Сегодня, в Неделю по Богоявлению, Церковь совершает память святителя Филиппа, митрополита Московского. Мы помним из его жития, какой подвиг он совершил во времена царя Иоанна Грозного. Когда начинались страшные казни, и опричники неистовствовали в Москве, многие умоляли митрополита заступиться за них пред государем. Для государя это было достаточным поводом, чтобы начать преследование святителя Филиппа. Нашлись и между духовными лицами предатели, и среди них бывшие его ученики. История сохранила их имена — архиепископа Новгородского, епископа Суздальского, епископа Рязанского, протоиерея Благовещенского собора, царского духовника, которого Филипп подверг запрещению за какие-то проступки. Святитель, видя беззаконие, которое совершается, решился на открытое всенародное обличение Иоанна Грозного в соборной церкви. Это вызвало царский гнев. Вскоре после этого царь со своими опричниками пришел в воскресный день в Успенскую церковь в черных одеждах — такая пародия на монашество — и три раза он просил благословения у митрополита, но не получил его. Святитель сказал: «Здесь мы приносим Богу бескровную жертву за спасение мира, а за алтарем безвинно проливается кровь христианская». Иоанн в ярости грозил ему изгнанием и разными муками. Тут же в соборе враги Христовы, в том числе из среды духовенства, желая унизить его всенародно, подготовили на святого старца самую гнусную клевету, которую подучили произнести перед всеми одного благообразного отрока, чтеца домовой митрополичьей церкви. Когда эта клевета не удалась (отрок сознался, что говорил не по своей воле), царь приказал схватить всех бояр и сановников митрополичьих и пытать, чтобы выведать что-нибудь недоброе о святителе, но это не принесло желаемого результата. Тогда Иоанн отправил особую депутацию в Соловки, где подвизался Святитель до поставления на митрополию, чтобы найти там лжесвидетелей. Такие нашлись, в том числе и сам игумен Паисий, которому обещался епископский сан. Немедленно был открыт собор для суда над митрополитом. Святитель объявил, что не боится смерти, что лучше умереть невинным мучеником, чем в сане митрополита безмолвно терпеть ужасы беззакония. «Я пришлец на земли, — говорил он на угрозы царя, — как и отцы мои, и за истину благочестия готов потерпеть и лишение сана, и всякие муки».
В день архистратига Михаила в кафедральную церковь, где служил святитель Филипп, вдруг ворвались опричники. Они бросились на святого, сорвали с него святительское облачение, одели его в простую и разодранную монашескую одежду, с позором выгнали из церкви и на дровнях отвезли в Богоявленский монастырь, где, томя голодом, держали в оковах в смрадной темнице. Не довольствуясь этим, Иоанн Грозный хотел еще осудить святого старца на сожжение, так как его обвиняли между прочим в колдовстве. Потом он был переведен в монастырь святого чудотворца Николая, куда царь прислал отрубленную голову его любимого родственника. Наконец, Филипп был удален из Москвы и сослан на заточение в Тверской Отрочь монастырь. Спустя около года, проезжая мимо, царь Иоанн послал к нему Малюту Скуратова, будто бы прося благословения в дорогу, который задушил Святителя подушкой.
Так было всегда. Это страшно, что мы слышим. Это происходит в Церкви, с теми, кто не просто во Христа крестились, но те, кто приняли священный сан. Мы должны ясно и трезво видеть, что такое Церковь Христова, которая не имеет пятна или порока, или нечто от таковых, потому что она облекается во Христа. Но Господь дает до конца каждому человеку проявить свой свободный выбор, испытывает волю каждого человека, насколько он верен тому дару, который он принял в крещении. Так всегда было. Так было со святителем Григорием Богословом, и со священномучеником Владимиром, первым мучеником из новых мучеников и исповедников Российских.
Святитель Григорий Богослов, который жил в IV веке, претерпел много клевет и вражды. Вражды не со стороны внешних врагов, а со стороны именно тех, кто был внутри Церкви. Самое страшное предательство, которое ожидало святителя Григория, в конце концов произошло со стороны того, кто называл себя его духовным учеником. Имя его вошло в историю как Максим Циник. Когда Церковь призвала Григория Богослова на патриаршество, Максим Циник обманом и лукавством восхитил это святительское избрание, а святитель Григорий Богослов со смирением уступил патриаршее служение своему лицемерному ученику.
Мы помним, что и священномученик Владимир претерпел гонение со стороны тех, кто был в Церкви. Со стороны некоего архиепископа Алексия, которому постоянную поддержку оказывали темные силы в лице так называемого «старца» Распутина, а также со стороны монашествующих Лавры, распропагандированных большевиками и указавшими местонахождение Владыки накануне его убийства. Претерпел гонения митрополит Владимир и со стороны начинающего поднимать голову украинского неообновленчества, для которого мирские ценности были дороже ценностей вечных. Одна и та же причина всегда: мирские ценности дороже ценностей вечных. Права человека дороже Христа. Все страдания священномученика Владимира связаны с той тайной, которая происходит внутри Церкви, когда в нее проникает мир.
