«Русская народная линия» проводит традиционный опрос авторов по итогам года. «Как бы Вы охарактеризовали 2023 год? Как изменилось наше общество в этом году? Какие позитивные и негативные тенденции отметите в уходящем году? С какими чувствами встречаете Новый 2024 год? Что ждёт мир в ближайшее время?» – на эти вопросы отвечает директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии, доцент Финансового университета при правительстве РФ Денис Олегович Денисов:
В целом 2023 год был достаточно тяжёлым. Отмечу как негативные, так и позитивные тренды уходящего года для нашего государства. Начну с добрых новостей.
Во-первых, была сохранена стабильность. В нынешнее время сохранить социальную, политическую и экономическую стабильность – дорогого стоит.
Многие совершенно необоснованно недооценивают фактор стабильности, считая, что можно было бы гораздо лучше. Но так далеко не всегда бывает.
Во-вторых, совершенно очевидно наметился тренд на чёткое и системное импортозамещение, чего многие на Западе явно не ожидали, да и надо признаться, в самой России не сильно надеялись. Но в то же время надо отдать должное – процесс импортозамещения запущен и достаточно успешно реализуется.
Конечно, существует достаточно серьёзный запрос общества на окончание конфликта. Люди устали. В первую очередь люди, живущие в прифронтовых зонах и новых субъектах России.
Конечно, следует сказать, что всё более чётко вырисовывается на международной политической карте процесс, связанный с переустройством мира на принципах многополярности, отхода от многополярной модели мира.
Я встречаю Новый 2024 год с весьма сдержанными чувствами. Нам не надо повторять ошибок украинского руководства и выдавать желаемое за действительное. Иначе это негативно скажется на социальной и политической ситуации в России.
В 2024 году не будет Победы в Специальной военной операции, как и через год, так и через два года. Планомерное урегулирование конфликта может занять длительное время и растянуться на десятилетие.
Пока существует Украина в нынешней конфигурации, не приходится ожидать урегулирования конфликта. По-видимому, проблема на десятилетия вперёд. Поэтому надо максимально эффективно подойти к вопросу снижения интенсивности конфликта и перевода его в стадию «заморозки». Но урегулировать конфликт, конечно, не удастся.
Возможно ли переговоры? У Запада свои критерии переговоров. Есть «формула Зеленского», исходя из которой, Запад предлагает вести переговоры. Но формула не операбельна и не имеет к реальности никакого отношения.
В то же время у России своя позиция, которую Президент Путин подтвердил, сказав, что цели и задачи Специальной военной операции не изменились. Поэтому нет никаких предпосылок к переговорам ни по линии Россия-Украина, ни по линии Россия – Запад.