Сегодня доктору медицинских наук, руководителю Душепопечительского православного центра реабилитации пострадавших от псевдорелигиозных организаций и оккультизма во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского игумену Анатолию (Берестову) исполняется 85 лет.
Редакция «Русской народной линии» сердечно поздравляет дорогого отца Анатолия с юбилеем и желает ему душевного и телесного здравия, неоскудеваемой Божией помощи и милости, многая и благая лета. Выражаем отцу Анатолию сердечную благодарность за его труды во благо Матери-Церкви и России. Спаси Господи!
Игумен Анатолий (Берестов) – основатель, руководитель и духовник Душепопечительского Центра святого праведного Иоанна Кронштадтского Московского Патриархата, член Общественного совета при Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) до момента ее ликвидации. В прошлом – известный детский невропатолог, доктор медицинских наук, профессор. В начале 90-х некоторое время был главным неврологом города Москвы.
Родился 11 сентября 1938 года в городе Москве. После окончания восьмилетней школы поступил в медицинское училище, которое окончил в 1957 году. Тем же годом был призван в армию, три года работал при воинской части фельдшером. После демобилизации поступил во Второй Московский медицинский институт на педиатрический факультет. Будущий игумен был лучшим студентом, единственным на курсе
ленинским стипендиатом. На втором курсе института стал прихожанином Русской Православной Церкви. Вот как он сам описывает этот момент в одной своей беседе с журналистом:
«Сам я пришел к Богу на втором курсе медицинского института. Нам очень усиленно преподавали марксизм-ленинизм, особенно работу Ленина “Материализм и эмпириокритицизм”. Считалось, что в этой работе содержатся все ответы на коренные вопросы философии. Я ее читал-читал и в конце концов осознал, что это не те ответы. Так, ничего не объясняющий бред. Размышляя над вопросами бытия, пришел в церковь, стал читать Евангелие. И в Священном писании нашел ответы на вопросы, которые меня волновали». Студент Анатолий Берестов с тех пор стал регулярно посещать церковные богослужения и не побоялся открыто исповедовать православную веру. Много читал Соловьева, Лосского, Бердяева. Декан института, замечательный детский врач, не знала, что делать с мятежным студентом. Правдоруба Берестова по тем временам, а это было время так называемой хрущевской оттепели, полагалось изгнать из института «за аморальное поведение» Он был уже на пятом курсе, когда вопрос об отчислении вынесли на комсомольское собрание. Однако, студенты отстояли своего товарища, посчитав, что вера в Бога не повод для исключения из высшего учебного заведения. Затем сняли Хрущева, политическая ситуация изменилась и о Берестове забыли – никакого движения, никакого разговора, даже в комитете комсомоле оставили. Одновременно с верой пришло и огромное желание стать священником. Но людей с высшим образованием старались в семинарию не брать.
После окончания медицинского института Анатолий Берестов женился, в семье родилось двое детей, но в 1977 году он овдовел. О втором браке думать не приходилось, так как молодой врач не оставлял мечту о сане священника. Берестов работал на кафедре нервных болезней педиатрического факультета медицинского института, занимался научной работой. С 1966 по 1991 год был ординатором, аспирантом, ассистентом, доцентом, профессором. Преподавал в Российском государственном медицинском университете. После защиты докторской диссертации, в 1991 году был назначен директором реабилитационного центра для инвалидов с детскими церебральными параличами. В этом же году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II рукоположил его в сан диакона.
В 1993 году отец Анатолий принял монашеский постриг, но до начала 1996 году продолжал работать профессором в медицинском институте на кафедре нервных болезней. С 1995 года пострижен в иеромонахи.
Летом 1996 года по благословению святейшего Патриарха, он организовал Душепопечительский Центр во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского для реабилитации лиц, пострадавших от псевдорелигиозных тоталитарных деструктивных организаций и оккультизма, так как, по его словам, еще работая на кафедре нервных болезней, обратил внимание на то, что люди после посещения экстрасенсов, оккультистов заболевали серьезными трудно излечимыми нервными растройтсвами. Ученый накапливал свои наблюдения, и в том же 1996 году вышла его книга – записки врача-священника о вреде оккультизма для здоровья. Называлась она «Число зверя на пороге 3-го тысячелетия». Книга вызвала удивительно мощный резонанс во всем мире. Врачи и священнослужители звонили из Австралии, Нью-Йорка, Германии... Эта по существу первая профессионально написанная с медицинской точки зрения работа на данную очень непростую тему.
