Сегодня мы слышали Евангелие об исцелении Господом двух бесноватых в стране Гергесинской. Господь не только имеет всю власть на небе и на земле, но у Него есть и ключи ада. Он — Победитель сатаны с легионами бесов. В сегодняшнем Евангелии Господь показывает нам, до чего может дойти человек, когда он живет так, как ему хочется, без Бога. Мы видим, до чего может дойти все человечество, если все будет продолжаться так, как происходит сейчас.
Что случилось с бесноватыми людьми, вышедшими из погребальных пещер навстречу Христу? Их уже и людьми-то нельзя назвать, для них естественная среда обитания там, где смерть, где гробы. Они не имеют никакой одежды, они обнажены от всего: и физического, и духовного. Полная незащищенность и безумие, которое терроризирует всех проходящих мимо.
Господь говорит, что смысл всей деятельности сатаны заключается в том, чтобы заставить людей ненавидеть друг друга. Сатана достигает этого через наши грехи, страсти, похоти, воюющие в наших членах. Он достигает этого через зависть, злобу, гнев, ненависть, через месть, так что человек становится не только недостойным и непригодным для человеческого общества, но и страшным для общения. А когда во всем человеческом обществе грехи возрастут до такой степени, что станут уже естественным явлением, действительно будет «война всех против всех».
Бесноватых людей, о которых мы читаем в сегодняшнем Евангелии, как бы уже не существует, потому что у них нет имени. Когда Господь спрашивает одного бесноватого в Евангелии от Марка, описывающем это же событие: «Как тебе имя?» — то за него отвечают бесы: «Легион имя мне, потому что нас много» (Мк. 5, 9). Этот человек полностью потерял себя, от его имени отвечают бесы.
Глядя на то, что происходит сегодня, мы можем понять, в чем заключается тактика и стратегия диавола. Она заключается в том, чтобы овладеть телом человека, а через него — умом и сердцем, чтобы пожирать ум и сердце человека, как кровожадный зверь, опустошая человека и его душу от Божественной красоты и чистоты, от разумности и праведности, от любви и веры, и даже от желания добра. Замысел сатаны — утвердить грех как норму, то есть создать для себя самую благоприятную среду, чтобы умы и сердца человеческие стали обиталищем бесов. «Иже херувимы тайно образующе», — поем мы за Божественной литургией. Мы, таинственно изображающие, являющие собой небесных ангелов, на которых как на престоле, восседает Бог, должны быть действительно престолом Господним, а не бесовским.
Страшные события раскрываются нам в сегодняшнем Евангелии. Такие же страшные события происходят в сегодняшнем мире. Однако Господь дает человеку надежду. Он показывает, что бесы подчиняются Богу, они боятся Его. Они не могут обойти Бога, а бегут навстречу Ему, кланяясь. Но Господь всегда связывает их. Он держит их связанными, в то время как никакие узы человеческие, цепи, оковы не могут их удержать. Они обращаются ко Христу со словами: «Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий?» Эти слова означают: «Что у нас общего с Тобой?» Действительно, слово Божие говорит: что может быть общего у Господа с велиаром?
Мы видим, что бесы исповедуют нашу святую веру, называя Христа Сыном Божиим. Апостол Петр говорит: «Ты Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16, 16), радостно исповедуя свою веру во Христа. Даже бесы знают и веруют, и исповедуют, что Христос есть Сын Божий. Однако они остаются бесами. О чем это говорит? О том, что не знание, а любовь отличает святых от бесов.
Что общего у бесов со Христом? Ничего общего нет. Нам раскрывается великая тайна милосердия Божия. У падших людей есть очень много общего со Христом Богом, а у падших ангелов — нет. Однако и люди могут называть Христа Сыном Божиим, и не иметь ничего общего с Ним. Они могут занимать какое угодно место в Церкви и, как бесы, не иметь ничего общего со Христом. Бесы ненавидят Христа. Однако, отвергая Христа как Владыку Царя, они не могут не признать Его как Судию, потому что знают, что близится последний Страшный Суд, на котором они будут преданы вечным мучениям.
Святая Церковь призывает сегодня задуматься о том, что грешники, которые не каются, должны тоже помнить об этом и знать, что грядет этот последний Суд, на котором они будут преданы мукам в огне вечном вместе с диаволом и ангелами его.
