Дорогами единства

Многонациональный народ России – блеф или реальность?

Российская Империя  Бывший СССР 
0
3413
Время на чтение 17 минут
Фото: Предоставлено автором

Приближается очередной День народного единства. Для меня это светлый праздник. И очень личный. Во-первых, это День Казанской иконы Божией Матери, Спасительницы России, коей неустанно молюсь. Во-вторых, именно Нижегородское ополчение под предводительством моего земляка земского старосты Кузьмы Минина и доблестного воеводы князя Дмитрия Пожарского четыре столетия назад освободило Россию. В-третьих… Имел автор этих сток непосредственное отношение к учреждению на земле Русской истинно всенародного празднества – Дня народного единства. В связи с чем кое-что и кое о чем еще теперь расскажу…

В далеком уже от нас 2012 году встретилась мне заметка в областной газете «Земля нижегородская», автор – мой давнишний друг еще с «младых ногтей» известный нижегородский журналист Вячеслав Федоров.

«Старый, посохший уже давно дуб преградил нам дорогу, – писал Вячеслав Вениаминович. – А больше и некуда идти – мы были у цели. Дуб наклонился над озерцом и уже много веков отражался в его водах. Когда-то он был могучим, с густой шапкой листвы, а сейчас окаменевшие корни едва удерживали его на обрыве... Дуб иссох, но не поклонился времени...».

И возмечтал я у этого древнего дуба побывать. Потому как непрост дуб, ох, непрост!

Расположен у озерца в селении Шобашкаркасы в 17 километрах от Чебоксар, нынешней столицы Чувашии. По преданию, у этого дуба скончался русский народный герой нижегородский земский староста Кузьма Минин. Случилось это весной 1616 года.

По заданию Царя Михаила Романова Кузьма Минин, тогда уже думный дворянин, ездил в Казань и близлежащие края, где «черемиса заворовала». С проблемой на месте Кузьма разобрался, А на обратном пути в Москву занедужил.

Остановилась их команда во владениях чувашского князя и воеводы Буртаса (это как раз и есть Шобашкаркасы). Князь Буртас был давним другом и соратником Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, по преданию – «третьим человеком в ополчении» 1612 года, с немалым чувашским войском влился в общие ряды ополченцев ради освобождения Москвы от иноземных оккупантов.

Занедужил Кузьма. И под тем дубом у озерца закончил свой великий жизненный путь.

И никакие это не «фантазии» местных энтузиастов, фольклористов. В. Федоров в вышеназванной статье писал, что есть – подтверждаю! – истинная правда: «Буртаса для истории открыл... нижегородский писатель Валентин Костылев. В 1939 году в журнале «Новый мир» появились главы его романа «Кузьма Минин». Чуть позже отозвалась газета «Правда»: «В согласии с исторической правдой автор, наряду с русским народом, показывает и те народы... чувашей, черемисов, татар, вотяков».

И еще Вячеслав писал: «Валентин Иванович Костылев был прекрасным знатоком истории России XVI - XVII веков. Работая над романом о Кузьме Минине, он старался привносить в него как можно меньше литературного вымысла…. У Чувашии и Нижегородского края была общая история, и связи были гораздо теснее, чем сейчас. И Буртас был общим героем. Недаром Костылев приберегал его для следующего своего романа, в котором хотел описать дальнейшую судьбу Кузьмы Минина и его дружбу с Буртасом.

Планы писателя не осуществились. Но эта тема не была забыта. Ее начал разрабатывать чувашский писатель Михаил Николаевич Юхма. В 1966 году вышел его роман «Дорога на Москву», который неоднократно издавался, а сейчас включен в список произведений, рекомендованных для внеклассного чтения по истории во всех школах России. Нижегородским школьникам можно смело ставить двойки. Если бы они даже захотели его прочесть, достать эту книгу у нас не смогли бы...».

И, наконец, заключал Вячеслав Федоров: «Говорят, что если прикоснуться к дубу, то можно подпитаться особой энергией, вековой силой, которой можно делиться с людьми».

Мечте моей побывать в Чувашии и у древнего дуба дано было осуществиться лишь весной 2019 года… И что это была за поездка!

Цитирую сам себя по одной из публикаций: «В Чебоксарах нас встречали в редакции «Советская Чувашия». Встречали как самых дорогих гостей!