С лета 1998 года Центр начал заниматься реабилитацией наркозависимых, алкоголиков и людей с другими видами зависимости. За это время специалисты Центра оказали помощь более чем 20 000 гражданам России, ближнего и дальнего Зарубежья, пострадавшим от сект и оккультизма. Первоначально данное богоугодное социально значимое учреждение не только для Москвы, но и для России, для всего православного мира располагалось на Крутицком патриаршем подворье неподалеку от станции метро «Пролетарская». Туда ежедневно обращались за помощью, съезжаясь со всех уголков России, десятки людей.
Вот как описывает то время священник в своем интервью антинаркотической газете «Пока не поздно –
Москва» (№3 (15), март 2008 года):
«Наш центр появился в 1996 году как центр по реабилитации лиц, пострадавших от оккультизма. Я в то время работал в Отделе катехизации Московской патриархии. В мае вышла в свет моя книга “Число зверя”, написанная врачом и священником. И вот, к удивлению, уже вскоре пошли все нараставшим потоком пострадавшие от оккультизма. И одним из первых приехал человек из тюменского Ноябрьска. И так появился медицинский кабинет, подобрались православные врачи, было получено благословение Патриарха Алексия II. Мы начали работать. Возвращая к жизни и Богу пострадавших от оккультизма, мы естественным ходом событий оказались втянуты в борьбу с наркоманией, в ее профилактику и реабилитацию наркозависимых. Оказалось, что оккультизм, сатанизм и наркомания не просто явления одного порядка, одного поля ягодки, близнецы-братья — они звенья одной цепочки, взаимообусловленные и подпитывающие друг друга. Две головы дракона, и рубить их надо вместе. Кстати, в сатанинской библии Лавэя дана целая программа обесовления: рок, секс, проституция, наркотики. Перед нами встал вопрос: что делать? То есть, как я уже сказал, было ясно, что сидеть и ждать, сложа руки, нельзя. Но массового опыта православной реабилитации не было. Традиционные медицинские методы душу (а именно она страдает первой), увы, не лечат. И вот была разработана программа реабилитации, основанная на реабилитации души через восстановление связи с Богом».
В 2005 году иеромонах Анатолий (Берестов) выступил инициатором события, которое еще не знал православный мир. Он предложил провести в Москве Всероссийскую конференцию, которая позволила бы объединить церковные структуры, крупный бизнес, власть и общество в единый кулак против эпидемии наркомании, которая в те годы в России расцвела буйным цветом. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II активно поддержал эту идею и она была воплощена в жизнь!
24 ноября 2005 года в зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя начала работу Всероссийская конференция
«Национальная сфера ответственности: Власть, Церковь, бизнес, общество против наркотиков». На открытии конференции с приветственным словом
выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
В своей речи Предстоятель Русской Православной Церкви выразил надежду, что данная конференция станет важным шагом на пути создания широкого общественного движения, способного противостать распространению наркомании и иных форм химической зависимости. Вслед за этим приветствие участниками конференции Президента Российской Федерации В.В.
Путина огласил полномочный представитель Президента Рф в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко. В президентском послании, в частности, отмечалось, что с наркоманией, как социальной болезнью невозможно справиться только административными мерами, необхоимо объединение усилий всего общества. В.В. Путин пожелал участникам конференции успешной и конструктивной работы.
Целью форума, организованного при активнейшем участии иеромонаха Анатолия (Берестова) и возглавляемого им Душепопечительского православного центра святого праведного Иоанна Кронштадтского стало объединение всех слоев общества для профилактики и лечения наркомании, формирование у населения активной гражданской позиции для активизации работы по решению этой проблемы на всех уровнях государственной власти, Церкви и общества. Именно тогда, на этом мероприятии, практически только приехав в Москву и поступив в клиническую ординатуру Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского, мне впервые предоставилась возможность поработать вместе с отцом Анатолием. Он предложил мне стать секретарем одного из секционных заседаний конференции «Медико-социальные и духовные аспекты реабилитации наркозависимых», на которой он председательствовал вместе с епископом Якутским и Ленским Зосимой. Так началось наше тесное сотрудничество, переросшее, если можно сказать в отношении священника и мирянина, в дружбу, растянувшееся на 7 лет в Москве и сохраняющееся по сей день.
