С первых месяцев Специальной военной операции вслед за теми, кто верен воинской присяге, на фронт отправляются и те, кто дал иную присягу – Богу. Это военные священники Русской Православной Церкви, опекающие свою паству на передовой рядом с имамами и буддийскими ламами. В их числе ездил на фронт и председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами Русской Православной Церкви митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл (Покровский).
В интервью РИА Новости он рассказал о нынешнем правовом положении военных священников, о том, как они отбираются и какую подготовку проходят перед тем, как отправиться в войска, как их встречают солдаты разных вероисповеданий, и ограничивается ли фронтом область пастырской работы отдела.
По его словам, «для взаимодействия Русской Православной Церкви и министерства обороны РФ очень важно выстроить взаимоотношения в правовом поле. И, в первую очередь, это касается статуса священника в армии. Еще в 2009 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к президенту нашей страны, Верховному Главнокомандующему Владимиру Владимировичу Путину о необходимости введения института капелланов – священников, духовно окормляющих верующих военнослужащих в частях и подразделениях министерства обороны. И уже с 2010 года начался процесс их появления».
«На сегодняшний день мы имеем 309 штатных должностей помощников командиров по работе с верующими военнослужащими и 34 штатные должности помощников начальников высших военных учреждений министерства обороны, которые занимают священнослужители Русской Православной Церкви. И еще несколько должностей в госпиталях и других учреждениях Министерства обороны. Первый шаг сделан», - констатировал владыка.
«Но подлинный статус священника в армии — это разговор не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. И такой разговор ведется, в нем участвуют Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, министерство обороны РФ, администрация президента РФ и Государственная дума. Есть исторические примеры, на которые можно опираться. Так, священники в царской армии принимали активное участие в духовном окормлении военнослужащих – как в мирное время, так и во время войны. Хотя тогда Православие в нашей стране имело особый статус, закрепленный на законодательном уровне. Есть современные примеры в других армиях мира, которые вполне можно учитывать», - считает архипастырь.
«Что касается довольствия, социальных гарантий священникам и членам их семей, то это тоже актуальный вопрос, - признал митрополит Кирилл. - Они находятся на передовой вместе с военнослужащими и так же, как и они, могут получить ранения, или, не дай Бог, погибнуть. Сегодня мы слышим обеспокоенность этим на различных уровнях. Особое внимание, безусловно, уделяет Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который регулярно призывает к выработке взвешенного решения данного вопроса».
«Важно отметить, что эта работа ведется по нескольким направлениям. Например, буквально недавно решением министра обороны Российской Федерации при заместителе министра обороны, начальнике Главного военно-политического управления Горемыкине создан Координационный межконфессиональный совет. При нем функционируют четыре рабочие группы: организационная, правовая, информационная и группа по работе с семьями военнослужащих, находящихся в зоне СВО.
Как раз в рамках правовой группы для министра обороны России прорабатываются предложения о статусе священника в армии, в зоне СВО, защите его социальных гарантий. Я думаю, что военные священники имеют полное право разделить с нашими воинами не только тяготы и опасность службы, но также и заботу родной страны. Ведь они вместе стоят на защите ее рубежей», - подчеркнул владыка.
«Главной задачей как председателя, так и всех сотрудников Синодального военного отдела, сегодня является забота о духовном окормлении военнослужащих, сотрудников силовых ведомств и учащихся профильных учебных заведений. Для этого важно выстроить качественное взаимодействие с министерством обороны и иными силовыми структурами. Эта работа нужна для того, чтобы мы могли, насколько это возможно, оказать духовную помощь верующим военнослужащим, чтобы мы могли совершать богослужения, Таинства, проводить беседы – все то, что так важно для наших защитников. Но это должно сочетаться с уставом воинских частей. Особенно это касается зоны боевых действий, где все очень регламентировано. Задачей главного военного священника в зоне проведения специальной военной операции, недавно назначенного Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, является организация деятельности духовенства в зоне боевых действий. Перед тем, как отправить священнослужителей в столь опасное место, их необходимо подготовить психологически и физически, обучить тактической медицине. Кроме этого, важно равномерно распределить священнослужителей между воинскими частями, позаботиться о том, чтобы у них была специальная защита, личные бронежилеты, каски, аптечки. Помимо этого, необходимо вместе с ответственными сотрудниками министерства обороны и местной администрацией составлять маршруты передвижения и содействовать решению всех появляющихся вопросов. Ведь священники там находятся вместе с военнослужащими в самых разных условиях. Обеспечение безопасности и необходимых условий быта, насколько это возможно, – забота главного военного священника в зоне специальной военной операции. И, конечно, вся ответственность лежит на мне, как на председателе Синодального военного отдела», - рассказал митрополит Кирилл.