Я заранее из Нижнего созвонился с коллегами, объяснил смысл нашего приезда и с полуслова получил взаимопонимание. Журналисты республиканской газеты с трепетом в сердце чтут память Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, своего земляка воеводы князя Буртаса, как никто понимают эпохальное значение Победы Нижегородского ополчения 1611-1612 гг.! Само название – «Советская...». Говорит оно о том, что коллектив газеты, основанной в первые годы Советской власти, в «новейшие», «капиталистические» времена ни в какую не захотел уступать традиции!

…Было утро 30 апреля, предпраздничный и потому весьма насыщенный событиями день. За чашкой чая и чувашскими сладостями мы более подробно представили себя и наши задачи и принялись корректировать события пусть короткого, но пока что рабочего дня. Вдруг двери распахнулись и... Как это явление описать? Заискрилось что-то в редакционном кабинете, радугой заиграло!

Это пришел на встречу с нами выдающийся чувашский... нет, берите выше – РОССИЙСКИЙ писатель Михаил Николаевич Юхма! Да-да, тот самый, на роман которого про Нижегородское ополчение «Дорога на Москву» 1966 года издания, впоследствии неоднократно переиздаваемый, ранее ссылались… Михаил Николаевич взял бразды правления в свои руки. Он сказал: «Поехали!». Дескать, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Наша делегация была того же мнения!

За экскурсовода был, разумеется, Михаил Николаевич. Он и место в машине выбрал рядом с водителем, чтобы обзор ему был пошире, а нам – соответствующее сопровождение.

Выезжали обратно из Чебоксар по исторической части, где каждое здание, всякая улица-площадь что-то да значат. Ехали долго – через предпраздничные дорожные пробки. Михаил Николаевич комментировал: «Вот на это, очень прошу, посмотрите! Тут история такая... Так, чуть помедленнее... Здесь нужно обратить ОСОБОЕ внимание!..» Елена Алексеевна Зайцева, журналист из «Советской Чувашии», которая тоже была с нами в описываемой поездке, вставляла в монолог мэтра свои весомые реплики, на что писатель живо реагировал: «А я всегда говорил – ну, какая же Вы, Елена Алексеевна, умница и красивая!»

Елена Алексеевна искренне смеялась: «ухажеру» в настоящий момент идет... 84-й год!

Чудо какое-то! Необыкновенный энтузиазм, непередаваемый, как бы сказали французы, шарм (одет без вызова, но «с иголочки», все в этом смысле тоже продумано). Добрый юмор, жизненная, кажется, что неиссякаемая энергия, коей многие из молодых позавидуют! При всем при том – нескончаемая любовь к России, к Родине, к своему Чувашскому народу, которым полностью посвятил долгую и многотрудную судьбу, отдавал и отдает себя без остатка, к братскому Русскому народу, без которого тоже своей жизни не мыслит!

Селение Шобашкаркасы – на въезде в Чебоксары по трассе из Нижнего. Мы с утра мимо, не заметив, проехали, так как вывески не было, а по карте определить трудно. Рядовое селение. По-русски говоря – деревня, где нет храма.

На повороте к историческому месту Михаил Николаевич скомандовал: «Стоп! Нужны пояснения!».

Остановились, вышли из машины. Михаил Николаевич указал вправо: «Здесь на возвышении давно уже должна была стоять прекрасная скульптурная группа: это Минин, Пожарский и Буртас! Не стоит. А это, – указал влево, – отель имени Буртаса!».

Подошли к «отелю». Действительно: по-английски написано, что и «отель», и «бар», и прочее. Даже имя Буртаса есть по-английски. Впрочем, и русским алфавитом сверху – БУРТАС.

«И что, – спрашиваем, – кого-то привлекает?». «Главное, что есть! Имени героя! – отвечал Михаил Николаевич. – Хозяин кафе – потомок князя, той же фамилии. Предприниматель. Вот захотел кафе придорожное в родовых местах открыть, а мы еле уговорили, чтобы было имени Буртаса. Хозяин все опасался, как бы название бизнесу не повредило. Ведь могли в так называемом национализме обвинить...».

Сей термин, «национализм», оставим на потом (вернусь к данной теме чуть позже). А пока продолжим...

«Вон там, – указал Юхма на другую сторону, вдаль через проезжую дорогу, – и есть река Унга. Сейчас обмелела, но была полноводной. Через нее переходил отряд Минина и Буртаса, лед подтаял и проломился. Простудился Минин...».