В задачи конференции вошли пропаганда самореализации через духовный рост, творчество, спорт; выработка систем психологической и духовной защиты от наркозависимости в регионах и на отдельных предприятиях; распространение опыта лечения и профилактики «психоактивных зависимостей» в реабилитационных центрах Русской Православной Церкви. За основу был предложен опыт Душепопечительского центра иеромонаха Анатолия (Берестова). Кроме того, там же была обсуждена разработанная сотрудниками Центра совместно с представителями научной общественности под руководством отца Анатолия «
Концепция профилактики наркоманий в России Русской Православной Церкви». Это масштабное мероприятие очень сильно «раскачало» наше общество и объединило в усилении противодействия наркотизации нашего народа. И огромная заслуга в том, что оно состоялось, принадлежит именно ему – казалось бы, не чину из священноначалия, а лишь иеромонаху. Но не в чинах дело, а в делах и призвании.
Параллельно отец Анатолий долгие годы совмещал руководство Центром и работу со страждущими, разъезды/разлеты по городам России и зарубежья с лекциями, беседами и проповедями, консультациями со службой в храме преп. Серафима Саровского при московском Институте трансплантологии и искусственных органов, где также всегда велика потребность порой практически безнадежных в медицинском смысле больных в духовном окормлении.
Человеку нельзя быть здоровым, не соблюдая заповедей Божиих. Ни один верующий человек не станет этого отрицать. Об этом всегда в своих лекциях перед мирянами, в том числе в научных учреждениях, медицинских ВУЗах, и проповедях перед своими прихожанами напоминает отец Анатолий. Мало кто сегодня станет отрицать и того, что нельзя учить детей здоровому образу жизни, не обучая их при этом Закону Божиему. На этом также всегда делал акцент в своей миссионерской-просветительской работе священник-врач. Он подчеркивал в своих трудах, что в современной науке, к сожалению, отсутствуют такие понятия, как грех, милосердие, благодать Божия. И в своей работе всегда стремился и стремится к тому, что наступит время, когда наука больше не сможет обходиться без этих понятий. Ведь действительно, сегодня порой становится страшно при наблюдении происходящих в обществе процессов – продолжает усиливаться духовный распад общества. Наступление на человека идет по всем фронтам – в сфере экономической, политической, социальной, духовной. Происходит разрастание оккультного, эзотерического видения мира, откуда и все более нарастающая словно снежный ком масса эзотерических сект мелкого и крупного калибра. С точки зрения православного вероучения, на котором базируется работа Душепопечительского центра, о чем постоянно напоминает в своих проповедях отец Анатолий, идет всеобщая «сатанизация» страны и наших соседей. Один из «успешных» примеров такого процесса – уничтожение национальной самоидентификации населения, идущий полным ходом в
Украине, который, не исключено, может скоро стать и уже на наших глазах становится при помощи сект и субкультур серьезнейшей проблемой и для нашей страны. В этих условиях сохранение духовного и физического здоровья личности становится актуальнейшей проблемой. И здесь такие «горящие» пастыри как священник Анатолий Берестов в те годы, когда об этом еще мало кто решался говорить, сыграли колоссальную роль своеобразных катализаторов человеческой мысли наших соотечественников в правильном, реально способном оздоровить российскую популяцию направлении. Тогда их были единицы, тех, кто работал в крупных, стратегически значимых российских городах – архимандрит Рафаил (Карелин), протоиерей Олег Стеняев, протоиерей Александр Шаргунов, протоиерей Петр Андриевский (+2012), протоиерей Константин Буфеев, протоиерей Владимир Правдолюбов, протоиерей Артемий Владимиров, протоиерей Вадим Леонов, протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер, протоиерей Александр Новопашин, иерей Даниил Сысоев (+2009), иерей Георгий Максимов. Безусловно, здесь имя отца Анатолия Берестова в первых рядах. Его мощно заряженные как научной, медицинской информацией, так и евангельскими сравнениями проповеди никого не могли оставить равнодушным.
