другой стороны, по той же самой причине происходит резкое снижение рождаемости в европейских народах и в нашем народе, которые все заметнее замещаются мигрантами-инородцами. И утопия, «нигде», означает ад, когда никто уже почти не ужасается этим ежегодным по официальной статистике миллионам убитых еще нерожденных детей, поскольку человеческое существо, образ Христа, рассматривается отрицательно, в чисто экономическом расчете. И уже кажется естественным количество разводов, разрушение более половины семей, которые прочно связали себя с прогрессом материального порядка. И пропаганда на постхристианском Западе противоестественных «союзов» вместо традиционной семьи становится все агрессивней. И все более торжествуют идеологи новых программ, которых интересуют только пространство и ресурсы, а не люди.

Сколько было попыток отнять у человека Богом данное ему достоинство, и что еще нас ждет! Но во всех случаях они недоучитывают одной вещи: они думают, что всех и все можно купить, делают ставку на полное скотство людей, на полное людоедство. Но история имеет двойной прогресс — добра и зла. Да, зло становится все более зрелищным и зловещим, и в то же самое время мы видим самые изумительные проявления добра.

Непредвиденность — закон в чисто человеческом плане, но Христос — всегда Начальник жизни и Господин истории. И в действительности нравственные и духовные силы, которые есть в идущем за Христом человеке или человеке, еще не нашедшем Его, имеют гораздо большее, чем воображают, влияние на ход всех событий. Эти события свидетельствуют о человеческой свободе: что бы ни происходило, мы свободны, и свобода влечет за собой неожиданные последствия.

Этот богач из сегодняшнего Евангелия стоит вместе с нами на пересечении дорог. В истории есть повороты, и мы переживаем один из них — быть может, самый решающий поворот. Что нам делать, чтобы наследовать жизнь вечную, чтобы иметь истинную жизнь на земле?

«Две заповеди дал нам Господь, — говорит преподобный Антоний Великий, память которого мы будем совершать послезавтра. — Две заповеди, но любовь одна, и постигается эта любовь Духом Святым. Один Дух — два дара. Дух, данный вначале, не отличается от Того, Который мы получаем потом. Это не разная любовь, но Бог и мой ближний — не одно и то же, поэтому любовь к Богу упоминается первой, а к ближнему — второй. Но мы начинаем со второй, чтобы достигнуть первой».

«Не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» — говорит Писание (1 Ин. 4, 20). И преподобный Антоний Великий, двадцатилетним юношей услышав за Божественной литургией Евангелие — то самое, которое слышали сегодня мы, — воспринял Духом Святым это слово, как обращенное лично к нему. И выйдя из храма, вначале продал имение, которое он только что получил от родителей в наследство и деньги раздал нищим, а затем последовал за Христом в пустыню. В течение восьмидесяти пяти лет этот святой, основатель монашества, был там, в сверхчеловеческом подвиге поста и молитвы научаясь тому, как он нищ, и наг, и слеп, и как милостив Господь, и что любовь к Богу и к человеку неразделима.

Дважды покидал он пустыню: один раз во времена гонений на Церковь, открыто исповедав себя христианином, и второй раз, когда еретики, пользуясь его высоким духовным авторитетом, стали распространять клевету, что он поддерживает их лжеучение. Преподобный Антоний пришел в Александрию и в присутствии архиепископа и всего народа обличил еретиков.

Чтобы начать восхождение, нам необязательно уходить в пустыню. Мы должны прежде всего, как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), понять свое время. В последние времена — все мы помним это пророчество — люди будут спасаться не столько подвигами, сколько скорбями и хранением непорочно истины среди лжи. Враг не обязательно будет покушаться на догматы, и требовать прямого отречения от Христа: ему достаточно будет даже косвенного нашего отречения от Господа, от правды Христовой. И будут небывалые бедствия: зло, вырастающее из своего корня, раскроется с полной силой. Ложь, открыто и нагло попирающая святыню совести человеческой, явится страшнее злейшей ереси.

Если мы останемся безучастными к этим бедствиям, если не начнем с того, чтобы в меру свою исполнить то, что сказал Христос богачу, мы не сможем пойти вслед за Христом. Но и в течение всей своей последующей молитвенной жизни нам надо учиться готовности отказаться от всякого своего обманчивого благополучия, в том числе духовного, чтобы разделить с другими их страдания и увидеть, что это Господь восходит впереди нас в Иерусалим, и следовать за Ним до Креста, до смерти, без которых нет Воскресения.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Искушение учеников Христовых всех времен
Евангелие четверга (Мк, 39 зач., 9, 10—16)
26.12.2024
Нововведения Второго Ватиканского Собора и его последствия
Перед нами мессианский гуманизм, где Бог растворяется в человечестве
25.12.2024
Есть слова, который может произносить только священник
Слово в день памяти святителя Спиридона Тримифунтского и священномученика Александра Иерусалимского
24.12.2024
Промысл Божий действует, как бы приспосабливаясь к нашей вере
Евангелие вторника (Мк, 34 зач., 8, 22—26)
24.12.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Последние комментарии
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
26.12.2024 22:03
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Русский танкист
26.12.2024 21:03
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Новый комментарий от Elenaelena
26.12.2024 20:49
Почему «Орешник» никогда не победит Левиафана?
Новый комментарий от Агафон
26.12.2024 18:55
«Борьба идёт за души людей, а не за деньги!»
Новый комментарий от РОНОЛ
26.12.2024 18:39
«Почему не бьём?»
Новый комментарий от Калужанин
26.12.2024 18:02
Сторонники взятия Киева и наше нелёгкое будущее
Новый комментарий от АБС
26.12.2024 17:12