Затем указал на Шобашкаркасы: «А там, неподалеку, располагалась княжеская крепость. И Буртас похоронен. Холмы там, захоронение утрачено. Раскопки бы надо делать...» – в голосе писателя начинает звучать горечь.

«Но где, – спрашиваем, – знаменитый дуб?». «Так и пойдёмте», – ведёт нас Михаил Николаевич.

Ведёт недолго. Метров через 100-150 от «отеля» нас окружают симпатичные дамы, щебечут, хлеб-соль предлагая... Оказалось, встречали местные молодые жительницы, актив, так сказать, а также представитель газеты «Таван Ен». Хлеб-соль, как полагается, мы приняли, но настаивали:

«А дуб-то, знаменитый, где?!». «Да вот», – подвела нас принимающая сторона к берегу озерца, которое издали не сразу проглядывало.

И тут вспомнились слова Вячеслава Федорова. Он писал в своей статье: «Дуб иссох, но не поклонился времени... Для чувашей этот дуб – реликвия...». Дуб не то чтобы иссох... Дуб, господа, - рухнул! Все ж таки, «поклонился»?

Израненной белугой, поверженным богатырем лежал дуб-реликвия на берегу озерца... Озерцо представляло собой зрелище не менее печальное. Скорее, была это запруда, замутненный водоем, поверху подернутый желтизной и для всего живого, вероятно, опасный. Даже не стал спрашивать, купается ли здесь деревенская детвора...

Продолжаем интересоваться у местных жителей: мол, и как же это вы, друзья, допустили?

Разводят друзья руками, искренне признавая: «Допустили...».

Многое изменилось со времен князя Буртаса... И Минина!».

Делюсь впечатлениями, а на сердце боль какая-то… Ну, что мы – не родные сами себе?! ДОПУСТИЛИ…

И потому осенью 2019 года, в канун 4 ноября, Дня народного единства вновь были в Чувашии. Тут уж мы с коллегами, соратниками подготовились основательно. Приехал целый автобус. Тот наш приезд в прессе описан довольно обстоятельно. Но были «подводные течения», о коих расскажу впервые и попозже.

Итак – вначале о той самой поездке. В целом.

«Три дубка с родины народного героя Кузьмы Минина отныне будут расти на предполагаемом месте его гибели возле деревни Шобашкаркасы Чебоксарского района, - писала республиканская газета «Советская Чувашия». – Как и было обещано, их накануне Дня народного единства привезли и посадили нынешние земляки гражданина Минина рядом с упавшим от старости дубом, под которым, по легенде, он и отошел в мир иной…». «Будет здесь со временем шуметь целый дубняк, в память о вековой дружбе нижегородцев и чувашей», – переговаривались участники совместного праздника «Дорогами единства», присматриваясь к растущим уже двум деревцам, посаженным самими шобашкаркасинцами.

Идея устроить такой совместный праздник потомков двух народов, четыреста лет назад вместе освобождавших Москву от иноземных интервентов, родилась в апреле нынешнего года, когда в республике побывала делегация общественников – почитателей родной истории из Нижнего Новгорода… И вот нынче давно мечтаемое сбылось, благодаря известному общественнику, публицисту, председателю нижегородского отделения Международной общественной организации «Русское Собрание» Сергею Скатову. Судя по публикациям во Всемирной сети, именно Скатов вложил существенную лепту в зарождение двух больших дат на Нижегородчине: 21 мая – День памяти гражданина Минина и 4 ноября – День славы Нижегородского ополчения».

Да, действительно: мы, нижегородцы, эти даты в свое время заложили. Но не я один – работала нас целая «бригада».

Это была осень 1998 года. Помните?

Оглушительный дефолт в августе того года, рубль катастрофически рухнул, как и экономика страны в целом. К сожалению, наши нижегородские представители в Правительстве России имели к этому непосредственное отношение… Мы в Нижнем, как бы в противовес, создали Фонд Минина и Пожарского. Соучредителями Фонда выступили мои близкие друзья тогдашний губернатор Нижегородской области И.П. Скляров, а также глава Законодательного регионального собрания А.А. Козерадский. Окормлял нашу деятельность митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов).

