«Чебурашка» для взрослых дядь и тёть, которые не наигрались

Возвращаемся к обсуждению современной российской кинопродукции

Семья 
1 Михаил Соловьев 
521
Время на чтение 8 минут
Фото: Снимок с экрана

Почти год назад на экран вышел фильм «Чебурашка», и вот сегодня, в тот день, который считается у православных рубежом святочных праздников, мы решили вспомнить об этом фильме-сказке, тем более, что в самом обозримом будущем наши авторы предложат вниманию читателей обсуждение современной российской кинопродукции – фильмов-сказок, переделанных на новые лады.

И в угоду новым вкусам.

Итак, актёр Сергей Гармаш, говоря о фильме «Чебурашка», заявил, что не видит смысла размышлять об оправданности его успеха – число зрителей говорит само за себя:

«Зачем мне считать оправданным или неоправданным успех, когда такое количество российских зрителей тратили на это деньги? Неужели это не говорит само за себя – такое количество людей? Это получилось семейное кино, которое показало такой результат», – передаёт РИА Новости слова исполнителя главной роли. (Ну, не считать же главной ролью компьютерщиков, сфабриковавших визуальную модель ушастика).

Впрочем, мы говорим не об успехе или неуспехе коммерческой продукции, а о художественных и идейных достоинствах картины. И её же недостатках.

Гёте вообще полагал, что весьма редко «случается так, чтобы прекрасное одновременно было популярным».

Вот Николай Петрович Бурляев, народный артист России, лауреат Премии Ленинского комсомола на продолжение истории смотрит с подозрением. Ведь, по мнению актера, новый «Чебурашка» - «это один из самых деструктивных фильмов, в котором нет положительных героев».

«Все отрицательные, даже дети представлены монстрами. Все взрослые – монстры», – жёстко разбирает проект в беседе с «Абзацем» Бурляев.

Более того, как поясняет актер, сам новый Чебурашка – это «образ, украденный у аниматоров и превращенный в необаятельного монстра», хотя мы Чебурашке давно привыкли умиляться.

Более того, депутат Госдумы хорошо всем нам известный артист Дмитрий Певцов обвинил этот ставший суперкассовым фильм в пропаганде нетрадиционных ценностей. Певцов также считает, что в картине нет положительных персонажей, которых бы играли живые актёры: «Эта трансгуманистическая идеология, которая 30 лет у нас обитает, она полностью сосредоточена в этом фильме. И мы смеёмся над тем, что Чебурашка называет Дядю Гену «мамой». Вроде как смешно, да? А для детей это такой маленький сигнальчик, что «папа», «мама» не имеет значения, мужчина может быть и мамой».

Певцов назвал кино «отравленной конфетой в красивой обёртке».

Оригинальное толкование сюжету даёт помещение действия в правовой контекст.

«Что удивило во всей пестроте, так это содержание. Детский фильм замешан на откровенно криминальном сюжете из «лихих 90-х», где крупный бизнес командует всеми и вся, крутит-вертит директором Дендрария (государственной, надо полагать, организации), грубо и примитивно топчет белый и пушистый малый бизнес (апофеоз –подбрасывание средь бела дня крыс). Госинспекторы, разумеется, с нескрываемым удовольствием, принципиально и неподкупно давят несчастный малый бизнес. Магнат, как положено, окружен всеми атрибутами роскоши в виде дворцов, горилл, высоких заборов, живого жирафа и прочей экзотики. Эдакая детская версия «Бандитского Петербурга».

Порядок во всей этой безнадеге наводит Чебурашка – то самое странное неведомое существо, принесенное ураганом из экзотических стран. Вот он – великий символ справедливости, законности, правопорядка и прочих чудес, заботиться о которых должно в идеале правовое государство.

Так что же получается? Фильм подчеркнуто откровенно показывает детям, как устроена наша жизнь, какая у нас правовая культура и насколько все честные люди беззащитны перед могуществом местного магната. Спасти может только сказочный персонаж – тот самый Чебурашка, который вовсе не человек и, более того, сам изрядно натерпелся. Вопрос, должны ли дети (малого и изрядного возраста) после фильма думать, что спасти нас может только чудо, сказка, неведомый пришелец? Каково значение «Чебурашки» для правовой культуры и правосознания?», – пишет Ольга Плешакова в статье на портале Закон.ру.

