Так уж устроен мир, что у человечества существуют темы, обсуждать которые в обществе не принято и даже неэтично. Поразительно, это в наше-то с вами просвещенное время человек продолжает суеверно бояться каких-то там слов?! Что же это за слова? Болезнь, старость, смерть – вот лишь некоторые из них. Да, действительно, приятного в этих словах мало. И древним людям Адаму и Еве, впервые столкнувшимися с этими явлениями пришлось хуже всех. Для них все это было настолько страшно и неожиданно, что в умах и чувствах последующих поколений навсегда отпечатался ужас столкновения с этими последствиями греха.
Особенно люди боялись смерти, которая страшна еще и тем, что оставляет больше вопросов, чем ответов. Умер весь человек, или только его тело? Если душа жива, то где она находится? У всех ли есть своя душа, или же мы пользуемся одной общей? Умирая, все ли мы попадаем в одно установленное место? Как только человек начинает задавать себе подобные вопросы, можно с уверенностью сказать, что он впервые начал задумываться о смысле своей жизни.
Все люди делятся на две категории: одни считают, что смерть – это конец всего, жирная точка, и потому живут на полную катушку, всячески стараясь разнообразить свою земную жизнь развлечениями, в общем «один раз живут товарищи», «берут от жизни всё»; вторые, наоборот, уверены в том, что земная жизнь, это явление временное, после которой последует настоящая, бессмертная, духовная жизнь, и потому нужно жить с оглядкой на то, как ты поступаешь, и что тебя ждёт за это в будущем.
Раньше было принято сомневаться в существовании иной реальности и духовной жизни. Но в настоящее время многое стало явным, и даже учёные-скептики стали весьма осторожны в своих суждениях. Оказалось, что у человека действительно есть душа, и что мир он точно не так прост, как его ранее представляли.
Некоторые люди и в древности были уверены в существовании загробной жизни, послушайте только, что пишет царь и пророк Давид: «Ты не оставишь души моей во аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» (Пс. 15:10). Уверен был в бессмертии души и царь Соломон: «Возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:,7).
Почему же мы должны верить в бессмертие своей души? Ответ прост: если после смерти больше ничего нет, то тогда почему мы так инстинктивно стараемся сохранить себе жизнь? Какая разница сейчас или потом? Видимо всё же разница есть. Мы боимся не телом, а душой. Если бы мы жили телесным умом, то наша кончина была похожа на постепенное ухудшение работы какого-нибудь механизма, к примеру телефона, который однажды просто перестал работать. Ему не больно, он просто отработал свой ресурс и все. Но ведь мы не механизм, мы более тонкая субстанция.
Бог, Который и предупредил человечество о грядущих болезнях и смерти, также дал ему надежду на будущее искупление. И оно свершилось. Христос всем Своим служением показывал ничтожность такого явления как смерть: вспомните воскрешение дочери Иаира, Лазаря и, наконец, само воскрешение Господа. Всё новозаветное писание буквально пронизано духом свободы и смелости по отношению к смерти. Смерть осталась чем и была, но у верующих людей больше нет этого суеверного страха по отношению к ней.
Сегодня мы вспоминаем какой была кончина Божией Матери. И называем это праздником?! Действительно, для кого-то смерть – это праздник. Ведь если ты жил по-человечески, то тогда и ум не обременён заботами, кто и что скажет о тебе. Вокруг тебя твои близкие, все искренно любят тебя. Разве это не чудесно? Тогда и смерть не страшна.
Божия Матерь была удивительным человеком. Ей суждено было родить Самого Бога, видеть Его величие и чудеса, потом Его муки и смерть, славное Воскресение и Вознесение не небеса. За свою добродетельную жизнь Богородица удостоилась смерти в образе сна. И теперь Она выше всех небесных воинств. Еще апостол Павел писал: «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе» (1 Кор. 15:43). Дай Бог и нам прожить такую жизнь, чтобы смерть стала для нас чудесным переходом в вечную жизнь в Боге. С праздником Успения Пресвятой Богородицы!
Роман Викторович Овчаренко, кандидат богословия, магистр истории
2.
Неправда. Ничего такого пока не "оказалось". Все это по-прежнему вопрос веры. А ученые скептики всегда осторожны в своих суждениях и не высказываются категорично о том, о чем ничего не известно. В отличие от верующих.
1. Слишком упрощенный взгляд