Поговорка «каков вопрос, таков ответ» не всегда себя оправдывает. Имея опыт многолетнего общения с чиновниками, зная их талант говорить много и ни о чём, обращение с просьбой предоставить полную информацию, связанную с ограничением права свободного передвижения, а именно о запрете выхода на лед в Приморском крае, сформулировала максимально кратко и по пунктам.
Требование, зарегистрированное под номером 20248, о предоставлении исчерпывающей информации было направлено губернатору 16 декабря 2023 года. Ответ был получен 20 декабря 2023 года в 10:48, т.е. в установленный законом срок. Обращаю внимание не только на дату, но и на время ответа, полученного на электронную почту.
Сразу скажу, что это первый ответ на все мои обращения за 17 лет активной правозащитной деятельности, данный на четвертый день после запроса.
Вот только ответом это назвать сложно.
Или это нормальная практика у чиновников краевого уровня, или игнорирование требований Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» № 59-ФЗ (далее Закон № 59-ФЗ), или просто не знание последнего?! Как бы то ни было, но принцип, «каков вопрос, таков ответ», не сработал совсем. Ответа я не получила ни на один из поставленных мной вопросов. По сути, меня вежливо и талантливо «послали»…
Причиной обращения к губернатору послужила трагедия на реке. В декабре в Приморском крае под лед на зимней рыбалке провалился мужчина. Все попытки спасти не дали результата, рыбак утонул. Это событие обсуждалось во многих рыбацких группах. Да и неудивительно, большинство жителей Приморского края – рыбаки.
После трагического случая вышло Постановление главы города Владивостока от 04.12.2023 №3147 (далее Постановление № 3147) о запрете выхода на лед.
Бесспорно, было бы правильно для полноценного информирования граждан указать, на основании каких требований к толщине и составу льда, каких документов данное Постановление вынесено, прошло ли регистрацию в Минюсте, где опубликовано, какого числа.
Читая в рыбацких группах возмущённые реплики, типа «напридумывали законов, лишь бы бюджет наполнить, обдирая людей»; «да лучше бы давали ежедневную информацию о толщине льда на реках, вместо того, чтобы ерундой заниматься»; «да ни один запрет не остановил рыбаков, научились бы с людьми по-человечески обращаться»; «начнут сейчас шакалить по рекам», – соглашаюсь с тем, что еще ни одно Постановление не спасло жизнь человека. А вот своевременная информированность помогает как в экстренной ситуации, так и при принятии решения.
В принципе, возмущение людей объяснимо. Приморский край большой, морское побережье в разных бухтах покрывается льдом в разные периоды времени, есть и вообще незамерзающие бухты. Реки также промерзают в зависимости от глубины, скорости течения. Сама река имеет свойство промерзать не одновременно, здесь еще добавляется фактор «степени солёности», то есть в устье, в месте впадения в море, лед будет более рыхлым и промерзнет позднее.
Пыталась посмотреть, как в других регионах России подходят к решению этой задачи.
В поиске информации по выходу на лёд, нашла чёткие разъяснения ГУ МЧС по Ярославской области: «Основным условием безопасного пребывания человека на льду является соответствие толщины льда прилагаемой нагрузке: – безопасная толщина льда для одного человека – не менее 7 см; – безопасная толщина льда для сооружения катка – 12 см и более; – безопасная толщина льда для совершения пешей переправы – 15 см и более; – безопасная толщина льда для проезда автомобилей – не менее 30 см».
Источник приведённых данных не сообщается, хотя если говорить о праве граждан на полную и достоверную информацию, это было бы не лишним.
Увы, на сайте ГУ МЧС по Приморскому краю такая информация либо отсутствует, либо поиск ее очень затруднителен.
На сайте МСЧ России размещено предупреждение: «Непрочный лед представляет серьезную угрозу для любителей зимней рыбалки. Как правило, в каждом регионе есть излюбленные места подледного лова, на которых скапливается по нескольку десятков человек. Бурение лунок на близком расстоянии друг от друга создает угрозу провала под лед, который значительно теряет свою прочность. Для одиночного перехода безопасным считается лед толщиной не менее 10 сантиметров в пресной воде и 15 см - в соленой. Планируя рыбалку, следует учитывать и погодные условия: прочность льда снижается на четверть, если температура воздуха повышалась до 0С и держалась 3 суток. Другую опасность представляет рыбалка в палатках - при провале льда выбраться из импровизированного укрытия будет сложно».
В группах продолжали кипеть страсти. Кто-то выложил Протокол об административном правонарушении за выход на лёд, и диалог перешел на тему о том, можно ли протокол оспорить.