Профессор кафедры философии, культурологии и социологии Андрей Некита более 10 лет занимается системным анализом голливудских фильмов. Кино учёный смотрит с диктофоном: как правило, не по одному и даже не по два раза, сообщается в блоге «Газон».

«Наши кинорежиссёры поняли «главный голливудский секрет»: чтобы сделать кассовый фильм, нужно скопировать его у признанных мастеров. Скопировать не просто сюжет, а практически все основные сюжетные ходы, приёмчики, гэги.

Но они взяли ходы, которые в своих контекстах приносили успех, были оправданы характером актеров, персонажей, сюжетно. А в случае «Чебурашки» все было сделано крайне топорно. Говорю не как массовый зритель, а как эксперт в западном кинематографе».

«Чебурашку» профессор посмотрел три раза: один раз быстро – как смотрят кино все обычные люди, затем уже детально, под запись. Только навскидку эксперт насчитал около 15 флешбэков успешных голливудских франшиз, вышедших за последние 10–15 лет: «101 далматинец», «Вилли Вонка и шоколадная фабрика», «Рататуй», «Приключения Паддингтона» и другие.

По мнению профессора, такое количество отсылок к другим произведениям указывает на то, что фильм ориентирован как раз на «взрослую» насмотренность: не маленького зрителя, а его мам и пап.

«Это фильм не для ребенка. В лучшем случае это фильм для «ребенка» во взрослом. Кино ни в коем случае не рассчитано на малышей, которых эти взрослые привели в кинозалы за ручки».

По мнению профессора, «Чебурашка» Дьяченко плох тем, что не является оригинальным художественным фильмом: это скорее пародийное киношоу с раскрученными голливудскими брендами. Но его создатели не ставили и открыто не заявляли пародийную цель. Они хотели скопировать тот или иной художественный ход и попытаться его перенести на отечественную почву. Чтобы «рабочие» голливудские приемы и в России принесли прибыль.

«Фильм обозначен как детский, семейный, – отмечает Андрей Некита. – Но ни детского, ни семейного там нет: нет примеров, на которых можно учиться, нет ориентации на детскость, на какое-то сплочение ребенка с семьей. Сцены с погони с вилами просто неуместны. Они опять же взяты из западного кинематографа, рассчитаны на ребёнка во взрослом, который всё ещё находится на уровне юношеской жестокости, когда можно запросто сломать цветок, грубо и цинично пнуть животное. Сюда же относится и излишний драматизм фильма: смерть матери, двойное предательство Гены. Это проворачивание шпаги в сердце у зрителя не оправдано, оно является слепым копированием западных образцов их детского кинематографа. У них там это принято. Как раз потому, что американский кинематограф изначально был рассчитан не на ребенка, а на взрослого ребенка, ребенка во взрослом. У нас совсем другой менталитет. Очевидно, что создатели посчитали, что за последние 30 лет российское общество уже «обратилось» в западное настолько, что его глубинные ментальные архетипические сценарии полностью перестроились, заместились».

Интересно, что одна шестилетняя девочка, просматривая кино, совершенно искренне спросила: «А это Россия?».

Может быть для неё слишком экзотичным показался дендрарий, а может быть сам дух этой кинопродукции, дух, весьма далёкий от мультфильмов Успенского.

Ждём ваших реплик по существу вопроса, уважаемые читатели.

Редакция «Русской народной линии»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

10. Ответ на 5, Михаил Соловьев:

С другой стороны, да, а что же смотреть? Да, приходится из худшего выбирать лучшее


Так есть, что смотреть - хорошие, добрые, старые фильмы.
Человек / 21.01.2024, 21:36

9. Ответ на 6, Павел Тихомиров:

Россия АБСОЛЮТНО во всём повторяет те шаги, которые были сделаны некогда Христианской и мужественной Америкой, и если всё будет идти так, как идёт, то очень скоро у нас будут все "прелести" их - культ педерастов, культ нацменов и т.д.


