В дни Великого поста довелось мне побывать в Крыму. В нашем Крыму первым делом отправился в Троицкий монастырь в Симферополе, где покоятся святые мощи святителя Луки. Здесь всегда многолюдно, идут и идут паломники за помощью и получают её.
В Бахчисарае все тропы ведут в Успенский монастырь, там в крутых склонах гор выдолблены пещеры для храмов, для келий, для подсобного хозяйства. По еле заметной ниточке тропы на крутом слоне замечаю стадо коз. «У нас и коровы по горам ходят, сказал один насельник. – А куда им деваться!» В лавочке продаются самодельные сыры, молоко, творог. Из пещер разносится петушиное пение. Всё это внешнее утешение остается за стенами, когда в церкви начинается служба с молитвенным монашеским пением. Закопчённый низкий потолок пещеры несколько скрадывает пространство, только ты и Господь.
Глубокое впечатление оставляет Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь, один из древнейших на канонической территории Русской Православной Церкви. Наиболее древней возможно, является, пещера, высеченная самим Святым Климентом – Римским папой в конце первого века.
«Мы были такими, как Вы, Вы будете такими, как мы», - гласит надпись над костницей монастыря.
Радостное впечатление оставил храм Всех святых в Алуште. В Вербное воскресенье храм был полон народа, православный люд заполнил всю улицу аж до центральной площади города. Улица серебрилась от веточек вербы и благоухала ароматом весенних цветов, одних только нарциссов в Крыму несколько видов! Батюшки прошли всю улицу и кропили святой водой букеты и народ. Поговорил я с казаками: «Что-то мало людей в казачьей форме в храме!» В ответ услышал: «Все на фронте. В этот раз дойдем до победы», - уверили казаки. Спросил и о немецком кладбище, которое увидел из окна автобуса близ Севастополя. «Если еще сунутся, никаких специальных кладбищ больше не будет, пусть не надеются».
Любо, казаки, любо! Вряд ли кто на Руси в очередной раз их сортировать будет, там немцы, тут французы, сэры. янки... И не надейтесь, господа!
На Пасху Христову я приехал в скромную церковь на кубанском хуторе. Во время службы вдруг открывается дверь и громкий голос старшего урядника Александра: «Христос Воскресе!» Это местные казаки доставили в храм Благодатный огонь из Иерусалима. От него тут же затеплили церковные лампадки.
Переезд из Крыма на Кубань прошёл незаметно, тихо и мирно. Не как в середине нулевых, когда я возвращался из Крыма через Харьков в Белгород. Пограничники, собаки на поводках. Тут, в автобусе, кум к куме едет, а его с собаками!
Даст Бог, так будет и далее на всём протяжении новоявленной Госграницы. Всё будет тихо и мирно и без Госграниц.
Владимир Иванович Саяпин, фотокорреспондент, член Союза журналистов СССР, России. Фото автора