В ходе многочисленных дебатов в «личку» мне прислал свое мнение один из рыбаков, в котором обратил внимание на то, что сам протокол оспорить будет трудно, так как подвергшийся штрафу рыбак, не потребовал при составлении протокола измерить толщину льда. Но зато, по мнению автора поста, есть основания оспорить само Постановление № 3147. Одногрупник, рыбак со стажем, и, по всей видимости, хороший профессионал в области права, сделал анализ Постановления №3147 главы города Владивостока.
По мнению рыбака, в отношении Постановления № 3147, напрашивается вывод о том, что данный нормативно-правовой акт принят с нарушением следующих норм закона: 1) Федеральный закон от 25.12.2018 N 475-ФЗ (ред. от 28.06.2022) «О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Статья 6: «Водные объекты, на которых допускается или запрещается осуществление любительского рыболовства: 1. Любительское рыболовство осуществляется гражданами Российской Федерации свободно и бесплатно на водных объектах общего пользования, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами». 2) Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, Федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (п. 4 ст. 7 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). 3) Запрет выхода на лёд при соответствии толщины льда нормам безопасности является прямым нарушением ст. 27 Конституции РФ и Федерального закона от 25.12.2018 N475-ФЗ.
Соответственно, лицо, издавшее такой правовой акт, подпадает под действие УК РФ части 1 статьи 286. Превышение должностных полномочий: «Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства».
Вот такое мнение у рыбака. Интересно, а какую оценку по соблюдению законности Постановления № 3147 дала прокуратура Приморского края?
Изучая вопрос запретов выхода на лёд в других регионах, наткнулась на следующие комментарии рыбаков: «Постановление о запрете выхода на лёд безграмотное и грубо нарушает конституционные права граждан. Запрет может быть оправдан только на основе мониторинга фактического состояния ледовой обстановки на конкретном участке, и ни в коем случае на основе прогнозов. Нормы толщина льда более 10 см и ветер до 10 м/с. В кабинете лёд тает в марте, а в заливе в апреле»; «нет официального подробного документа о запрете выхода на лед в вологодской области по районам или водоемам и рекам. Одни общие фразы об опасности. Полная неопределенность!».
Чтобы поставить точку в данном вопросе, 16 декабря 2023 года отправила официальный запрос под номером 20248 губернатору (об этом написано выше) Приморского края Олегу Николаевичу Кожемяко о разъяснении порядка запрета выхода и выезда на лёд в Приморском крае, который привожу дословно: «Прошу дать разъяснения о запрете выхода и выезда на лёд в Приморском крае: 1) сроки запрета, 2) административные границы действия запрета, 3) НПА, запрещающие выход и выезд на лед в Приморском крае, 4) учитывается при запрете толщина льда, близость к морю/ расстояние от устья рек, 5) на каких водных объектах выход на лед запрещен, 6) ссылки о размещении НПА, где можно ознакомиться с Указами/распоряжениями и другими НПА, которые ограничивают свободное перемещение граждан».
Полученный ответ написан «нежно и ласково», но в нём, увы, отсутствует информация по конкретно поставленным вопросам. Да иного и быть не могло. Ведь в вопросах звучало о предоставлении ссылок на размещение нормативно правовых актов муниципальных образований, запрещающих выход на лёд. Ответ же пришел из Министерства по делам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий Приморского края.
Впрочем, ответ также привожу дословно: «О предоставлении информации. Уважаемая Альбина Васильевна! Министерством по делам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий Приморского края рассмотрено Ваше обращение к Губернатору Приморского края о разъяснении порядка запрета выхода и выезда на лед в Приморском крае.
Сообщаем, что запрет выезда автомобилей и выхода людей на лёд регламентируется постановлением Губернатора Приморского края от 24 апреля 1998 года № 196 «Об утверждении Правил охраны жизни людей на водных объектах в Приморском крае и правил пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах в Приморском крае» (далее Правила).
Согласно п. 6.8. Правил в целях предотвращения угрозы причинения вреда жизни или здоровью человека на водных объектах правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований Приморского края устанавливаются ограничения на выход людей на лед. Пунктом 6.9. Правил запрещается выезд автомобилей на лед.
Правовые акты органов местного самоуправления муниципальных образований Приморского края об установлении ограничений на выход людей на лёд действуют в границах муниципального образования и устанавливаются на основании информации, запрашиваемой в ГИМС и ФГБУ «Приморское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды».
Правовые акты органов местного самоуправления муниципальных образований Приморского края распространяют свое действие на все водные объекты Приморского края и подлежат официальному опубликованию в установленном порядке, также направляются в ГИМС для информирования населения через средства массовой информации.