Игумен Анатолий (Берестов) – автор большого числа научных, медицинских и просветительских трудов: «Число зверя на пороге Третьего тысячелетия», «Православные колдуны: кто они?», «Колдуны в законе», «Беседы с православным врачом», «Обольщение (о биодобавках)», «
Черные тучи над Россией, или бал колдунов». Им как самостоятельно, так и в соавторстве с медицинскими и научными работниками опубликован ряд материалов по проблемным вопросам профилактики асоциального поведения и современной реабилитации потребителей наркотиков: «Духовные основы наркомании», «Наркоманию вылечить нельзя, но победить можно», великолепная боголсовская и научно-медицинская аналитическая работа в нескольких частях
«Сравнительный анализ православной методики реабилитации потребителей наркотиков и программы "12 шагов"», опубликованная в специализированном научном журнале «
Наркология».
15 декабря 2007 года в конференц-зале Национального научного центра наркологии прошло очень значимое для решения о дальнейшем векторе развития церковного душепопечения алко- и наркозависимых лиц заседание круглого стола «Современные методики реабилитации лиц с химической зависимостью. Концепция профилактики алкоголизма и наркомании в Русской Православной Церкви». Организаторами данного мероприятия выступили Московское общество православных врачей и Научно-методический отдел по профилактике зависимостей и реабилитации лиц с зависимым поведением Душепопечительского центра святого праведного Иоанна Кронштадтского, который был создан для методического обеспечения деятельности Центра. На тот момент, как и сейчас, в церковной среде вновь остро встал вопрос об отношении Русской Православной Церкви к возможности совмещения святоотеческой традиции борьбы со страстями с тысячелетним успешным практическим опытом и рожденной в США в 1937 году на свежеиспеченной протестантской основе программы «12 шагов». Дискуссия была эмоциональная, разнополярная, от того и продуктивная. Присутствовавшие на мероприятии сотрудники профильных госслужб и священнослужители, не один год работающие в сфере помощи химически зависимым лицам внимательно вслушивались в позицию каждого выступающего.
Итогом круглого стола стала резолюция, направленная на имя Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II, с однозначным «нет» – несовместима. Помогает – да, но за пределами церковной ограды, вместе им не по пути. Подробное обоснование экспертной позиции с точки зрения медицины и богословия см.
здесь. Тезисно позиция каждого из участников совещания представлена по
ссылке. Послесловие к данному мероприятию, подготовленное мной по благословению отца Анатолия, разъяснило в деталях итоговое мнение присутствовавших там представителей экспертного
сообщества.
В 2008 году иеромонахом Анатолием (Берестовым) с соавторами разработана и представлена на рассмотрение в органы государственной власти и руководству Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков «Концепция профилактики и реабилитации лиц с наркотической зависимостью на территории Российской Федерации», во многом ставшая «предтечей» некоторых разделов Стратегии государственной аналитической политики до 2020 года.
Его монография
«Возвращение в жизнь», посвященная вопросам православного душепопечения лиц, страдающих различными формами наркомании и алкоголизма, технологиям работы с ними до сегодняшних дней востребована российским сообществом, несколько раз была переиздана в России и переведена на ряд
восточноевропейских языков.
