«Тайна беззакония» в Церкви

22 января — память святителя Филиппа, митрополита Московского

Иван Грозный 
1 боеприпас 
1696
Время на чтение 6 минут
Фото: из личного архива автора

Сегодня, в Неделю по Богоявлению, Церковь совершает память святителя Филиппа, митрополита Московского. Мы помним из его жития, какой подвиг он совершил во времена царя Иоанна Грозного. Когда начинались страшные казни, и опричники неистовствовали в Москве, многие умоляли митрополита заступиться за них пред государем. Для государя это было достаточным поводом, чтобы начать преследование святителя Филиппа. Нашлись и между духовными лицами предатели, и среди них бывшие его ученики. История сохранила их имена — архиепископа Новгородского, епископа Суздальского, епископа Рязанского, протоиерея Благовещенского собора, царского духовника, которого Филипп подверг запрещению за какие-то проступки. Святитель, видя беззаконие, которое совершается, решился на открытое всенародное обличение Иоанна Грозного в соборной церкви. Это вызвало царский гнев. Вскоре после этого царь со своими опричниками пришел в воскресный день в Успенскую церковь в черных одеждах — такая пародия на монашество — и три раза он просил благословения у митрополита, но не получил его. Святитель сказал: «Здесь мы приносим Богу бескровную жертву за спасение мира, а за алтарем безвинно проливается кровь христианская». Иоанн в ярости грозил ему изгнанием и разными муками. Тут же в соборе враги Христовы, в том числе из среды духовенства, желая унизить его всенародно, подготовили на святого старца самую гнусную клевету, которую подучили произнести перед всеми одного благообразного отрока, чтеца домовой митрополичьей церкви. Когда эта клевета не удалась (отрок сознался, что говорил не по своей воле), царь приказал схватить всех бояр и сановников митрополичьих и пытать, чтобы выведать что-нибудь недоброе о святителе, но это не принесло желаемого результата. Тогда Иоанн отправил особую депутацию в Соловки, где подвизался Святитель до поставления на митрополию, чтобы найти там лжесвидетелей. Такие нашлись, в том числе и сам игумен Паисий, которому обещался епископский сан. Немедленно был открыт собор для суда над митрополитом. Святитель объявил, что не боится смерти, что лучше умереть невинным мучеником, чем в сане митрополита безмолвно терпеть ужасы беззакония. «Я пришлец на земли, — говорил он на угрозы царя, — как и отцы мои, и за истину благочестия готов потерпеть и лишение сана, и всякие муки».

В день архистратига Михаила в кафедральную церковь, где служил святитель Филипп, вдруг ворвались опричники. Они бросились на святого, сорвали с него святительское облачение, одели его в простую и разодранную монашескую одежду, с позором выгнали из церкви и на дровнях отвезли в Богоявленский монастырь, где, томя голодом, держали в оковах в смрадной темнице. Не довольствуясь этим, Иоанн Грозный хотел еще осудить святого старца на сожжение, так как его обвиняли между прочим в колдовстве. Потом он был переведен в монастырь святого чудотворца Николая, куда царь прислал отрубленную голову его любимого родственника. Наконец, Филипп был удален из Москвы и сослан на заточение в Тверской Отрочь монастырь. Спустя около года, проезжая мимо, царь Иоанн послал к нему Малюту Скуратова, будто бы прося благословения в дорогу, который задушил Святителя подушкой.

Так было всегда. Это страшно, что мы слышим. Это происходит в Церкви, с теми, кто не просто во Христа крестились, но те, кто приняли священный сан. Мы должны ясно и трезво видеть, что такое Церковь Христова, которая не имеет пятна или порока, или нечто от таковых, потому что она облекается во Христа. Но Господь дает до конца каждому человеку проявить свой свободный выбор, испытывает волю каждого человека, насколько он верен тому дару, который он принял в крещении. Так всегда было. Так было со святителем Григорием Богословом, и со священномучеником Владимиром, первым мучеником из новых мучеников и исповедников Российских.

Святитель Григорий Богослов, который жил в IV веке, претерпел много клевет и вражды. Вражды не со стороны внешних врагов, а со стороны именно тех, кто был внутри Церкви. Самое страшное предательство, которое ожидало святителя Григория, в конце концов произошло со стороны того, кто называл себя его духовным учеником. Имя его вошло в историю как Максим Циник. Когда Церковь призвала Григория Богослова на патриаршество, Максим Циник обманом и лукавством восхитил это святительское избрание, а святитель Григорий Богослов со смирением уступил патриаршее служение своему лицемерному ученику.