Ознакомиться с правовыми актами о запрете выхода на лед в муниципальных образованиях Приморского края можно на официальных сайтах муниципальных образований края и в местных СМИ. Заместитель министра С.П. Коротков».
Практически, ни на один из поставленных вопросов, как видно, ответ не получен: ни одной ссылки на публикацию НПА, ни одной границы муниципальных округов не указано, про толщину льда чиновник решил не отвечать вовсе.
Увы, но ответ дан с нарушением требований ФЗ №59. Пункт 3 статьи 5 данного закона дает право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. В ФЗ № 59 содержатся требования к рассмотрению обращений, которые четко изложены в статье 10, в которой говорится, что Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения; запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Получив ответ, который скорее «не ответ», возник еще дополнительный вопрос. В Последнем абзаце заместитель министра пишет: «Правовые акты органов местного самоуправления муниципальных образований Приморского края распространяют своё действие на все водные объекты Приморского края». Как толковать данное разъяснение, не понятно, так как по его смыслу выходит, что Постановление № 3147 главы Владивостока распространяется на весь Приморский край? Или полномочия мэра, главы муниципального образования, уравнены по силе действия с Постановлениями губернатора?
Вот и попробуй простой рыбак разобраться во всей этой головоломке и понять, где он прав, а где не прав. Вот и платят штрафы. Это проще, чем своё право отстоять.
Если следовать логике главы Владивостока, то штраф надо брать и за выход на лёд любой лужи – например, пожарный водоем в садах или деревне, это же водный объект! А каток пока лёд на нем не замёрз – тоже вода…
И ещё ему, чиновнику, подписавшему Постановление №3147, думаю, надо подарить лайфхак – пусть одновременно с смс-рассылкой от МЧС об усилении ветра, граде, ливнях и т.п., сразу рассылает номер своего нового Указа о запрете выходить... Вообще выходить из помещения. Вышел из подъезда – на тебе штраф! Сиди дома, каждый попавший в его административный округ без границ, хочет или нет, всё равно будет в полной безопасности!
Заострю внимание исключительно на датах и времени. Запрос о предоставлении информации отправлен 16 декабря 2023 года отправила официальный запрос под номером 20248. Ответ дан 20 декабря 2023 года в 10:48 без перечисления водных объектов, на которых запрещён выход на лёд (вопрос 5 в запросе), т.е. ответ на пятый вопрос не получен. Также не было ответа на вопрос № 2 об административных границах действия запрета. Не были предоставлены ссылки на размещение НПА и учитываются ли показания толщины льда.
В этот же день, 20 декабря 2023 года в 14:00, размещается новое Постановление главы Владивостока за номером 3359 о внесении изменений в предыдущее Постановление № 3147. Изменения коснулись перечисления водных объектов и указанием административных границ действия запрета. Теперь в Постановлении появились такой пункт: «1. Запретить выход людей на лед водных объектов, расположенных на территории Владивостокского городского округа, в зимний период 2023-2024 гг. 1.1. во время ледостава до 31.12.2023, за исключением: – водных объектов Углового залива, бухты Песчаной п-ова Песчаный, бухты Мелководной п-ова Песчаный, бухты Новик (бухта Полонка), в районе ж/д станции «Санаторная», «Океанская», бухты Воевода – до 20.12.2023; – в открытой части Амурского залива – до 10.01.2024».
Наверное, так совпало. Но, возможно, надо чаще выходить на прямую связь с органами власти. И тогда подобных совпадений станет больше!
Продолжение о том, как я пытаюсь разобраться, что лежит в основании запрета выхода на лёд, закон или лозунг «стоять! бояться!», будет описано после получения очередного ответа на очередной запрос.
Хотелось бы услышать ответы и на остальные вопросы.
Альбина Васильевна Волкова, член Союза журналистов России, член Ассоциации юристов России, Приморский край
Фото Павла Ахалова
3. Ответ на 2, Сергей:
А чего стоит запрет без штрафа? :)Да, по Постановлению вопросов очень много. Будет вторая ствтья, где я хочу обратитть внимание на НПА региональные и муниципальные.
Еще обращаю внимание на то, я очень уважаю сотрудников МЧС, ведь именно им приходится спасать бездумных рыбаков и видеть эти трагедии.
Многого можно, на мой взгляд, избежать, если НПА несут в себе по смыслу заботу о людях. Ведь почему они, НПА,, отторгаются многоми ЛЮДЬМИ? В НИХ МНОГО НЕЛОГИЧНОГО И НАПРАВЛЕННОГО НА ШТРАФЫ, А НЕ ПРИНЯТИЕ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ.
2.
А чего стоит запрет без штрафа? :)
1.