8 ноября исполняется 50 лет постоянному автору и другу «Русской народной линии», одному из учредителей «Русского Собрания», поэту-фронтовику Алексею Алексеевичу Шорохову. Предлагаем размышления Павла Тихомирова о феномене Алексея Шорохова.
В нашем достаточно узком, но, хочется верить, не страшно далёком от народа кругу постоянно всплывает одна немаловажная тема: способно ли потрясённое военной операцией в землях Новороссии общество к некому подобию Ренессанса в Русской культуре? Появится ли в народе запрос на небюджетный патриотизм? Родится ли новая «лейтенантская проза»? И смогут ли талантливые фронтовики «подвинуть» специалистов по менеджменту и маркетингу?
Мы же прекрасно понимаем, что культурная жизнь и литературный процесс нынче превращены в производство «развлекательного контента того или иного формата», и всем руководят и направляют политтехнологи вкупе с шоураннерами.
Следовательно, можно либо играть по правилам сложившейся системы, либо… уйти в своего рода затвор.
Мой хороший товарищ и во многом единомышленник, живущий в дальнем зарубежье, полиглот, поэт и писатель, в одной из горьких бесед высказался, что, наверное, мы никогда не впишемся даже в «лонг-листы», потому что …Господь бережёт нас от тусовки. Т.е. не пускает нас возвращаться на эту блевотину (а другой культуры у нас сегодня нет). Такая позиция и предполагает «уход в затвор».
Но боюсь, как бы «затвор» не обернулся вариантом «обломовщины».
Обломов ведь тоже – если пофилософствовать за пределами школьных толкований – чуть ли не «русским Ганди» может показаться. Ну, а как же. Его образ мысли и действия противопоставляется как пустой суете сует «света», так и лихорадочной активности трудоголика Штольца, убегающего от трудных вопросов в мир, где «понедельник начинается в субботу»: туда, где нет никаких Воскресений.
Позиция такая, что может приглянуться вполне приемлемой и даже симпатичной.
«А мир, типа, пусть живёт себе как ему заблагорассудится… Всё равно всё катится в тартарары».
Вот так можно ответить самим себе на один из ключевых вопросов философии: «Как овладеть миром? И стоит ли им овладевать?»
Психологически достаточно комфортная позиция.
***
К счастью для России, т.е. для всех нас, далеко не все готовы улечься в дубовые домовины и ждать Второго Пришествия.
Разумеется, в данном случае, я имею в виду тех, кто «чает воскрешения мертвых и Жизни Будущаго Века», но при этом не самоустраняется от того, чтобы сделать всё возможное, прежде, чем оставить уже место для действия Промысла.
Потому что от каждого из нас зависит всё.
Каждый из нас может открыть «ящик Пандоры»: либо сделать свою душу кингстоном, через который мир станет наполняться жидкой смертью нечистого духа; либо пытаться с Божией помощью стяжать Дух Святой, дабы тысячи вокруг спасались. А человек, наделённый творческими дарованиями, способен лирой своей пробуждать самые разные чувства. Разные чувства, которые и соделают душу проводником либо одного духа, либо иного. С них, которым эта лира дарована, и спрос особый.
***
Если отбросить унылую конкретику, описывающую ситуацию в российской культуре, и немного помечтать, то можно прийти к следующей логике: ситуацию могут переломить те творчески одарённые люди, которые будут обладать целостным мировоззрением и качествами бойца.
Потому что одного наличия целостного взгляда на мир недостаточно, нужно иметь если и не локти, то волю к победе и способность держать удар, двигаясь к верно обозначенной цели.
Но и одних волевых качеств мало, потому что дело ведь не в том, чтобы стать успешным исполнителем задач специального назначения, так и в гладиаторы недолго превратиться, если голова на плечах будет просто для того, «чтобы в неё есть».
Само собой, что без одарённости и вкуса, даже при наличии мировоззрения и волевых качеств, может получиться не искусство, а более-менее искренняя пропаганда.
***
У Алексея Алексеевича Шорохова 8 ноября юбилей.
Нынче у нас никак не закончится мания розовых шортиков, когда дяди и тёти норовят выглядеть «тинэйджерами и тинэйджершами», и вообще, «молодым везде у нас почёт».
Это не правильно.
Не буду сейчас на этом останавливаться, но неправильно.
