«Древлестольный былинный Киев, первопрестольная красная Москва и восточный стольник, под управой которого находился огромный полунощный край, младовеликий Тобольск», – размашисто, торжественно писал об исторической столице Сибири Валентин Григорьевич Распутин.
Ещё со времён работы в Московском художественном театре, когда по долгу службы имела счастье общаться с великим нашим классиком-современником, мне всерьёз загрезилась Сибирь. Да и не могло быть иначе. Таково воздействие гения. Входил Валентин Григорьевич в мой крошечный кабинет, и расширялись, уносясь далеко за Полярный круг, его стены, ведь Распутин был сам – Сибирь.
Как можно, оставаясь русским человеком, не прирасти Сибирью? Иртыш, Ангара, Байкал, Тобольский Кремль, Ермак – внезапно, словно какое-то обострение, стали до самого донышка души желанными. Ступить на святую земельку грешными ногами, поизмерить, какова она в обхвате, на зубок положить – насколько солона соль сибирская? Ступить и словно в прорубь крещенскую по самую маковку «плюх!» – во имя Отца и Сына и Духа Святого, трижды, чтоб уж наверняка, чтоб с сибирской сургучной печатью, мол «сделано в России» и точка. А там уж будь что будет – после купели оно всегда горячо. Тогда же появилось и твёрдое убеждение, что полноту творческого вдохновения русскому человеку можно найти исключительно в этих краях, именно туда неудержимо потянуло за Цветочком аленьким. Шутка ли, в Сибири почти что вся Россия, 70% земель? Да и сам русский характер, его закваска – широта, выносливость, удаль – не оттуда ли родом, ведь как горячо должно быть сердце, чтобы согреться в эдаком-то бескрайнем царстве ледяных джунглей? Нет, думалось мне, всякий русский человек хоть раз в жизни непременно должен побывать в этом краю.
Но вот, Валентина Григорьевича не стало. Улетела его скорбная душа в пределы вечной радости, а вместе с ним растаяла в сердце, словно снежинка на ладошке, и моя мечта о Сибири. Пути земные уносили колесницу судьбы всё дальше и дальше от вожделенных некогда краёв… на Восток. В моей жизни начиналась эпоха «арамейского царства», в чём с течением времени отчетливо просматривалась сверхъестественная логика: осмысленное занововхождение в пределы родной культуры издалека, от самого зачала христианской цивилизации. Да, я именно что входила в Россию не со служебного, но с самого прекрасного парадного входа! Иначе словно и быть не могло, благословенная Сирия в исключительной мере справедливо предварила встречу души с православной Россией.
…Знаете, наверное, у каждого Ангела хранителя есть маленький блокнот, куда он записывает тайные движения сердца своего подопечного и, в своё время, когда сочтёт и полезным и возможным, чудесным образом исполняет пожелания. Уж не знаю, сколько и лет прошло с тех пор, как мой Ангел себе что-то пометил насчёт «распутинской Сибири», но не долог час… он настал. Наконец, я отправляюсь в Тобольск!
В Тобольск я попала вслед за Анатолием Дмитриевичем Степановым, моим старшим соратником, видным общественным деятелем, который и сподвиг меня на путешествие. Главный редактор портала Русская народная линия стал одним из лауреатов Всероссийской премии имени Федора Конюхова, учредителями которой являются Администрация города Тобольска и Тюменский региональный общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска». Фонд возглавляет известный меценат Аркадий Григорьевич Елфимов. Именно благодаря его трудам эта премия существует и собирает на Тобольской земле ежегодно известных учёных, писателей, деятелей культуры и спорта, русских подвижников, которые сохраняют и созидают русскую культуру и продвигают в общество русские ценности и смыслы.
Помнится, Анатолий Дмитриевич вернулся под большим впечатлением от поездки, рассказал, что в Тобольске открыт музей Царской семьи, что город сам по себе уникален и таит множество исторических загадок.
И вот, по приглашению легендарного сибиряка, издателя, фотохудожника, руководителя Общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска» Аркадия Григорьевича Елфимова я отправляюсь в историческую столицу Сибири, где всего за три дня успеваю освоить обширную программу, в которую вошли не только экскурсии по городу, посещение местных достопримечательностей, но, главное, встречи с неравнодушными тоболяками – архитекторами, искусствоведами, библиотекарями, которые из первых уст могли рассказать об истории города.
Первая встреча с отцом городов сибирских удалась на славу – она была без прикрас фантастической.
Раннее морозное утро, пасмурно и промозгло, плотные облака лежат практически на земле. Мы мчимся по извилистой дороге, крутой поворот, ещё один и вот он… дивный град: то ли Летучий голландец, то ли Небесный Иерусалим. Тобольск буквально парил в небесах!
Непогода для первой встречи оказались как нельзя кстати: туман «съел» высокий холм, на котором воцарён белокаменный Тобольский кремль, создав впечатление легко реющего в небесах кружевного посада. Монументальность и лёгкость чудесно соединились в одном незабываемом образе. Своим явленным величием богохранимый город говорил сам за себя: он утверждён на вечные времена, а не на какое-то постоятельство. Отсюда словно обозначилась судьба всей Сибири, которой с давних времён повелевалось быть и высокой, и неотмирной, и славоносной…
Мир тесен, как выяснилось, Аркадий Елфимов был близким другом Валентина Григорьевича Распутина и горячим почитателем его творчества. Этот факт в нашем знакомстве стал, конечно же, определяющим.
Живой продолжатель дел русских попечителей, охранителей и воистину патриотов Отечества, Елфимов сам оказался своего рода достопримечательностью Тобольска. Своей харизмой и неутомимым деятельным потенциалом легендарный сибиряк сумел объединить вокруг себя удивительных людей. Коллекционер и азартный человек по натуре, он собрал, пожалуй, самую бесценную на сегодняшний день коллекцию – собрание незаурядных русских людей и патриотов. Словно не желая расставаться ни с одним из дорогих сердцу имён, Елфимов заповедал каждому посадить в своём прекрасном сибирском парке-заповеднике «Ермаково поле» по дереву. За всеми посадками хозяин бережно ухаживает, на каждой из них – табличка с именем друга. Получился своего рода садово-парковый помянник – уникальный жанр ландшафтного искусства. На сегодняшний день над Сибирью поднялась и зазеленела могучая роща «друзей Елфимова», но, что ещё более важно – верных друзей России.
В стройных рядах липовой аллеи в «Ермаковом поле» зазеленело и моё юное деревце. И вот чудо, возрастает оно совсем недалеко от дерева Валентина Григорьевича Распутина. Встретились, значит, всё-таки с дорогим Учителем на его родной земле! Но на земле ли?
Тайноводительства Господни, миры горние – пути земные. Лишь на несколько секунд открываются Золотые врата Храмовой горы. Как важно узреть, а потом не убояться и силою веры решительно пройти внутрь. Тень сомнения, секунда промедления, лишь поколеблешься в решимости, и как Петра поглощает с головой кипучая пучина тяжёлых вод мира, послушно Слову Божию лежащего во зле до скончания века сего. Нет, не взойти маловеру ни на гору Елеонскую, ни на Фавор, ни на Голгофу. А я-то, экий баловень! Радостно, без лишних дум взлетев на облако, носящее на своей пушистой спине град Тобольск, ничтоже сумняся, встретила здесь того, кто безмерно дорог сердцу.
Уютно моей липушке зеленеть на Горе тобольской подле любимого Учителя – как в раю, когда своё среди своих, и ничто не чуждо. Да будет так!
Мария Андреевна Мономенова, член Союза журналистов России