Весной 1999 года нам удалось «протолкнуть» два областных торжества – это было 21 мая, День памяти гражданина Минина (дата предполагаемой кончины народного героя) и 4 ноября, День Славы Нижегородского ополчения. Как известно, спустя несколько лет День Славы Нижегородского ополчения логично перерос во Всероссийское торжество и выходной – День народного единства.

Ивана Петровича Склярова и владыки Николая с нами уже нет. Но дело их живёт!

Увы, важнейшую дату – День памяти гражданина Минина на Нижегородской земле со временем подзабыли. Менялись губернаторы, их «обслуга», и в конечном итоге бывает так, что и цветочка в памятный день на могилу русского героя областная, либо городская власть 21 мая не принесёт…

При всём том мы, так называемая общественность, проводим на 21 мая памятные мероприятия. А в нижегородских храмах звучит в этот день панихида о упокоении героя. В храмах епископы и батюшки говорят вдохновенные речи о непреходящем значении православного подвига Кузьмы Минина!

И снова возвращаюсь к упомянутой публикации «Советской Чувашии»: «Наша газета сообщала, что встреча нижегородцев с чебоксарцами запланирована на 4 ноября в Национальной библиотеке. Но накануне до организаторов довели, что библиотека не может принять гостей по случаю праздничного выходного дня… Однако народная дипломатия не подкачала и в этот раз. Нижегородцев радушно принимали Чувашский общественный культурный центр и ансамбль «Тарават» при нем. И экскурсию по городу для гостей провели, и пирогами домашними угостили…

Хлебом-солью, с величальными гостевыми песнями встретили шобашкаркасинцы во главе с заведующей местным клубом Любовью Ивановой и старостой деревни Розой Бычковой нижегородцев 3 ноября на поляне около знаменитого дуба. Состав делегации был внушителен – журналисты, писатели, историки, политические деятели, артисты – десятки человек… Слова приветствия прозвучали из уст руководителей района, поселения, местных депутатов. С историей «открытия» дуба Буртаса гостей ознакомил народный писатель, автор романа «Дорога на Москву» Михаил Юхма».

Добавим к этому, что хлебом-солью и вкуснейшими пирогами события тех дней не ограничились.

Вечером 3 ноября мы совместно с чувашскими талантами дали в местном клубе многочасовой концерт. Утром 4 ноября, на День народного единства и Казанской иконы Божией Матери, Спасительницы России, выехали в Чебоксары и приняли участие в общегородском Крестном ходе…

Накладки в той поездке были, и довольно «напряженные». Посудите сами!

За день до приезда в Чувашию нас поставили перед фактом: в помещении для концерта в Национальной библиотеке Чувашской Республики отказано. А ведь заблаговременно было с республиканским министерством культуры обговорено! Также за день до приезда мне позвонили из чувашской гостиницы, сказали, что с отоплением у них не всё в порядке, то ли котел лопнул, то ли еще что-то, короче, и переночевать нам будет негде… Хотя и с гостиницей все заранее и дружелюбно согласовали.

На въезде в Чувашию у меня… отключился мобильный телефон!

Вернее, меня «отключили». Убеждён в этом – телефон был на полной зарядке. Да и не случалось ранее, чтобы в поездках по России оставался без средств связи!

Хорошо, что подстраховался – номера контактов по Чувашии были выписаны в отдельный блокнот. Стал брать у друзей из делегации аппараты и звонить через них («отключили» только меня). А заработал мой телефон на следующий день, когда вновь пересекли границу Чувашии и Нижегородской области, обратно домой.

И, наконец, в другой гостинице, с хозяином которой накануне договаривался в срочном порядке и куда прибыли с дороги, дабы пообедать, принять душ… Там оказался полный «ту-ру-рум»: двери номеров почему-то были сняты с петель, а сам хозяин «безвозвратно» исчез. Никто из персонала не знал, куда же он, бедолага, пропал.

В итоге «расселили» нас у себя по домам гостеприимные жители Шобашкаркас! И было это здорово! Столы ломились от национальных блюд (а готовят чуваши очень аппетитно), песни под гитару, либо хором на русском и чувашском языках до утра!

Очевидно, что некто во властных структурах Чувашии «очен-но» нашего приезда не желал. Вставлял «палки в колеса».