Мы помним, что и священномученик Владимир претерпел гонение со стороны тех, кто был в Церкви. Со стороны некоего архиепископа Алексия, которому постоянную поддержку оказывали темные силы в лице так называемого «старца» Распутина, а также со стороны монашествующих Лавры, распропагандированных большевиками и указавшими местонахождение Владыки накануне его убийства. Претерпел гонения митрополит Владимир и со стороны начинающего поднимать голову украинского неообновленчества, для которого мирские ценности были дороже ценностей вечных. Одна и та же причина всегда: мирские ценности дороже ценностей вечных. Права человека дороже Христа. Все страдания священномученика Владимира связаны с той тайной, которая происходит внутри Церкви, когда в нее проникает мир.

По этой же причине — проникновения внешнего мира внутрь Церкви, — нечестивые ариане, считавшие себя христианами, теми, кто принадлежит Церкви, гнали святителя Афанасия Великого, который не находил себе ни места, ни покоя в течение всей своей жизни. Так гнали святого Василия Великого, угрожая ему смертью и муками, так гнали святого Иоанна Златоустого. Так гнали священномученика Вениамина, митрополита Петроградского, когда он своему ученику духовному и предателю, подошедшему к нему под благословение, сказал: «Мы, кажется, с Вами не в Гефсиманском саду». Так гнали святителя Иоанна, митрополита Шанхайского и Сан-Францисского. Вся история Церкви отмечена попыткой мира сего после того, как он потерпел поражение от Креста Христова и от верных Кресту и всему, что этот Крест означает в Церкви, вторгнуться в Церковь и разрушить ее изнутри. Устроить смуту и сказать, что вот мы какие. Мы хотим, чтобы был мир, а почему-то не дают нам мира. Не просто лжеучениями обязательно разрушить, но именно тем нечестием, тем образом жизни, который присущ самому миру.

Так было и в истории Западной Церкви, когда почти все европейские страны были залиты кровью, оттого что преимущество гражданской свободы утверждалось над свободой духовной. Так произошло и с нашим Отечеством, единственным в своем роде христианским государством, когда нечестие изнутри со стороны обновленцев и других предателей в Церкви способствовало тому, что безбожная власть предавала смерти тысячи православных священнослужителей. Так происходит сегодня на Украине, где беззаконное, восхитившее власть сборище (так называемая ПЦУ), не только отреклось от матери-Церкви Московского Патриархата, но от всех русских святых, призывая всех, кто посещает их храмы, отказаться от имен своих небесных покровителей, если эти святые прославлены Русской Церковью. Отречься от святости преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Амвросия Оптинского, святых Царственных страстотерпцев и всех новых мучеников и исповедников Церкви Русской.

Так продолжается в Церкви Христовой всегда, так будет и дальше. Это есть раскрытие «тайны беззакония» в самой Церкви, о которой говорит апостол Павел, напоминая нам, что придет день, когда «человек беззакония» сядет в храме, выдавая себя за Бога. Апостол говорит, что все желающие жить благочестно о Господе будут гонимы, а нечестивые будут преуспевать и развращаться, вводя других в развращение. И путь их для многих станет соблазном. Те, кто исповедуют подлинное христианство, всегда будут этим миром ненавидимы, преследуемы и гонимы, а те, кто называются христианами только по имени и хорошо вписываются в то, что совершает этот мир, будут преуспевать. Для них христианство и Церковь — всего лишь замечательный узор, украшающий их и благочестие, и нечестие.