По его словам, «сегодня десятки священников находятся в зоне проведения Специальной военной операции. К тому же, это число постоянно меняется. Одни прибывают, другие убывают. Некоторые проходят обучение в созданных для этого центрах, на специальных полигонах. Сколько их нужно на самом деле? Очень много. Вы же смотрите телевидение, читаете статьи в интернете, слушаете наших военных. Примерно можно представить, сколько сотен тысяч бойцов сегодня на передовой. Поэтому священников пока не хватает. Достаточно много священников трудится сегодня в госпиталях, и это тоже очень важно. Вы сами понимаете, что мы все оказались в первый раз, спустя почти 80 лет после окончания Великой Отечественной войны, в такой ситуации. И все мы сегодня учимся. И все мы должны пройти этот путь обучения».
Он подчеркнул, что «священник совершенно добровольно отправляется туда. Нет никакой разнарядки. Но очень важно его материально поддержать, ведь у него дома остается семья. Основой для материальной помощи священникам является спонсорская поддержка, поэтому нашим благотворителям честь и хвала».
«Священников, желающих отправиться на фронт, недостаточно, - констатировал он. - Но это дело добровольное, и поэтому мы никого не понуждаем. Мы только можем приглашать к этому, но не более того. И все-таки с начала Специальной военной операции в зоне боевых действий побывала уже не одна сотня священников. Это огромный труд, и они уже герои. Честь им и хвала, и благодать от Бога!»
Говоря о сложностях, владыка заметил, что «пастырское выгорание может быть не только в зоне СВО, на фронте, в этих экстремальных и невероятно тяжелых условиях. Но оно может случиться и случается порой просто на приходе. Представьте себе – когда, например, священник окормляет заключенных в тюрьмах… Это очень психологически непростая работа. По сути, такое может произойти на любом направлении, на котором трудятся священники. Поэтому выгорание может быть везде. Я думаю, что самое главное, что помогает священнику выстоять – это молитва, служение Божественной литургии, пост. В таких условиях главную помощь человек получает от самого Бога».
«Однако мы тоже стараемся не остаться в стороне и помочь в меру собственных сил и возможностей. Мы готовим некоторые рекомендации, в том числе привлекаем серьезных военных психологов, пытаемся их использовать для помощи духовенству, регулярно общаемся с военным духовенством, стараемся вникать в нужды и проблемы, поддерживать. После возвращения из зоны СВО священник уезжает обратно к себе домой, на родной приход. И там заботу о духовном состоянии священнослужителей проявляют местные архиереи, благочинные, духовники епархий. Кроме этого, безусловно, свою роль играют семья, родные и близкие священника», - добавил архипастырь.
Он отметил, что «каждый военный священник имеет высшее духовное образование. Кроме этого, многие имеют военное или светское образование. Если же говорить про "специфическую" подготовку капелланов, то она разноплановая. Каких-то специальных факультетов, кафедр, обучающих военных священников, пока нет. Но я думаю, к этому мы безусловно придем.
Однако, есть другие формы подготовки и повышения квалификации. Например, у нас есть краткосрочные курсы при некоторых духовных семинариях. Есть ежегодные курсы при Общецерковной аспирантуре и докторантуре им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, которые организуются совместно с нашим Военным отделом. Там священники не только получают значительный объем необходимых знаний, но и могут между собой обсудить какие-то животрепещущие темы или задать вопрос опытному лектору».
«Помимо этого, - продолжил владыка, - есть профильное направление в рамках международных Рождественских образовательных чтений, в течение года проходят конференции и семинары по различным направлениям. Есть определенные курсы для священнослужителей от министерства обороны. В общем, мы стараемся сделать все, чтобы у военного духовенства была серьезная теоретическая база и оно имело возможность получить ответы на актуальные вопросы».
По его словам, «важно понимать, что назначение священника помощником командира по работе с верующими военнослужащими даже в мирное время предваряется собеседованием с ним местного архиерея или нашего Военного отдела. Если заметно, что священник колеблется, не понимает, как он будет общаться с военнослужащими, насколько это ему близко – ему не доверят столь ответственное послушание».