Информационно-аналитический сборник, подготовленный отцом Анатолием Берестовым совместно с Ю.Б. Тузиковой (Шевцовой) и Н.В. Каклюгиным, автором этих строк,
«Осторожно – метадон (Заместительная метадоновая терапия в программах "снижения вреда")» после издания в 2006 году был разослан во все региональные подразделения ФСКН России, Совет Федерации, Государственную Думу, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, некоторые профильные общественные организации и российские медицинские сообщества, сыграв очень значительную роль в выработке в нашей стране отрицательной позиции к подобным деструктивным для отечественной наркологии инициативам, лоббируемым со стороны заинтересованных сотрудников части неправительственных организаций, ныне именуемых «иностранными агентами», финансируемых со стороны транснациональных фондов и международных благотворительных организаций антироссийской ориентации, в первую очередь связанных с американским «филантропом» Джорджем Соросом. Полную версию издания в электронной версии см. по
ссылке. Несколько позже в ответ на этот серьезный фундаментальный труд вышел пасквиль в виде некой юморески, высмеивающей полностью обоснованную позицию авторов, с соответствующим названием «
Осторожно – псевдонаркология». Во главе группы лоббистов идеи внедрения заместительной метадоновой терапии в России стояли такие фамилии, как
Менделевич и
Зыков. Запомните эти фамилии. Второй особенно
активен сегодня, как и вчера. Сегодня они притихли на сей счет, работают более аккуратно и изощренно, стараясь не выдавать своих целей и задач на перспективу, но сущности своей либерастической в отношении реформирования наркологической службы по деструктивному для страны сценарию ничуть не изменяют. Просто вместо себя выставляют другие,
менее «засвеченные» фигуры. Но мы помним всех по именам и фамилиям. И основу, базовую методологическую платформу противодействия всем этим деструктивным тенденциям в российской антинаркотической политике заложил именно иеромонах Анатолий (Берестов), за что ему особая благодарность от тех, кто понимает, что происходило в те лихие 90-е и 2000-е, и что происходит сейчас. В продолжение темы в свое время по следам расследований отца Анатолия я опубликовал аналитику
«Профилактические программы снижения вреда от потребления наркотиков и права человека в России», которая остается
актуальной и по сей день. Профессору Менделевичу же с соавторами тогда мы с отцом Анатолием ответили более чем симметрично в своей работе «Снижение вреда от опиатов методом заместительной терапии (ответ на критические замечания проф. В.Д.Менделевича с соавторами “
Осторожно – псевдонаркология”». Больше возражений не последовало.
В 2007 году по инициативе отца Анатолия при поддержке Варненской митрополии в Болгарии был организован автопробег через всю страну из Варны до Софии с целью остановить там легальную выдачу наркотика метадона под видом лечения болгарским наркоманам. По приезду в болгарскую столицу в Центральном телеграфном агентстве страны (аналог российского ИТАР-ТАСС) была дана мощная отповедь всем сопричастным к этой убивающей молодежь Болгарии инициативе. Тогда я еще, будучи только лишь молодым клиническим ординатором Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского с разрешения его директора, ныне покойной Татьяны Борисовны Дмитриевой (Царствие ей Небесное, невероятной душевной силы, духовной крепости и стойкости, великих эрудиции и интеллекта был человек!), выступал в ЦТА Болгарии от лица всей российской медицины и конкретно – Центра Сербского с призывом отказаться от этого изуверского псевдолечения и вместо него развивать на территории Болгарии профессиональные лечебно-реабилитационные программы для наркозависимых лиц на принципах отказа от приема любых психоактивных веществ, так называемое «drug-free treatment». Именно в ту нашу поездку в городе Варна при поддержке ДПЦ о. Анатолия был открыт первый в Болгарии православный Душепопечительский центр для алко- и наркозависимых лиц, к работе которого подключились и болгарские медики. По аналогии с российским он также был назван во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского.
Следует еще раз особо отметить, что география перелетов и разъездов отца Анатолия за время его активной миссионерской деятельности на ниве антинаркотического и антисектантского просвещения невероятно велика – с Севера на Юг, с Запада на Восток, от Чукотки до Абхазии, от Калининграда до Владивостока. Масса визитов и в Украину, где его слова всегда ждали.
В 2008 году в соавторстве со мной отец Анатолий Берестов пишет и издает при финансовой поддержке неравнодушных людей-меценатов книгу
«Легальная наркоагрессия в России (Хроники необъявленной войны)», подробно описывающую катастрофическую смертоносную ситуацию, выявляемую в различных регионах России в отношении роста последствий от приема наркотических веществ, извлекаемых из медицинских препаратов, отпускаемых из аптечных учреждений без
предписанного законом контроля. Там же приведена многостраничная и многолетняя переписка с абсолютно равнодушными, если не сказать больше, чиновниками из Министерства здравоохранения РФ. В народе такое называется отписками. Именно на их совести тысячи, десятки, сотни тысяч погибших от таких многие годы свободно отпускаемых в аптеках до наших протестов совместно с центральным аппаратом ФСКН России препаратов как «Коаксил», «Трамадол», «Залдиар», «Туссин Плюс», «Гликодин», все кодеиносодержащие препараты, из которых наркоманы-умельцы научились извлекать убивающий практически за месяцы потребления, высокотоксичный, некротизирующий места инъекций и окололежащие ткани и кости дезоморфин. Сегодня они под запретом и ушли в прошлое.