Совершая память священномученика Филиппа, испытывая свою верность Христу, мы должны задуматься, где мы, во Христа крестившиеся. В какой степени мир проникает в нашу душу, какими грехами, какой неверностью Христу и Церкви мы становимся родными этому миру. Какими грехами, каким отступничеством мы становимся гонителями Христа и Его Церкви. Слишком очевидно, в каких новых обстоятельствах это может вдруг неожиданно раскрыться. Где мы окажемся? Среди тех, кто гонимы, или среди тех, кто гонители Церкви Христовой? Почему Царь-страстотерпец сказал: «Кругом измена, трусость и обман»? Почему эти слова как бы начертаны на всем минувшем столетии, и далее, до кончины мира, до конца всего, что будет совершаться с нашей Церковью, с нашим Отечеством? Не будем страшиться никаких гонений, говорят нам сегодня святые древние мученики и новые мученики и исповедники Христовы. Сам Господь говорит, чтобы мы ничего не боялись. «Не бойся, дщерь Сиона, ликуй от радости! Се, Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий», — восклицает Он, ведя за Собой Свою Церковь путем Крестных Страданий в славу Небесного Иерусалима.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

64.

Кстати. и на РНЛ была публикация по теме (в т.ч. со ссылками на владыку Иоанна и того же Скрынникова):

04.10.2002

Документальные свидетельства безосновательности сложившихся представлений о личности и так называемых "преступлениях" Царя Иоанна Грозного
Вячеслав Манягин
 

С. Югов / 26.01.2023, 17:03

63. Ответ на 62, иерей Илья Мотыка:

Тем лучше, батюшка. Может и сами попробуете написать на эту тему.
С. Югов / 26.01.2023, 16:51

62. Ответ на 61, С. Югов:

"Самодержавие духа" - один из примеров. как это делать. а вообще. сравнительного анализа источников - любого числа - никто не отменял. Гадальные карты к ним не относятся. также. как палец и потолок.

Что такое внешняя и внутренняя критика источников хорошо знаю. Так как в течение десятка лет преподавал источниковедение на историческом факультете одного поволжского вуза. Да исторические исследования пока еще не бросил, хотя преподавание закончил 9 лет назад.

61. Ответ на 60, иерей Илья Мотыка:

"Самодержавие духа" - один из примеров. как это делать. а вообще. сравнительного анализа источников - любого числа - никто не отменял. Гадальные карты к ним не относятся. также. как палец и потолок.
С. Югов / 26.01.2023, 13:13

60. Ответ на 56, С. Югов:

Что ж. "так пишется история". Хорошо об этой проблеме написал владыка Иоанн Снычёв)("Самодержавие духа"). Не знаю, как насчёт канонизации. но клевету точно следует устранить.

Ну и как будете устранять клевету, с помощью гадальных карт? Источников по Московской Руси 16 в. много, версий и трактовок одинаково вероятных тоже немало. Как исследователи решают эту проблему видно в солидных монографиях. За что люблю работы Р. Г. Скрынникова, зато. что не скрывает своих сомнений и показывает логику доказательств. Их чтение настоящий исторический детектив.

59. Ответ на 51, иерей Илья Мотыка:

Это.,пожалуй, верно. С..М. Соловьёв в том смысле конструктивнее.

Перелом в отношении к первому Царю Ивану Грозному произошел при Сталине. Например у историка Виппера. Но думаю наиболее близко подошел к истине Фроянов, который призывал рассматривать внутренню политику Ивана Грозного через религиозно-государственную, религиозно-политическую призму борьбы с не искорененной и пустившей свою поросль ересью жидовствующих, целенаправленно заражавшей как известно высший церковный и государственный аппарат. Слова "кругом измена и трусость и обман" лучше всего подходят под описание обстановки, в которой приходилось действовать первому русскому венчанному Царю, начиная с того, что в три года он остался сиротой. Думается, есть основания, чтобы утверждать что смерть родителей не была естественной, как и смерть жен и детей. Сам Царь говорил об этом в своем духовном завещании кажется относимому к 1572 году перед угрозой крымского нашествия, чего эта борьба ему стоила и можно представить себе его одиночество, когда каждую минуту нужно ожидать предательство от приближенных . Может за эту борьбу за Святую Русь Царя прославить во святых надо, а не повторять по привычке на него разную клевету!? А как можно клеветать и создавать вокруг Царя пелену предательства мы видим на примере другого нашего Царя - Николая, которого современные Ему "летописи" называли "кровавым". Вот тебе и летописи...

Летописи - это главный вид политической публицистики Средневековой Руси. Они крайне субъективны. Их необходимо сверять с другими видами источников. В частности делопроизводственными актами и законодательством.