Забегая вперед, скажу, что в последующие годы и по сей день, несмотря на ковид-ограничения, прочие неприятности, что одолевают Россию по ее границам и изнутри, нам, нижегородцам, удалось наладить тёплые, доверительные отношения не только с чувашской творческой и научной интеллигенцией, широкой общественностью, но и с республиканскими властными структурами. Во всяком случае, в Национальной библиотеке Чувашской Республики нам был оказан в своё время самый тёплый дружеский прием.

И вот что в ноябре 2021 года, в канун очередного Дня народного единства, писало одно столичное издание: «Рядом с повалившимся вековым дубом энтузиасты установили национальный памятный знак – юпа. Это многометровое сооружение из свежеобработанного дуба с различными резными знаками-украшениями. Устанавливается с давних времён на месте упокоения великих воинов и в других дорогих чувашскому народу местах». Памятный знак на месте кончины Кузьмы Минина в торжественной обстановке открывали чуваши и русские – сразу несколько делегаций из Чебоксар, Нижнего Новгорода, Москвы…

А теперь, друзья, перехожу к самому главному, ради чего, собственно, и пишу эти строки, наезжаю в братскую Чувашию, пытаюсь донести до читателя, слушателя «мысли о главном».

Для меня эти мысли – прежде всего, о будущем России!

Давайте вдумаемся. И проведём небольшое расследование. Нашу нижегородскую делегацию поначалу в соседнюю Чувашию «не пущали»… Но что мы, нижегородцы, знаем о соседней Чувашии?! Практически ничего! Как и чуваши о нижегородцах.

Главы регионов не особо дружат, у каждого своя «поляна». Официальные контакты, следовательно, ограничены. Затем следуют контакты – экономические, культурные, исторические, экологические, какие хотите (оба наших региона, например, – на матушке Волге!). Но попробуй по Волге добраться от Нижнего до Чебоксар, и обратно, – влетит в копеечку! А прямые поезда, электрички отсутствуют!

Отделяют же Нижний Новгород и Чебоксары всего 200 километров! Ерунда, в общем-то. Но шоссейка, федеральная автодорога, такова, что чаще всего две встречных полосы на ней, и гоняют здесь огромные большегрузы, прут друг на друга – аварии по трассе сплошь и рядом.

Точно так же и по всему так называемому Приволжскому федеральному округу.

Напрямик общественным транспортом от Нижнего добраться до Казани или Саранска, до Йошкар-Олы или Уфы целая проблема. Или же садись в легковой автомобиль, самолет, но здесь уже другие проблемы. И опять же – «рядовому» человеку, гражданину России влетает это в немалую копеечку!

Неужто, размышляет автор, за полтораста с лишним лет развития в России железнодорожного транспорта, всяких там путей-сообщений мы не смогли создать нормальную, рациональную или же так – здравую логистику, касающуюся не только и не столько продвижения товаров и услуг, но человеческого общения?!

Учредив эту акцию – «Дорогами единства», даже не подозревал, на какой уровень осмысления сие выведет.

Вроде бы, дела давно минувших дней – четыре с лишним столетия назад. Нижегородское ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. И где правда, где ложь, с тех дней порой с трудом разберёшь. И всё же сквозь туманы столетий, всевозможных измышлений врагов Отечества многое мы понимаем!

Мы понимаем, что сознательно, целенаправленно, методично, используя огромные силы и средства, как внешние, так и внутренние враги России вели и ведут нас к разъединению, всеобщему краху, который коснётся каждой российской семьи – русской ли, чувашской и прочих наших уважаемых исконных народов. А ведь веками мы неразрывно были рядом! Последние события в «братской» Украине как нельзя ярче подтверждают это. Что автор каждодневно ощущает на себе, так сказать, «собственной кожей».

Упомяну, что моя покойная мама родом из Артёмовска Донецкой области, природная запорожская, а потом донская казачка. Всё детство туда, на родину свою, сына возила. Где теперь идёт война… Кто бы думал!

Пытался, и не раз, подать заявку на грант по проекту «Дорогами единства».

Хотелось бы мне и моим соратникам распространить наш нижегородско-чувашский опыт на всю необъятную нашу Россию, вплоть до Якутии и Камчатки. Хотелось бы – прежде всего – объехать соседние с Нижегородским краем национальные образования, чьи прадеды участвовали в Народном ополчении 1612 года. Провести там научные конференции, издать сборники трудов историков, дать концерты, устроить митинги – в первую очередь по общенациональным проблемам… Не-ет! Что-нибудь, а грантодателям мешает!

