«Одной из главных мировых сенсаций марта стало почти синхронное банкротство американских банков Silvergate Bank, Silicon Valley Bank и Signature Bank, а также фактическое (официально необъявленное) банкротство швейцарского банка Credit Suisse (CS). Это породило активные дискуссии в СМИ по вопросу о вероятности банковского кризиса в США, Европе и во всем мире», – пишет в статье «Судьба SVB и других банков-банкротов» д.э.н., профессор, председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова Валентин Юрьевич Катасонов. Статья опубликована на сайте Фонда стратегической культуры.
«О крахе Silicon Valley Bank было объявлено 10 марта, а уже 11 марта американский бизнесмен, основатель Tesla и SpaceX Илон Маск допустил покупку обанкротившегося Silicon Valley Bank (SVB). “Я открыт для этой идеи”, — написал Маск в Twitter. Правда, дальше этого заявления дело не пошло. Более конкретным стало намерение First Citizens, банковской холдинговой компании из Северной Каролины, выкупить обанкротившийся SVB. Bloomberg предположил, что это не единственное предложение о покупке банкрота; заявки от потенциальных инвесторов поступали до конца прошлой недели. 19 марта Федеральная корпорация по страхованию депозитов США (FDIC) заседала и готовила решение о продаже банка. В другой публикации Bloomberg сообщил, что пока регуляторы США не могут найти адекватного покупателя SVB, а потому приняли решение о распродаже банка по частям. Прием заявок на покупку продлен до конца текущей недели. Пока речь идет о двух частях банка. Первая – SVB Private Bank, который занимается управлением капиталами частных клиентов. Вторая часть – временно созданный FDIC “переходный банк” (bridge bank), предназначенный для управления активами и обязательствами SVB.
Более или менее определилась судьба другого американского банкрота – Signature Bank. FDIC сообщила, что часть активов указанного банка приобретает New York Community Bank (входит в список крупнейших американских банков; активы на конец 2022 года – 87 млрд долл.). NYCB купит активов банкрота на общую сумму 38,4 млрд долл., в том числе кредитов на 12,9 млрд долл. (покупка последних - с дисконтом 2,7 млрд долл.). Покупателю перейдут 40 отделений Signature Bank. Активы банкрота примерно на 60 млрд долл. останутся пока у FDIC, которая будет проводить их распродажу на конкурсной основе», – говорится в публикации.
«Что касается швейцарского банка CS, то за прошедшую неделю назывались несколько вариантов спасения этой знаменитой кредитной организации, которая полтора столетия была на вершине банковской системы альпийской республики вместе с банком UBS. Поначалу главным был вариант дробления CS и его распродажи по частям. Однако от этого варианта отказались. К концу прошлой недели главным стал вариант: Credit Suisse будет выкупаться банком UBS. По сути, речь идет о поглощении, хотя почему-то в СМИ ее называют “слиянием двух банков”.
Financial Times сообщила, что финансовый холдинг UBS Group AG готов купить Credit Suisse за сумму до 1 млрд долл. UBS Group AG согласен выкупить все акции Credit Suisse по цене одной бумаги, равной 0,25 швейцарского франка (0,27 долл. США). Между прочим, торги акциями Credit Suisse 17 марта, закрылись при цене 1,86 франка. Дисконт равен 87%! При этом покупка всех акции Credit Suisse должна производиться не деньгами, а ценными бумагами UBS. Несколько позднее газета Financial Times сообщила, что в результате напряженных переговоров властям удалось уговорить руководство UBS приобрести Credit Suisse (CS) по более высокой цене - за 2 млрд долл. И вот самая последняя на данный момент информация: UBS согласился на цену 0,76 швейцарского франка за акцию. Таким образом, общая сумма сделки составляет 3 млрд франков (3,24 млрд долл.) при рыночной цене CS, равной 8 млрд долл.
Примечательно, что сделка не является продуктом свободных переговоров двух банков. Ни UBS, ни Credit Suisse (CS), которые полтора столетия находились в состоянии негласной конкуренции, не хотели такого варианта, но на нем настояли власти. Сделка была спланирована регуляторами – Национальным банком Швейцарии и Швейцарской службой по надзору за финансовыми рынками (FINMA). Чтобы обойти голосование акционеров (которые с большой вероятностью могут проголосовать против) и избежать затяжной (шестинедельной) процедуры принятия решения по сделке, правительство Швейцарии планирует изменить законодательство», – отметил профессор.
«Из-за беспрецедентного давления на оба банка со стороны властей готовящуюся сделку назвали “свадьбой под дулом пистолета”. Правда, власти обещали, что после “свадьбы” брачная пара может рассчитывать на получение кредита в 100 млрд швейцарских франков на льготных условиях для поддержания уровня ликвидности. Кроме того, UBS получил от правительства гарантии возмещения ущерба в случае финансовых потерь от приобретения убыточных активов Credit Suisse на сумму 9 млрд франков.
Наблюдатели обращают внимание на то, что сделка “слияния двух банков” нарушает антимонопольное законодательство Швейцарии, ибо в результате ее реализации возникнет банковский гигант, который по всем показателям будет превосходить все остальные банки альпийской республики, вместе взятые (в стране действует 246 банков с 896 филиалами).
Слияние UBS и Credit Suisse приведет к созданию одного из крупнейших глобальных системно значимых финансовых институтов в Европе: активы UBS — 1,1 трлн долл., Credit Suisse — 575 млрд долл. Вероятно, властям Швейцарии придется подкорректировать и антимонопольное законодательство. Как сообщают СМИ, швейцарские власти успели даже получить предварительное одобрение регуляторов Европы и США по сделке слияния UBS и Credit Suisse. Президент Швейцарии Ален Берсе заявил, что “поглощение Credit Suisse со стороны UBS — лучшее решение” в текущей ситуации. Согласно некоторым источникам, если сделка сорвется, у власти Швейцарии в качестве запасного варианта рассматривают национализацию Credit Suisse», – заключил Валентин Катасонов.