Субъективный не значит лживый. Просто на текст сильно влияет авторская позиция. Субъективным будет даже самый честный и недвусмысленный автор. На счет летописей Древней Руси как сказал товарищ Сталин нет для вас других писателей. В Московский период и текстов будет побольше и верифицировать их будет вроде полегче. Но разнообразие источников распаляет мозг.

58. Ответ на 54, Андрей Х.:

А как тогда назвать наименование "темными силами" святых Царя и Царицу? Как то все перемешано и перепутано, святость и беззаконие....

Вы лучше всуе не поминайте святых Царя и Царицу. О. Александр четко указал, кого он считает олицетворением темных сил.

И еще - клевета на Григория Распутина в настоящее время уже разоблачена, это не секрет. Тем более тогда непонятно зачем здесь называть Распутина "темной силой", да еще в деле , к которому он вообще никакого отношения не имеет??
р.Б.Алексий / 26.01.2023, 07:34

57. Ответ на 54, Андрей Х.:

А как тогда назвать наименование "темными силами" святых Царя и Царицу? Как то все перемешано и перепутано, святость и беззаконие....

Вы лучше всуе не поминайте святых Царя и Царицу. О. Александр четко указал, кого он считает олицетворением темных сил.

Какое вообще отношение имел Г. Распутин, который назван здесь представителем т.н. "темных сил" и который мученически был убит в декабре 1916 г., к раскольнической деятельности архиепископа Алексия (Дородницына) в 1918 году и трагической мученической гибели митрополита Владимира (Богоявленского)? Зачем здесь вообще нужно быдо упоминать Г. Распутина, называя его представителем "темных сил" ? Ведь хорошо известно кого т.н. общественность называла "темными силами" в начале XX века...
р.Б.Алексий / 26.01.2023, 07:14

56. Ответ на 47, р.Б.Алексий:

Что ж. "так пишется история". Хорошо об этой проблеме написал владыка Иоанн Снычёв)("Самодержавие духа"). Не знаю, как насчёт канонизации. но клевету точно следует устранить.
С. Югов / 25.01.2023, 19:17

55. Ответ на 49, р.Б.Алексий: Верно.

Это.,пожалуй, верно. С..М. Соловьёв в том смысле конструктивнее.

Перелом в отношении к первому Царю Ивану Грозному произошел при Сталине....

Кстати, интересное совпадение - и Грозный и Сталин оба И.В.

С. Югов / 25.01.2023, 19:11
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Никакой другой город не оплакивал так Господь, как Иерусалим
Евангелие понедельника (Лк, 97 зач., 19, 37—44)
09.12.2024
Эта женщина – образ нашего человечества
Слово в Неделю 24-ю по Пятидесятнице
07.12.2024
Чистота наших детей должна быть сегодня важнее всего остального
Слово в день памяти святой великомученицы Екатерины
07.12.2024
Прежде всего, Господь дает власть наступать
Евангелие субботы (Лк, 51 зач., 10, 19—21)
07.12.2024
Суд над нами совершится согласно нашему выбору
Евангелие пятницы (Лк, 95 зач., 19, 12—28)
06.12.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Иван Грозный
Россия – Дом Пресвятой Богородицы
В Нижнем Новгороде прошла Всероссийская научно-просветительская конференция «Пути возрождения Самодержавной Монархии в России»
05.12.2024
«Новая нормальность» рубежа XVI-XVII веков
Реформация Бориса Годунова в отношении царской власти, когда личный «Катехон – Удерживающий» стал избираться народом, сдвинула континентальные плиты Русской цивилизации
19.11.2024
В Новодевичьем монастыре в год его 500-летия
Об одной из древнейших обителей в Москве
15.11.2024
Символ и цель. Иван Грозный
Из книги «Эпоха утраченных смыслов»
12.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна ли нам мобилизация общества?
Новый комментарий от Анатолий Степанов
09.12.2024 21:14
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Новый комментарий от Анатолий Степанов
09.12.2024 21:09
Являются ли грехами жизненные удовольствия и наслаждения?
Новый комментарий от Сергей из НН
09.12.2024 20:33
Историософия как ядро политики исторической памяти
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
09.12.2024 19:49
Не получается верить в Христа – почему?
Новый комментарий от Panov Pavel
09.12.2024 19:13
Сирия – всё «по плану» «мирового модератора»?
Новый комментарий от Константин В.
09.12.2024 19:07