По этой же причине — проникновения внешнего мира внутрь Церкви, — нечестивые ариане, считавшие себя христианами, теми, кто принадлежит Церкви, гнали святителя Афанасия Великого, который не находил себе ни места, ни покоя в течение всей своей жизни. Так гнали святого Василия Великого, угрожая ему смертью и муками, так гнали святого Иоанна Златоустого. Так гнали священномученика Вениамина, митрополита Петроградского, когда он своему ученику духовному и предателю, подошедшему к нему под благословение, сказал: «Мы, кажется, с Вами не в Гефсиманском саду». Так гнали святителя Иоанна, митрополита Шанхайского и Сан-Францисского. Вся история Церкви отмечена попыткой мира сего после того, как он потерпел поражение от Креста Христова и от верных Кресту и всему, что этот Крест означает в Церкви, вторгнуться в Церковь и разрушить ее изнутри. Устроить смуту и сказать, что вот мы какие. Мы хотим, чтобы был мир, а почему-то не дают нам мира. Не просто лжеучениями обязательно разрушить, но именно тем нечестием, тем образом жизни, который присущ самому миру.
Так было и в истории Западной Церкви, когда почти все европейские страны были залиты кровью, оттого что преимущество гражданской свободы утверждалось над свободой духовной. Так произошло и с нашим Отечеством, единственным в своем роде христианским государством, когда нечестие изнутри со стороны обновленцев и других предателей в Церкви способствовало тому, что безбожная власть предавала смерти тысячи православных священнослужителей. Так происходит сегодня на Украине, где беззаконное, восхитившее власть сборище (так называемая ПЦУ), не только отреклось от матери-Церкви Московского Патриархата, но от всех русских святых, призывая всех, кто посещает их храмы, отказаться от имен своих небесных покровителей, если эти святые прославлены Русской Церковью. Отречься от святости преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Амвросия Оптинского, святых Царственных страстотерпцев и всех новых мучеников и исповедников Церкви Русской.
Так продолжается в Церкви Христовой всегда, так будет и дальше. Это есть раскрытие «тайны беззакония» в самой Церкви, о которой говорит апостол Павел, напоминая нам, что придет день, когда «человек беззакония» сядет в храме, выдавая себя за Бога. Апостол говорит, что все желающие жить благочестно о Господе будут гонимы, а нечестивые будут преуспевать и развращаться, вводя других в развращение. И путь их для многих станет соблазном. Те, кто исповедуют подлинное христианство, всегда будут этим миром ненавидимы, преследуемы и гонимы, а те, кто называются христианами только по имени и хорошо вписываются в то, что совершает этот мир, будут преуспевать. Для них христианство и Церковь — всего лишь замечательный узор, украшающий их и благочестие, и нечестие.
Совершая память священномученика Филиппа, испытывая свою верность Христу, мы должны задуматься, где мы, во Христа крестившиеся. В какой степени мир проникает в нашу душу, какими грехами, какой неверностью Христу и Церкви мы становимся родными этому миру. Какими грехами, каким отступничеством мы становимся гонителями Христа и Его Церкви. Слишком очевидно, в каких новых обстоятельствах это может вдруг неожиданно раскрыться. Где мы окажемся? Среди тех, кто гонимы, или среди тех, кто гонители Церкви Христовой? Почему Царь-страстотерпец сказал: «Кругом измена, трусость и обман»? Почему эти слова как бы начертаны на всем минувшем столетии, и далее, до кончины мира, до конца всего, что будет совершаться с нашей Церковью, с нашим Отечеством? Не будем страшиться никаких гонений, говорят нам сегодня святые древние мученики и новые мученики и исповедники Христовы. Сам Господь говорит, чтобы мы ничего не боялись. «Не бойся, дщерь Сиона, ликуй от радости! Се, Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий», — восклицает Он, ведя за Собой Свою Церковь путем Крестных Страданий в славу Небесного Иерусалима.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
64.
04.10.2002
Документальные свидетельства безосновательности сложившихся представлений о личности и так называемых "преступлениях" Царя Иоанна Грозного
Вячеслав Манягин
63. Ответ на 62, иерей Илья Мотыка:
62. Ответ на 61, С. Югов:
61. Ответ на 60, иерей Илья Мотыка:
60. Ответ на 56, С. Югов:
59. Ответ на 51, иерей Илья Мотыка:
58. Ответ на 54, Андрей Х.:
И еще - клевета на Григория Распутина в настоящее время уже разоблачена, это не секрет. Тем более тогда непонятно зачем здесь называть Распутина "темной силой", да еще в деле , к которому он вообще никакого отношения не имеет??
57. Ответ на 54, Андрей Х.:
Какое вообще отношение имел Г. Распутин, который назван здесь представителем т.н. "темных сил" и который мученически был убит в декабре 1916 г., к раскольнической деятельности архиепископа Алексия (Дородницына) в 1918 году и трагической мученической гибели митрополита Владимира (Богоявленского)? Зачем здесь вообще нужно быдо упоминать Г. Распутина, называя его представителем "темных сил" ? Ведь хорошо известно кого т.н. общественность называла "темными силами" в начале XX века...
56. Ответ на 47, р.Б.Алексий:
55. Ответ на 49, р.Б.Алексий: Верно.