"Христианская и мужественная Америка" - от русского ли монархиста слышим? Это та самая, про которую Пушкин писал: "увидели демократию в ее отвратительном цинизме, в ее жестоких предрассудках, в ее нестерпимом тиранстве"?
Константин В. / 19.01.2024, 19:22

8. Ответ на 7, Сергей:

Сергей, все они на своих местах. И довольно органичны, и "на своих местах" в фигуральном смысле.
Но почему же пропагандируются именно такие модели?
Тем более, в якобы детском фильме?
Павел Тихомиров / 19.01.2024, 14:17

7. Ответ на 6, Павел Тихомиров:

Женщина - антигероиня "Шапокляк", третирующая своего подхалима - так они и есть антигерои; и роль "подхалима при решительной тётке" явно демотиватор.

Женщина - хозяйка лавки кондитерской - да, нездоровый матриархат.

Женщина - директриса дендрария - так должность обязывает; если попал в начальники, то по долгу руководи и властвуй, независимо от возраста и пола...
Сергей / 19.01.2024, 14:13

6. Ответ на 5, Михаил Соловьев:


2. Современное кино матриархальное.


Полностью согласен!
И как раз в этой поделке эта матриархальность просто неприкрыта ничем.
Женщина - антигероиня "Шапокляк", третирующая своего подхалима.
Женщина - хозяйка лавки кондитерской, решающая - как ей отнестись к мужу, отцу, семейному делу, месту ПМЖ.
Женщина - директрисса дендрария.

Мужики нелепы и идиотичны как испанские сельхозработники; подкаблучники - как в самом повествовании.

Россия АБСОЛЮТНО во всём повторяет те шаги, которые были сделаны некогда Христианской и мужественной Америкой, и если всё будет идти так, как идёт, то очень скоро у нас будут все "прелести" их - культ педерастов, культ нацменов и т.д.
Павел Тихомиров / 19.01.2024, 13:56

5.

Критиковать современное кино можно долго. По бесконечному число критериев.
Но выделю хотя бы два:

1. Современное кино некрасивое.
2. Современное кино матриархальное.

Казалось бы, технологии в сравнении с прошлым сделали рывок. Можно и кино, и мультфильмы делать очень красивыми. А между тем всё строго наоборот. В кино стало крайне мало красоты. Это касается всего. Мало красивых актёров. И мужчин, и женщин. Даже если красивы черты лица и фигура, то нет цепляющей глубины внешности, взгляда. Актёров стало чрезвычайно много. Но они сливаются в массу, из которой не запоминается никто.

Про красоту звука, разговора, речи в кино нечего и говорить. Исчезла базовая красота - красота тишины, паузы. Тишина и паузы словно признаны врагами и они должны быть низведены под корень, каждая секунда фильма должна быть заполнена шумом, грохотом, смехом, музыкой, откровенно расшатывающей нервы.
Разговоров и простой речи словно уже и нет, люди кричат в кино. Про игру глазами, похоже, нельзя и вспоминать.

В том же Чебурашке в главных героях Гармаш и Яковлева и еще тип "Охлобысти 2". Это что, красота? Есть люди в возрасте, но на них приятно смотреть. А тем более, речь идёт о детском кино. В таком кино даже отрицательные герои должны иметь какую-то мягкую смешную отрицательную харизму. Вместо этого два часа зрителю предлагается лицезреть этих "красавцев" и "красавиц" - завсегдатаев пластических хирургов.

Касательно "матриархата". Всё мужское уничтожается в кино. А сами мужчины выставлены либо дураками, либо играют вторые роли в помощниках у женщин. Женщины теперь стали главными героями фильмов. Мужчины свергнуты с главных позиций и в этой области. Тоже самое и в детских фильмах: вперёд выходят девочки. Происходит полная инверсия ролей. Мужчины в кино лишаются решительности, ума, лидерства. Эти качества теперь передаются женщинами. Зато женщины полностью лишаются женственности.

Про выходящие друг за другом "сказки" не хочется и доброго слова говорить. Именно по тем же причинам. Там - ноль красоты. Ни кожи, ни рожи. Ни лиц, ни костюмов, ни образов, ни характеров, ни звука, ни музыки, ни, естественно, мыслей...

С другой стороны, да, а что же смотреть? Да, приходится из худшего выбирать лучшее. В этом смысле Чебурашка - не худший вариант. Там есть и хорошее. Есть и музыка, есть места, где вышибают если не слезу, то добрые чувства.
Михаил Соловьев / 19.01.2024, 13:48

4.