«Впрочем, - продолжил он, - в большинстве случаев это и не требуется – многие священники сами выражают свое желание трудиться в воинской части и изначально понимают всю меру ответственности».
«По свидетельствам всех священников, бойцы сегодня хотят, чтобы там были с ними батюшки. Многие из бойцов первый раз в жизни исповедуются и причащаются. Некоторые крестятся на передовой: у меня есть достаточное количество свидетельств, фото и видео. Многие, приехав домой в отпуск, венчаются.
Один священник мне рассказывал, что порой на передовой за 10 дней он исповедует и причащает до 500 человек. Это говорит о многом. Представьте себе, в боевых условиях, на первой линии, от блиндажа к блиндажу, переходит священник. И в этих условиях в столь краткий промежуток времени 500 человек изъявляют желание приступить к Таинствам. Нам, находящимся в другой обстановке, трудно представить состояние бойца. Но если при этом невероятном физическом и психологическом напряжении воин желает исповедаться и причаститься, то это говорит о сильнейшей внутренней потребности – увидеть священника, услышать Слово Божие и принять Святые Таинства», - считает митрополит Кирилл.
Он напомнил известную поговорку: атеистов в окопах нет. «Об этом говорят и сами бойцы. Буквально недавно, во время торжеств, посвященных присвоению храму Вознесения Господня за Серпуховскими воротами в городе Москве статуса Главного храма Воздушно-космических сил, я общался с ветеранами ВКС. И они однозначно говорили о значимости веры и Русской Православной Церкви», - рассказал владыка.
«Что же касается местных жителей, то они в случае необходимости обращаются к нашим военным священникам. Однако это не так актуально, потому что на территориях четырех новых регионов есть правящие архиереи, сохранились храмы и по-прежнему трудятся священники. Да, там непростая ситуация. Например, в Бердянской епархии архиерей покинул свою каноническую территорию. И тогда верующие – священники и миряне – обратились к Святейшему Патриарху Кириллу. Вскоре был назначен епископ Лука, который сегодня является викарием Святейшего Патриарха и управляет Бердянской епархией. Но в остальных епархиях те же архиереи, которые были еще до начала Специальной военной операции. И поэтому, конечно, у мирного населения есть свои священники», - сказал митрополит Кирилл.
По его словам, «большинство священников на новых территориях, конечно, за воссоединение с Россией. И постепенно, я думаю, все эти епархии и приходы перейдут под омофор Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Но обстановка-то ведь очень непростая. Я, правда, не встречал в отчетах священников информации о том, что были какие-то конфликты, но время покажет, насколько искренне священники и архиереи местных украинских епархий принимают новые для себя условия. Если говорить про представителей других конфессий, то порой вместе со священниками трудятся представители духовенства ислама и буддизма. Конфликтов нет, скорее, даже наоборот. Я сам ездил на передовую вместе с муфтием Ставропольского края».
«Конечно, люди очень разные все. Наверное, пацифистов-то уже в армии и не осталось, - полагает архипастырь. - Но вопросы мотивации военнослужащие задают. Священник старается поддержать военнослужащих, помочь решить духовные и экзистенциальные вопросы, сохранить верность данной присяге и своему Отечеству».
«Мы видим, как Православную веру уничтожают на территории Украины, как ополчился на Россию весь мир, насколько пронизан нацизмом, шовинизмом, русофобией и ненавистью к Православию. Встречаются священники и с атеистами, и с язычниками, и с представителями других конфессий или христианских деноминаций. Но я не слышал, чтобы были какие-то оскорбления с их стороны по отношению к Православным священникам. Все понимают, в каких условиях находятся, и понимают важность пребывания там представителей духовенства», - отметил митрополит Кирилл.
Владыка рассказал, что не встречал информации, чтобы «священники отпевали бойцов как с нашей стороны, так и с той. Как правило, тело отправляют на родину, к семье. И там уже местный священник по просьбе родных совершает отпевание погибшего».
