С самого момента рождения нас сопровождает огромный комплекс постулатов, выработанных цивилизацией и определяющий наше мировоззрение. Мы так привыкли к ним, что даже не замечаем того, что многие из них лишь фетиши, не имеющие под собой основания. Миражи, претендующие на реальность и требующие всеобщего поклонения. Так обстоит дело и с лозунгом свободы слова. Но так ли уж важна эта самая свобода, так ли абсолютна её ценность? Мы живем в таком обществе, где каждый волен высказывать своё мнение, и сама мысль о цензуре кажется ужасным наследием прошлого. И что же мы наблюдаем?
Каждый спешит высказаться, и никто не слышит другого. Каждый считает себя правым, и никто не хочет нести ответственность за свои слова. Каждый выбирает то, что ему нравится, и никто не заботится об истине. Она тонет в гуле миллионов и миллиардов голосов. Найти иголку в стоге сена гораздо проще, чем истину в интернете. И к чему сводится это море шумящее? Два-три десятка общеизвестных мнений по каждому вопросу, повторенные миллионы раз. По-настоящему оригинальной мысли не сыскать, разве что на РНЛ. Есть, конечно, некоторые сайты и форумы, присвоившие себе звание собрания выдающихся умов человечества, но на поверку мысли, высказываемые там, либо имеют возраст нескольких сотен, а иногда и тысяч лет, либо находятся на грани или за гранью адекватности. В любом случае общей картины они не меняют.
В многошумливом и бурном море тонут изредкие проблески разума. Торжествует посредственность и глупость.
И в мирное время такая картина не вызывает оптимизма, что уж говорить о времени испытаний, когда страна ведёт военные действия?
Тысячелетиями существовали великие цивилизации, где свобода слова в нашем понимании была под запретом. И не потому, что люди якобы не доросли до этого светлого демократического идеала. Не потому, что, изнывая под деспотичной властью, влачили рабское существование. Причина была совсем в другом. Древние были свободны от наших современных фетишей. У них были свои представления о мире, во многом не совпадающие с нашими, но разве мы можем с уверенностью утверждать, что они заблуждались, а мы безусловно правы? А как же в таком случае удалось создать могущественные государства Древнего Египта, Вавилона, Крита, Финикии? А затем и пришедшую им на смену эпоху античности.
Древние прекрасно понимали, что нельзя давать права голоса трусам, предателям, извращенцам и прочей нечисти. У тьмы и её слуг не должно быть права голоса! Иначе под угрозой окажется не только государство, но и сама жизнь. Тех, кто пытался выступить против этого принципа, ждало суровое наказание, вплоть до смертной казни, иногда весьма мучительной. Эти жесткие меры позволяли сохранить спокойствие народа и единство государства. Ни один правитель, будучи в здравом уме, не мог позволить своим противникам беспрепятственно высказывать всё, что им взбредет на ум, иначе он быстро терял свою власть, а зачастую и жизнь.
Но наступившее Новое время стало временем первых массовых печатных изданий. Появились первые СМИ: газеты и журналы. С самого начала их издания стала понятна сила их воздействия на общество. Уже тогда четвёртая власть стала мощнейшим оружием, а потому понадобился и лозунг, защищавший её от карающей десницы власти. Довольно скоро принцип свободы слова, возведённый в ранг важнейшей добродетели государства, стал главным инструментом, разрушающим это самое государство. Критика власти, якобы способствующая искоренению недостатков, посеяла недовольство и разброд в умах всего просвещённого человечества. Манипуляция общественным сознанием стала неотъемлемой частью жизни современного человечества. И самое смешное, что современный человек скорее доверится этому самому манипулятору, т.е. интернету и СМИ, чем реальной власти. Мы знаем, что нас обманывают и при этом продолжаем каждый раз доверять обманщикам. Вам кажется такое поведение адекватным? Достоверность информации всегда под вопросом. А поскольку нет ни желания, ни времени перепроверять каждую фразу, то мы вынуждены доверять той информации, которую на нас обрушивает интернет. Вспомним о современном потоке информации. Он огромен и избыточен, осмыслить хотя бы небольшую часть нет никакой возможности.
А что же мы наблюдаем у наших врагов? Позволю себе не быть политкорректным и называть вещи своими именами. Ни о какой свободе слова в странах демократии не может быть и речи. Жесточайшая диктатура капитала обеспечивается поставленными и проплаченными марионеточными правительствами. Будь то США, Германия или любая другая страна западного мира. Любой журналист, заикнувшийся о том, что находится под запретом, подвергается публичной порке. Непокорных лишают работы, и профессиональная деятельность для них оказывается закрытой. Наиболее упорных просто уничтожают физически.
Можно сколь угодно ругать наших противников, но прагматичности у них не отнимешь. В условиях гибридной войны, в том числе информационной, ни о какой свободе слова не может быть и речи. Во все века агитаторов, старавшихся разложить моральный дух армии и склонить её к прекращению сопротивления, незамедлительно предавали смертной казни. Кто поступал иначе – тот проигрывал. Слово – мощнейшее оружие, и его применение и должно быть приравнено к применению оружия. Миллионы одурманенных западными миражами украинцев и сотни тысяч российских граждан являются жертвами информационной войны. Нравственными инвалидами, переставшими различать свет от тьмы, день от ночи и правду от лжи. Они становятся послушными марионетками, зомби, готовыми выполнять приказы того, кто овладел их разумом.
Не слишком ли высокая цена за свободу слова? Принятые на сегодняшний день законы о поддержке и пропаганде диверсии, о дискредитации и клевете в отношении участников СВО – лишь полумеры. Необходимо повсеместное введение военной цензуры. Её полномочия должны распространяться как на отдельных лиц, так и на издательства, и на СМИ, в том числе государственные. Любое публичное высказывание должно оцениваться с точки зрения безопасности страны. Конечно, это вызовет определенное недовольство, но встретит и понимание. Таким образом, вынуждены будут попридержать языки пораженцы, предатели и провокаторы. Да и вообще современному человеку неплохо вспомнить о том, что сначала надо подумать, а потом уже разражаться комментариями или ставить лайки. В сегодняшней ситуации, когда в интернете высказываются все, кому не лень, наивно ожидать единодушного воодушевления народа, всегда найдутся недовольные. Ни критика армии, пусть даже изредка справедливая, ни паникерские настроения не способствуют достижению победы. Свобода слова становится врагом государства. Должно настать время тишины для частных мнений. Пусть раздается лишь единый голос государства и народа, неудержимо стремящегося к своей победе. Мы не можем существовать в прежней реальности и наслаждаться комфортом, когда ради нас на фронте гибнут лучшие граждане страны. Речь идёт о жизни и смерти нашей Родины. Так что о свободе слова пора забыть. Хотя бы на время.
Максим Зотикович Воробьёв, член Союза писателей России
3. Ответ на 2, Константин В.:
То ли дело за рубежом. "Мы самые моральные военные в мире", - так, по крайней мере, считают в правительстве Израиля. Поэтому "Гугл-карты" перестали обновлять онлайн-данные относительно территории Израиля и Палестины.Это типичная реакция: когда человеку говорят, что он поступает плохо, он начинает оправдываться: "а вот Вася... ". Перед Богом будем отвечать за себя, а не за власти Израиля или корпорацию Гугл
2. Ответ на 1, Андрей Карпов:
То ли дело за рубежом. "Мы самые моральные военные в мире", - так, по крайней мере, считают в правительстве Израиля. Поэтому "Гугл-карты" перестали обновлять онлайн-данные относительно территории Израиля и Палестины.
1.