Исполненные ужаса, бесы говорят: «Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» — то есть изгнать нас из этих людей и не дать нам возможности делать зло, которое мы хотим делать. Быть связанным, быть лишенным возможности делать зло — есть мука для диавола. Если мы идем к небу, если мы понимаем, что этот путь заключается в делании нами добра, то для нас должно быть мучением всякое внутреннее и внешнее препятствие для делания добра.
Господь милосердный, Который пришел спасти человека, ставит предел безумию и неистовству диавола. Покоряясь Господу, бесы молят Его о том, что если Он велит им выйти из одержимых ими людей, то пусть разрешит войти им в свиное стадо, которое паслось вдали. Хотя оно было едва различимо, бесы сразу увидели возможность совершить новое зло. Они просят об этом именно потому, что для них радость, единственный смысл и возможность существования — непрестанно совершать зло.
Господь попускает это зло, но попускает премудро. Мы видим, что сила диавольская и злоба его неодинаковы. Велика сила диавольская. Что было бы с нами, если бы они делали то, что хотят? Как говорит преподобный Серафим Саровский, малейший из них одним коготком перевернул бы не то что этих двух людей, а весь род человеческий, всю землю погубил, если бы попустил ему Господь. Но Господь, попуская злу действовать, имеет в виду Свои благие, святые цели. Он дает возможность диаволу излить свою ярость, для того чтобы, как говорит святой Исидор Пелусиот, дать возможность злым изблевать свое зло: каждому проявить свою свободу, для того чтобы уцеломудрить верных.
Господь говорит бесам: «Идите». То же самое Он позволил диаволу, когда тот просил у Него разрешения искушать святого праведного Иова, его душу и тело, горькими страданиями. Господь попускает быть этим искушениям, как попустил Он такие же испытания нашему российскому праведному Иову — святому царю Николаю Александровичу — и всему русскому православному народу. Но не все уцеломудрились и не все убелились святостью Господней. Очень многие оказались одержимыми бесовскими погибельными силами, и, несмотря на это, Господь милосердный многим людям в нашем народе даровал исцеление, как даровал Он его двум гергесинским бесноватым.
Будем размышлять сегодня о том, что происходит с нашим народом, Церковью — каким испытаниям подвергает ее Господь, какую свободу получает сатана и под знаменем какой свободы воюет постхристианский Запад и Америка против России. Между прочим, когда бесы были изгнаны из двух бесноватых и устремились в свиное стадо, которое было числом около двух тысяч, как сказано в Евангелии от Марка, то они тотчас же погубили это стадо. Для бесов обладание всяким живым существом означает его уничтожение и гибель. Если бы это было не две тысячи, а сто тысяч, если бы это были не свиньи, а люди — они поступили бы с еще большей жестокостью.
Именно так, на гибель и уничтожение бесы всегда устремляют человека, толкая на грех даже тех, кто сопротивляется греху, и знают, что за этим будет следовать их позор и горе, но все равно поддаются диавольскому насильству. Мы знаем, как действует сегодня сатана. Каким ядом ненависти к русскому народу заражены многие, по существу в единокровном нам народе и как пытаются разжечь эту русофобию власти европейских стран и Америки в своих народах. Чем больше возрастает в мире зло, чем большим становится присутствие в нем диавола, тем большие масштабы обретает это безумие, так что кажется: не только один народ, а весь род человеческий полетит скоро в бесовском вихре в бездну гибели. Это произойдет, если Господь не остановит зло.
Господь дает нам свободу. Он до тех пор не остановит зло, пока мы отказываемся от Него, как отказался от Него весь народ страны Гергесинской, который вышел навстречу Христу после исцеления Им двух бесноватых. «И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их».
Порой уже кажется, что почти весь род человеческий выходит так навстречу Христу, и готов уже ради свиного благополучия, которое ставится превыше всего, предать не то что двух бесноватых (что они значат!), а пожертвовать каким угодно количеством людей. Чтобы утвердить во всем мире так называемый «новый мировой порядок» — защиту свободы человека от Бога, от Его заповедей — и утвердить свиноподобный образ жизни, где грех является той самой нормой, в которой сатана обретает свою естественную среду.
Когда Господь слышит молитву жителей этой страны («они молили», — сказано в Евангелии на славянском языке), чтобы Он ушел от пределов их, то Он уходит. Он покидает человечество там, где Он нежеланен. И наоборот, Господь всегда остается с теми, кто, несмотря ни на какие соблазны и ужасы, творящиеся в сегодняшнем мире, сохраняет Ему верность. Господь всегда пребывает с людьми, принимающих в свою жизнь чудесный благодатный дар обновления, который Он дает погибающим.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России