Но
появились «Лирика» и «Тропикамид». И практически те же люди в российском минздраве не позволяют нам внести их в список наркотиков. Мы даже знаем их фамилии. Писали и президенту. Ждем ответа. Пока был «жив» ФСКН России и отец Анатолий был чуть помоложе и пободрее, боролись вместе против этих лоббистов аптечной наркомафии. Сейчас это стало делать, увы,
куда сложнее.
15 апреля 2009 года иеромонах Анатолий (Берестов) сослужил на службе в храме Христа Спасителя со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, где ему было сообщено о присвоении ему сана игумена.
В 2010 году в свет вышла наша совместная с отцом Анатолием Берестовым книга, составленная из нескольких десятков статей разных авторов, в том числе и наших с ним, названная
«Неопятидесятничество: вирус в христианстве». Она стала настольным альманахом для тех, кто на момент ознакомления с ней еще не мог разобраться, что же это за явление такое в христианском мире и в чем его опасность как для людей, попадающих в организованные неопятидесятниками, скрывающимися под более благопристойным именем «евангельские христиане», реабилитационные центры и «церкви», так и для государственного строя в целом.
Опубликованная в 2012 году в научном специализированном журнале «Наркология» работа
«Духовно ориентированная реабилитация лиц с химической зависимостью с использованием специализированного православного БОС-тренинга», подготовленная авторами под научным руководством отца Анатолия, стала описанием многолетней деятельности в ДПЦ очень интересной методики, здесь органично совмещенной с православными практиками и давшей куда более мощный терапевтический эффект, нежели ее базовая, светская версия. Воистину уникальный и
бесценный опыт.
Покидая Москву на предложенную в Краснодаре должность заместителя главного краевого нарколога по реабилитационной работе, мы с батюшкой выпустили две части крайне серьезного, вдумчивого с точки зрения психиатрии и богословия труда под названием
«Духовно-религиозные аспекты реабилитации лиц с психическими и поведенческими расстройствами, обусловленными в том числе злоупотреблением психоактивными веществами». Они опубликованы в номерах 4 и 5 журнала «Наркология» за 2013 год. Отчасти эта работа стала неким
подведением итога нашей совместной с отцом Анатолием практической работы в Душепопечительском центре в Москве и ее теоретическое обоснование на основании многолетних динамических наблюдений за нашими пациентами и их родственниками.
За годы своего служения в Русской Православной Церкви на ниве антинаркотической и антисектантской общественной деятельности игумен Анатолий (Берестов) безусловно внес неоценимый вклад в оздоровление наркотической ситуации на территории Российской Федерации. Об этом должны помнить те, кто пришел после него, изучать уже проделанный в этом направлении путь и в который раз не наступать в который раз на те же «грабли». Дорога уже проложена когда-то отцом Анатолием словно ледоколом через полыньи, ледники и непроходимые торосы непонимания некоторых чиновников, наркологов и священнослужителей. За что ему низкий поклон от всех нас: его учеников, сотрудников, от тех ребят, что проходили вместе со специалистами все этапы отрезвления и прихода к жизни, свободной от алкоголя и наркотиков, сект и оккультизма в годы активной работы Душепопечительского православного центра во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского сначала на Крутицком патриаршем подворье, а затем неподалеку от станции метро «Люблино», а также загородной душепопечительской общины в г. Дедовск Московской области. А также огромная благодарность от наконец-то вздохнувших спокойно их родственников, и самих обретших через Центр путь к воцерковлению и душеспасению, и приведших своих чад наконец-то к здоровой полноценной жизни, созданию своих собственных семей и рождению здоровых деток – будущих патриотов своего Отечества и верных чад Русской Православной Церкви.
1.