Второе воскресенье Великого поста посвящено памяти святителя Григория Паламы — проповедника благодати, учащего о тайне Фаворского света, которым все мы призваны преобразиться в течение нашей жизни.
Мы должны узнать, по милости Божией, о том, что этот свет существует, и мы призываемся приобщиться этому свету. Снова мы слышим Евангелие об исцелении расслабленного человека, которого принесли четверо его друзей на носилках ко Господу. Оттого что огромные толпы людей теснились вокруг Христа, они не могли пройти в дверь. Тогда они разобрали крышу дома, в котором находился Господь, и на носилках спустили своего больного друга к ногам Христа.
Господь, видя веру этих людей, сказал: «Чадо! Прощаются тебе грехи твои». И «тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой». Все мы, наверное, заметили, что происходит что-то необычное. Господь исцеляет этого человека не за его веру, по крайней мере, не за его только веру, а за веру его друзей. За веру друзей, прежде всего, Он прощает расслабленному человеку его грехи, а потому и исцеляет его телесно. И как всегда в случаях чудесных исцелений Христовых слышим мы Его слова: «вера твоя спасла тебя», так сейчас мы могли бы услышать слова: «вера твоих друзей спасла тебя».
В этом Евангелии Христос говорит самое существенное о том, что такое Церковь и что такое человечество. Мы узнаем из Священного Писания этот образ Церкви, о котором апостол Павел говорит, как о Теле Христовом, когда все мы, подобно членам одного тела, составляем одно целое, и каждый член этого Тела — единственный и незаменимый никем, ничем и никогда, и без одного члена не может нормально существовать все тело. «Страдает ли один член, — говорит апостол Павел, — страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены».
Эта тайна Церкви раскрыта у Господа еще на Тайной Вечери, когда Он причащает всех от единого хлеба Своей Пречистою Плотию и Кровию. Он говорит Своим ученикам о том, что Он — Лоза, а ученики — Его ветви. И как не может ветвь пребывать вне лозы (она засыхает, становится мертвой, ее отсекают и бросают в огонь), так и все мы живы только тем, что в этом единстве одного таинственного Богочеловеческого организма существуем в Церкви Христовой.
Образ виноградной лозы есть и в Ветхом Завете. В 79 псалме говорится об Израиле и об израильском народе, как о виноградной лозе, которую Господь насадил среди других народов и которая цветет, укореняется и распространяется. «Боже сил! Восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся! Из Египта перенес Ты виноградную лозу, выгнал народы и посадил ее; очистил для нее место, и утвердил корни ее, и она наполнила землю».
Виноградная лоза, о которой мы слышим в Ветхом Завете, это совсем другая лоза по сравнению с той, о которой говорит Христос. Та лоза являет собой природное единство всех, потому что этот избранный народ Божий является чадами Авраама. Они все происходят от одной человеческой личности, и в этом таинственная единая природа этой лозы, этого Ветхого Израиля. Не так, как в Новом Израиле в Церкви Христовой, где это единство идет уже не просто через наше естество, не оттого что все мы от единой крови созданы Богом, а через любовь, которую Христос являет по отношению к нам. И эта любовь Христова превосходит всякое естество. Она дает нам возможность преодолевать все ограничения, которые есть в нашем естестве. Церковь являет собою дивное единство, которое существует не просто потому, что все мы люди, но являет такое единство, где мы делаемся родными Богу и друг другу Христом, Его любовью и Его благодатью — тем светом, о котором говорит святитель Григорий Палама. Родными друг другу так, как мы можем быть родными Самому Христу.
Задумаемся об этой тайне жизни. Об этом евангельском эпизоде, когда четыре человека, объединенных не только одной верой, но и одной любовью к своему другу, совершают для него невозможное. Они в буквальном смысле «несут на себе его тяготы», как заповедует нам апостол Павел. И оттого что этой верой и этой любовью они соединяются друг с другом, так что становятся как бы одним, Христос, как к одному, обращается к ним со словами: «Дерзай, чадо! Прощаются тебе грехи твои». «Вера твоя спасла тебя!»
Вот тайна Церкви, благодаря которой совершается нами крещение младенцев, еще ничего не понимающих, — за нашу любовь к ним. Это тайна Церкви, благодаря которой Христос совершает чудо, описанное в сегодняшнем Евангелии. Это тайна Церкви, о которой апостол Павел в Послании к Евреям говорит, что многие ветхозаветные праведники искали полноты жизни, но не достигли ее. «Потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, — говорит он о них, — дабы они не без нас достигли совершенства».
Будем жить этой тайной. Ради того, чтобы она стала правдой нашей жизни, причащаемся мы Святых Христовых Таин — Тела Христова — и соединяемся со всей святой Церковью, уже прославленной, и делаемся едиными со всеми верными. В этом смысл Божественной литургии и молитв, которые совершает священник после пресуществления Святых Даров, когда поминает всех, кто присутствует в церкви и кто в ней не присутствует. Всех, кто находится в прелести и кто заблудился в грехах. Всех, кто страждет в страшных болезнях и скорбях. И всех, кого нельзя помянуть из-за множества имен и кого Господь знает, прежде чем они были сотканы во чреве материнском, ибо к ним Он проявляет Свою любовь.
Эту любовь, этот свет Господь хочет открыть нам, чтобы мы увидели в этом свете друг друга. Чтобы увидели, что у нас одни скорби и одни страдания. Чтобы мы поняли то, о чем говорит сегодня Апостол за литургией, и что говорит Сам Господь словами Писания: «Есть овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь». И все да спасутся, войдя Дверью — Христом в жизнь истинную.
Будем стремиться к этому единству и в малом — в каждодневном и в каждочасном, понимая, что всякое разделение (не ради истины) есть грех, и всякий грех есть то, что нас разделяет. Будем понимать, что путь к этому — путь всей нашей жизни. Это тайна нашего воскресения из мертвых, и это тайна нашего исцеления, чтобы Господь сказал нам: «Восстань, чадо, и ходи путями Христовыми».
Этот путь начинается с нашей молитвы друг за друга, с нашей любви друг к другу, чтобы мы внутренне, в сердце своем научились «носить друг друга». Научились «нести» на себе другого человека, чтобы когда с нами случится эта расслабленность (телесная или духовная), то нашлись бы другие люди, которые могут «понести» нас на себе, и чтобы мы могли видеть других людей, которые в этом нуждаются. «Молитесь друг за друга, — говорит апостол, — да исцелеете». То есть да станете целыми, едиными в этой любви Христовой.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России