«Сегодня не так много священников работают с пленными. Это обусловлено множеством факторов, в том числе сугубо церковных. Для такой деятельности священник должен получить особое благословение. Я знаю очень достойный пример взаимодействия с пленными инока Киприана (Буркова), Героя Советского Союза. Это опытный священник, который в свое время потерял обе ноги. Но сила духа у него удивительная – он может поднимать духовно целые полки. И вот ему, в том числе, дано благословение общаться с пленными солдатами. Ведь они тоже, быть может даже больше остальных, ждут слово утешения от пастыря. Но далеко не каждый священник готов взять на себя такую ответственность, и не каждому священноначалие даст на это благословение. Отмечу, что каждый священник, который едет в зону СВО, получает специальное благословение своего правящего архиерея и оформляет командировку в Синодальном военном отделе. В столь опасном месте внутренний порядок приобретает особое значение и помогает сохранить жизни», - подчеркнул митрополит Кирилл.
Он заявил, что «невероятно важно – поддерживать крепкий воинский дух, сохраняя в этом вопросе историческую преемственность. Непраздным вопросом становится сохранение здоровья психики, особенно в крайне непростых условиях участия в боевых действиях. Для этого важно работать в одном направлении разным специалистам и сообща решать общие задачи. Но если мы говорим про священника, то его направление – сугубо духовное, которое мало пересекается со всем остальным. Тем не менее, оно выступает одним из ключевых, потому что рано или поздно каждый человек сталкивается с духовными и экзистенциальными вопросами своего существования. Особенно в критических для жизни и здоровья условиях. И священнослужитель призван помочь военнослужащему в решении этих вопросов».
Говоря о психологической реабилитации бойцов, вернувшихся с фронта, владыка заметил, что «сегодня все больше бойцов возвращается. Среди них есть раненые, в том числе тяжело раненые. Безусловно, Синодальный отдел активно включается в эту работу. Определенные вопросы решаются в рамках рабочей группы Координационного межрелигиозного совета при министерстве обороны, созданной недавно. И эта группа охватывает заботой не только военных, но и членов их семей, которым помощь, в том числе духовная, нужна не меньше. Какие-то вопросы будут решаться с профильными специалистами, в сотрудничестве с министерством обороны, министерством здравоохранения, Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению. Однако мы понимаем, что данный процесс займет немало времени, и в него будут включены не только военные, но и приходские священники, к которым будут приходить военнослужащие. Такой, к сожалению, очень тяжелый факт боевых действий».
Владыка рассказал, что несколько раз был на передовой: «И в Херсонской области, и в тех местах на берегу Днепра, которые сегодня после прорыва дамбы залиты водой. Я бывал в расположении бойцов 49-й армии и казачьего батальона "Терек". Такой выбор обусловлен тем фактом, что я также являюсь епархиальным архиереем Ставропольской епархии. И бойцы 49-й армии, и терские казаки дислоцируются на территории Кавказа, Ставропольского края. Многих я знаю лично и могу свидетельствовать, что они достойно несут свое служение».
«Я также побывал в Луганской народной республике, где провел встречи с епархиальным архиереем и викарием, представителями администрации региона, побывал в Луганском государственном университете имени В.И. Даля, казачьем кадетском корпусе, в одном из казачьих подразделений», - рассказал архипастырь.
«Сегодня главная цель и задача – это организация военного духовенства, его подготовка и направление в зону СВО, окормление там верующих военнослужащих, организация работы военных священников в госпиталях. То есть то, что непосредственно связано с деятельностью Русской Православной Церкви в зоне СВО.
Не менее важной остается "прежняя работа" – подготовка и координация деятельности священников, которые являются штатными помощниками командиров по работе с верующими военнослужащими, помощников начальников военных учебных заведений
Помимо этого, происходит регулярное взаимодействие с министерством обороны, идет серьезная работа в информационном пространстве. Решаются различные, не побоюсь этого слова, стратегические вопросы. Одним из таких, как я уже говорил, становится совместная выработка четкого юридического статуса священника в нашей армии, обеспечение его и членов его семьи всеми необходимыми социальными гарантиями.
Завершая беседу, я бы хотел через РИА Новости передать нашим бойцам и военным священникам на передовой благословение, а также заверить в молитвах всей Русской Православной Церкви. Мы переживаем о каждом из них и стараемся сделать для них все от нас зависящее. Они – герои. Мы ждем их домой. Ждем, безусловно, с победой.
А закончить это интервью я хочу словами великого полководца, генералиссимуса Александра Васильевича Суворова: "Молись Богу – в Нем победа"», - заключил председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами Русской Православной Церкви.