Тогда Иисус, отозвав двенадцать учеников Своих, сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом, ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет. Но они ничего из этого не поняли; слова сии были для них сокровенны, и они не разумели сказанного.
Господь предупреждает Своих учеников о приближающихся к Нему страданиях и смерти. Его Крестные страдания — исполнение Писаний: «Совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом». Снова и снова Господь показывает нам, что Священное Писание — поистине слово Божие, и все, что оно возвещает, в точности и в полноте исполнится.
В Символе веры мы исповедуем Христа «страдавша и погребенна, и воскресшаго в третий день по Писаниям». Сколь многие, ищущие истину, уверовали, что Христос пришел от Бога, потому что увидели в Нем исполнение всех ветхозаветных пророчеств. Это знание упраздняет соблазн Креста, Крест становится высшей честью и славой: «Так написано, и так подобало пострадать Христу». И мы видим, что упоминание о бесчестии, которое будет нанесено Христу, имеет особое значение: «и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить». Всякое уничижение, какое только может быть, примет Христос, чтобы приобщиться в полноте человеческому страданию. Но, как и всегда, говоря о Своих страданиях и смерти, Христос предсказывает Свое Воскресение. Оно упразднит всякий страх и превратит скорби в радость. «И в третий день воскреснет» Господь.
Какое смятение вызывают у учеников эти слова Спасителя! Это противно всем их понятиям о Мессии и о Его Царстве. «И они ничего не поняли». Их заблуждение было столь глубоким, что они просто не желали понимать эти слова буквально, и они не могли вместить их ни в каком смысле. Потому «они не разумели сказанного». Слова сии были «сокровенны», сокрыты от них, и они не могли принять их. Они знали эти пророчества, возвещающие о славе Мессии, и с нетерпением ждали их исполнения, пропуская все, что в них говорилось о Его страданиях. Сколько бед и заблуждений, и лжеучений существует в мире, оттого что люди читают так, частично, Священное Писание, выбирая из него то, что им нравится.
Задумаемся, как мы относимся сегодня к тем пророчествам слова Божия и святых отцов, которые еще не исполнились. Ждем, когда Церковь просияет небывалой славой в последние дни? И не хотим замечать то, что ей, следующей за Своим Господом, с неизбежностью предстоит, воображая, что это уже все позади.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
1.
Понятно, что зверь здесь - Антихрист, а число человеческое есть его же, но противопоставляется ему. То есть, речь идет об Антихристе как человеческом зле в Истории, ибо если мы и сможем сочетать это число, то только от лица спасенного Господом человечества, от лица культуры Истории, где культура есть Дух (Бог) снимающий культурой человеческие грехи эпох Истории. То есть Культура есть снятая в своих эпохах История - снятая от греха человека Духом культурных произведений как образом духа должного быть в Истории от начала сотворения мира. То есть в Культуре ( а это только западноевропейская культура, ибо только она - христианская, от древности, а православная культура не имеет подобных произведений по "молодости" России) мы видим Дух по Предначертанию Истории - то, каким должен был быть человеческий дух в Истории, в ее периодах.
А скорбь Антихриста и слава Евангелия? Антихрист - человек Модерна, ибо Модерн есть воля христианского человечества искавшая единство, а нашедшая свою хитрость этого. В Модерне единство оборачивается ложью и становится войной. Ангелом Гибели. Вот и скорбь Антихриста. Ибо мы скорбим и сегодня теми же противоречиями и обманом, той же хитростью своей мудрости. Потому, что истинная мудрость видит, во-первых собственную хитрость духа. И именно в силу этого - снимает собственную хитрость, волей Духа, волей Бога, волей Христа. Происходит превращение видения своей хитрости духа в мудрость от Христа.
Только и только видения своей хитрости духа есть мудрость.
Поэтому Запад не сможет увидеть своей хитрости духа, ибо этот опыт явлен только в России, от начала двадцатого века и до сих пор тайна этого опыта, в котором собственная хитрость оказалась в плену собственного духа общества - только в России.
Поэтому мы ждем не скорбь в открытии Антихриста явным, а - славу Духа Бога в Истории, снятую Духом Историю. А скорби уже достаточно было в двадцатом веке - времени тайной власти Антихриста в мире.
Надо соединить снятый Духом опыт Всемирной истории, явленный в знаниях западноевропейской культуры с опытом России в двадцатом веке, в котором происходит снятие хитрости Антихриста как хитрости человеческого духа в Истории.
Без этого опыта России все знания культуры остаются в собственной хитро-мудрости и не могут выйти из кольца этого тождества мудрости в хитрости. В России, ее опыт, не позволит отождествить хитрость и мудрость. Россия видит, волей - волю своей хитрости духа. И поэтому стоит на правде. А вот знания Истории - это западноевропейский опыт культуры Духа.