Пятьдесят - это не возраст. Мы же помним, что в сорок «жизнь только начинается», а в боевом построении римского легиона именно на триариях – бойцах, кому за сорок, – была ответственность за сохранение боевых порядков в случае плачевного состояния строя молодёжи или в иных непредвиденных ситуациях.
Алексей Шорохов обладает всеми качествами, которые необходимы для того, чтобы осуществить – с Божией помощью и with a little help from his friends («с маленькой помощью его друзей» - переделанная цитата из известной песни «Битлз») – попытку Ренессанса русской культуры.
Неслучайно я позволил себе использовать слова зарубежных языков.
Понятие «Ренессанс» не в чести у нашего брата, православного патриота. А зря. Конечно же, когда в XIV веке началась вся эта эпопея с гуманизмом, то навозрождали много такого, чего лучше бы было и не возрождать.
Но творчество великих гуманистов – это ведь не просто возрождение античного язычества и формирование антропоцентрической культуры мировосприятия. Тут было, скорее, возрождение веры в человека, но возрождение, несомненно, оплодотворённое Христианством. Т.е. принципиально иным – нежели это имело место в античности – пониманием ответов на Главные Вопросы. Ибо хотя и вернулся интерес к человеку, но человек тогда – и на протяжении ещё нескольких столетий вплоть до вольтеровско-марксистско-фрэйдистского безбожия – воспринимался уже не как пыль, но и не как полуобезьяна. Как тот, кто способен стать насельником Царствия Небесного.
Вот и сегодня появляются в нашей культуре люди, способные возродить великую Русскую литературу. И будет это уже не возврат к словесности «деревенщиков» или «лейтенантов», но плод соединения того лучшего, что было создано Русской культурой в различные исторические эпохи, с тем здоровым, что создано одарёнными людьми иных языков; причём всё это – оплодотворено духом веры Христовой и закалено в огне военного лихолетья.
Говоря о культуре, ясное дело, речь не о «развлекательном контенте», и даже не о «познавательном». Но о том духе, лишившись которого любое тело – хоть живого существа, хоть целой цивилизации… просто протухнет.
***
Алексей Шорохов, по моему глубокому убеждению, являет собою воплощение альтернативы как «бюджетному патриотизму», так и «затворникам».
Дело не только в том, что он умеет писать, и его произведения, несомненно, займут своё место на полке с книгами мастеров Русской и не только Русской литературы, писавших и пишущих о войне.
Убеждён, что если будет на то воля Божия, то Алексей Алексеевич вполне способен стать в строй тех талантов, которым под силу будет справиться с задачей реанимации отечественной культуры.
Ему есть ЧТО сказать. И что важно, он знает: КАК нужно сказать.
Знает и умеет.
Павел Вячеславович Тихомиров, помощник главного редактора «Русской народной Линии»
2.
Настоящий патриот своей страны, человек, который является строителем возрождающегося русского мира. Такие, как он, и представляют это мир.
Глубокий во всех отношениях человек! Состоявшийся писатель, который посчитал своим долгом быть на передовой!
Уважаем, ценим, ждем встречи с ним.
1.
Не в обиду другим нынешним художникам слова, в том числе и авторам РНЛ всех возрастов, но Алексея Шорохова хочется отметить особо, вероятно и потому, что он - не могу сказать иначе - из молодых, будто он еще и не начал, и, как минимум, о нём не знают.
Заметки его - всегда радость. Всегда их ждёшь. Особенно сегодня: когда Алексей... там.
Дело, наверное, не только в Алексее, а в том желании современного человека, современного читателя услышать слово, услышать слово писателя. Настоящего. Своего. И когда слышишь что-то похожее, то рвёшься к нему всем нутром, так хочется верить, что вот он - тот, кого ждали. Так долго ждали...
Горнило нынешней войны, как бы не её не мешали с грязью, как бы не принижали, как бы спокойно и флегматично не рассуждали о её солдатах, это горнило, как минимум, даёт надежду, что оттуда или из этого времени придёт русский писатель.
Как хорошо и точно сказал Павел о "деревенщиках" и "лейтенантах". Да, это те воины пера, что ещё в строю, что до сих пор и держат фронт русской литературы. И вместе с читателем смены и помощи ждут и они: кто заступит в наряд вместо них? Кто следующий? За лейтенантами и деревенщиками...
Присоединяюсь к надеждам Павла. Верю. Очень жду с Победой.