Люди идут, потому, что верят в отечественное кино. Вера эта могуча. Увы, кино, показанное на "Золотом витязе" варится в своём соку и не похоже, чтобы ситуация менялась. Вот несколько лет назад была попытка снять анимационный фильм для детей - Дети против волшебников. Закончилось феерическим провалом
Глеб / 19.01.2024, 13:32

3. Ответ на 2, Человек:

Удивительно, что кто-то идёт и смотрит это.

Почему удивительно? Не все же воспринимают в таком ключе, как Дмитрий Певцов.
Если не копать всякие вторые-третьи смыслы, а просто принять как фильм про дружбу, про семью и возникающие в них коллизии - то, видимо, будет кино как кино. Посредственное, но вовсе не "ужасное".
Я смотрел урывками, когда уже транслировалось по ТВ, семья моя тоже так и не собралась сходить, пока шло в кинотеатрах. Поэтому моё мнение не особо компетентное. Ходила в кино на "Чебурашку" наша подруга - очень искренний и непредвзятый церковный человек, православная мама - она охарактеризовала словом "трогательно".
Однозначный минус - что нет Крокодила... Всё же в книге он был главным героем, и Чебурашка без него как-то не воспринимается. Ну, что стоило тому же С. Гармашу поручить крокодила сыграть, тем более с нынешними-то технологиями? :)
Сергей / 19.01.2024, 13:25

2.

Удивительно, что кто-то идёт и смотрит это.
Человек / 19.01.2024, 12:34

1.

Как странно. Вроде как профессор Некита больше 10 лет научно смотрит "Голливуд", а не знает, что Паддингтон, Вилли Вонка и Рататуй не имеют к Голливуду никакого отношения. Допустим, что это придирка. Но почему никто из спикеров не привёл ни одного положительного примера. Допустим Чебурашка плох. А что хорошо? На что нужно ориентироваться? Каков он хороший детский фильм? Подозреваю, что в лучшем случае будет указано на две-три дидактические картины, показанные для очень узкого круга на каких-то местных фестивалях.
Глеб / 19.01.2024, 12:23
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Редакция РНЛ
В будущее с надеждой
Анатолий Степанов встретился с лидером движения «Русофилы» Николаем Малиновым
26.04.2024
Не пойти по пути Украины
О способах противостояния гонениям на Эстонскую Православную Церковь Московского Патриархата
25.04.2024
Специальная военная операция в сфере образования
В Общественной палате обсудили соработничество государства и общества в деле воспитания личности на основе традиционных духовно-нравственных ценностей
25.04.2024
«Зеленский и его банда решили, что теперь у них развязаны руки»
Киевский режим арестовал наместника Успенской Святогорской лавры митрополита Арсения
25.04.2024
«Царь Феодор Иоаннович – последний Рюрикович на русском престоле»
В Москве прошла научно-практическая конференция из цикла «Собиратели земли Русской»
24.04.2024
Все статьи Редакция РНЛ
Семья
«Инкубаторные дети» цивилизацию не спасут
Если не принять кардинальных мер, а они лежат в духовной сфере, то через десятилетие начнётся необратимый процесс исчезновения этноса белорусского и русского
07.05.2024
Жизнь жительствует
С Праздником праздников и Торжеством из торжеств
05.05.2024
«Все задачи, которые ставите Вы, выполняются»
Губернатор Тульской области А.Дюмин доложил Президенту о поддержке СВО в регионе
03.05.2024
Борода расти не хочет
Если бы мужчины не гнались за непонятными шаблонами, не распадались бы их семьи
03.05.2024
Страна выбирается из демографической ямы?
Число занятых в экономике граждан в ближайшую трехлетку вырастет на 1,4 млн, до 73,3 млн человек
02.05.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
В Америке не прекращается полемика по поводу Закона об антисемитизме
Новый комментарий от Александр Волков
07.05.2024 07:08
Кому и зачем понадобилась истерика вокруг Ивана Ильина
Новый комментарий от Константин В.
06.05.2024 16:20
Жизнь жительствует
Новый комментарий от Серега с Малой Бронной
06.05.2024 15:29
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от светлый
06.05.2024 14:03