Уже 30 лет идёт реставрация Спасо-Преображенской церкви XII в. Полоцкого монастыря в Беларуси. За эти годы удалось не только открыть фрески XII века, но и сохранить более позднюю живопись.
Белорусский реставратор Владимир Ракицкий начал реставрацию ещё в 1992 году. С 2007 г. к работе в ней приступила интернациональная белорусско-российская бригада реставраторов.
В окрестностях нашего города Полоцка находится замечательный памятник древнего зодчества, привлекший за последние два десятилетия исключительное внимание историков, археологов и других учёных. Спасо-Преображенский храм является одним из высших достижений древнерусской архитектуры XII в.
В 2007 г. был произведён демонтаж старого деревянного купола луковицы XIX в. на новый металлический каркас купола луковицы весом в 5 тонн, с обшивкой металлических пластин под золото и с добавкой веса около тонны.
Против нового золочёного купола на храме в Полоцке высказывали своё мнение самые авторитетные белорусские историки и археологи, исследователи древнерусской архитектуры, - ведь на храме XII в. никогда не было купола в виде луковицы. Реставрация древнего памятника была нарушена. Вместо того, чтобы восстановить, по византийской традиции, шлемовидный купол XII в., который был бы намного меньше весом и соответствовал архитектуре древнего памятника, поставили купол «луковицу» под XVI-XVII вв. При постановке нового купола на барабан из-за неточных размеров новый купол не сел на древний барабан, а завис, опираясь на середину древнего завершающего свода барабана, тем самым создавая пустое пространство между краями купола и барабаном.
Чтобы закрыть пустое пространство, на древний барабан купола по окружности нарастили 2-3 ряда кирпичной кладки, увеличив тем самым вес на 1-2 тонны, и потом кирпичную кладку заштукатурили. Вследствие увеличения веса почти до 6 тонн внутри храма на стенах уже были трещины, на сводах, что поддерживают барабан с куполом. Эта реставрация сделана с грубыми архитектурными нарушениями. На месте штукатурки на сегодняшней день можно увидеть трещины новой кладки между старым барабаном и новым куполом.
Есть разработки на тему реставрации учёных реставраторов древнерусской архитектуры ХХ-XXI вв. таких как А.М. Павлинов, Н.И. Брунов, И.М. Хозеров, А.Н.Некрасов. П.А. Раппопорт, и Г.М. Штендер, но окончательную точку в этом вопросе поставил наш белорусский реставратор, исследователь Спасского храма В.В. Ракицкий. В его реконструкции точно воссоздан один из главных элементов, придающий неповторимый облик храму, – двойной ряд трехлопастных килевидных кокошников, обрамляющий грани барабана храма, которые увенчаны шлемовидным куполом. Большой макет этого храма, сделанный В.В. Ракицким, находится в Полоцком Национальном музее заповеднике, в «Картинной галерее».
Спасо-Преображенский храм XII в. Спасо-Евфросиньевского монастыря – один из уникальных храмов Беларуси, и он единственный сохранил фресковую живопись XII века. Храм – это жемчужина архитектуры XII века, принадлежит не только полочанам, но и всему нашему белорусскому народу и будущим поколениям. Знаменитый российский историк и археолог Л.В. Алексеев неоднократно упоминал о необходимости реставрации этого памятника древнерусского зодчества. На чердачном помещении храма прекрасно сохранились килевидные кокошники. Леонид Васильевич говорил, что надо снять двускатною крышу, открыть все кокошники, разобрать весь кирпич, надстроенный позже, и восстановить древний купол. Если мы этого не сделаем, памятник XII в. можно утратить навсегда.
Буховецкий Алексей, член Союза краеведов России, член «Патриотического проекта «Памяти предков будем достойны», г. Полоцк, Беларусь