В воскресный день, в память свв. мчч. Зиновия и Зиновии, сестры его, ездил в Москву в нашу старообрядную церковь святителя Николы на Берсеневке. Давно не был, то то, то это и никак не удавалось добраться. Думаю, наверно, настоятель наш игумен Кирилл (Сахаров) уже вычеркнул! Захожу, а читаются Аллилуйи, я замешкался и не сделал то, что положено по уставу. Настоятель заметил и жестами очень доходчиво показал, что не так у меня. Ага, думаю, не вычеркнул, все как прежде, слава Богу! Уставщица наша и головщик Наталья запела «Господи, помилуй». Как же старообрядческое знаменное пение настраивает на молитву! А уж «Единородный Сыне» действительно звучит как гимн! Служба закончилась, и настоятель передал из алтаря целую кипу записок для общины, кто где и что напортачил, кому-то наставление, кому-то ответ на вопрошание. Я иногда шучу, вот что значит настоятель – член Союза писателей России! Но, по сути, игумен Кирилл уже десятилетия воспитывает нас и учит, это не легкий труд и нижайший ему поклон. С нами терпение нужно великое, десяток раз услышишь, как надо, и помнишь, а сделаешь иначе и сам не знаешь, почему. Результаты есть, сформировалась община, каждый член знает Устав, участвует в богослужении (читает, у кого есть слух еще и поет, управляется на звоннице, мужчины помогают батюшке в алтаре). При нужде каждый может организовать и провести богослужение мирянским чином.
На трапезе настоятель поделился впечатлениями о вечере-встрече в Сретенском монастыре с протоиереем Александром Тылькевичем из Забайкалья. Отец Александр уникальный священник, в изолированных от «Большой земли» поселках в глухой тайге он построил уже с десяток храмов, регулярно их навещает, служит литургию. Добирается туда на собранных из металлолома колесных внедорожниках типа ЗИЛ 157, ЗИЛ 131.Доставляет по зимникам (по замерзшим рекам и замерзшей тайге) все, что нужно для строительства, плюс гуманитарную помощь местным жителям. В поселки все еще не проложены автодороги и линии электроснабжения. Отец Александр спрашивает местных, как думаете, во сколько завтра службу начнем? Да как солнышко встанет, так и начнем, отвечают. Люди так и живут по солнцу.
Я тоже выступил, так как в 90-е годы бывал в некоторых этих поселках, в этой суровой тайге. Но я-то на вертолете, а уж как добирается туда священник Александр Тылькевич и представить страшно! Рассказал я и о чуде отечественной конструкторской мысли – о «Боцмане» (это уникальное творение отечественного транспортного машиностроения, собранное местными мастерами из отслуживших свой срок автомобилей и тракторного двигателя). Уточнил некоторые детали таежного быта. Москвичи и жители центральных регионов России вряд ли понимают, что такое тайга, что это далеко не леса, где они в лучшем случае раз в год собирают грибы около своих дач. Публикую фотографии из архива, которые хоть в какой-то мере показывают те места, куда отец Александр пробивается по замерзшим, кипящим от наледей рекам, через перевалы и мари. Его приезды местные ждут, ждут исповеди и готовятся к причастию. А как же, Свет Христов просвещает всех!
Подвижники нашей Церкви, игумен Кирилл из Москвы и протоиерей Александр из далекой забайкальской Шилки, разные и непохожие, но вместе составляют полноту Церкви Христовой.
Владимир Иванович Саяпин, фотокорреспондент, член Союза журналистов СССР, России
Фото автора