И что же это такое им «мешает»? Говорю прямо, без экивоков. В России на законодательном, на каком угодно федеральном уровне напрочь отсутствует такое основополагающее понятие, как «национальный вопрос». Нет и быть покуда не может в этом вопросе в России политики!

При этом иезуитская хитрость – кто только на национальные темы у нас с теле- и радиоэфиров не вещает! Рассуждают! Вопрос есть, он злободневен, н-но… Его, этого наиглавнейшего вопроса – общенационального единства в России как бы и не существует!

В Конституции Российской Федерации де-факто отсутствует понятие «русский народ». Что-то сказано, с учетом последних поправок в Конституцию, про «русский язык, как язык государствообразующего народа», а про сам русский народ – ни слова! Согласитесь, что данное конституционное положение не факт, что русские… существуют.

Особо пугает статья 13-я Конституции России, самая коварная: «1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».

Делаем вывод?

Нас, ни русских, ни чуваш, ни татар, ни мордвы, ни башкир и прочих исконных народов России в родной Конституции и всех прочих наших пространствах де-юре не существует.

Нет у нас с вами, дорогие, ни прошлого, ни будущего, ни, разумеется, настоящего. Вычеркнуто. С нашими исконными традициями, национальными, родовыми обычаями, любви друг к другу, ближнему своему.

Мы приговорены. Поскольку дети и внуки наши сидят безвылазно в «айподах» и «айфонах», а мы, родители, бессильны. В школах бездушные новоделы-учителя преподают ребятишкам, нашей смене, «общетолерантные ценности».

Под удар поставлен Русский народ, как державообразующий. Если не станет Русского народа, то и остальные основополагающие народы России останутся ни с чем. Вернее – исчезнут с планеты Земля! Примеров тому – масса!

Мир, окружающий нас, и «странные», а чаще «ино-странные» народы, чрезмерно жестоки!

Стоит ли нам сотрудничать с ними? Не послать ли нам их на некие три буквы, которые никому из русских переводить не надо?

А потому – давайте защищаться! Кроваво воевать, ежели нужно…

Не в первый раз, но – нужно!

Сергей Васильевич Скатов, координатор Движения «Народный Собор», председатель Нижегородского отделения Международной общественной организации «Русское Собрание», академик Международной Славянской академии

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Васильевич Скатов
Святые или нет?
К дискуссии о канонизации, церковном прославлении Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского
12.11.2024
Дорогами единства
Чувашская и нижегородская общественность продолжают культурно-патриотическую акцию ко Дню народного единства
05.11.2024
Памяти митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова)
В Нижнем Новгороде открыт сквер имени приснопамятного владыки…
12.10.2024
Купно заедино!
Размышления в связи со 100-летием Союза писателей Чувашской Республики
23.11.2023
На праведном пути!
Обращение Нижегородского отделения «Русского Собрания» к властным структурам Чувашской Республики
20.10.2023
Все статьи Сергей Васильевич Скатов
Российская Империя
День памяти святителя Ионы, архиепископа Новгородского
Сегодня мы вспоминаем избрание Всероссийского Патриарха, которым стал митрополит Московский Тихон (Беллавин)
18.11.2024
День памяти митрополита Флавиана (Городецкого)
Сегодня мы также вспоминаем павших в бою под Шёнграбеном
17.11.2024
День рождения Царевны-Мученицы Ольги Николаевны
Сегодня мы вспоминаем генералов В.Д.Иловайского и С.К.Гершельмана, министра А.В.Головнина, дирижера А.А.Архангельского, расстрел Московского Кремля большевиками и подвиг героев-панфиловцев
16.11.2024
Славянофилы и «Дом сумасшедших…» графини Евдокии Растопчиной
В защиту честного имени Алексея Степановича Хомякова
15.11.2024
День празднования Шуйской иконы Божией Матери
Сегодня мы также вспоминаем Д.Н.Мамина-Сибиряка, И.М.Сеченова и М.О.Доливо-Добровольского
15.11.2024
Все статьи темы
Бывший СССР
Отделить истину от наслоений лжи
О книге Григория Блехмана «Сталин, Берия, Хрущев: созидатели и разрушитель» (М., 2024)
15.11.2024
Наше выживание только в Победе...
Другого пути у нас нет
14.11.2024
Ноосферная парадигма как идейный ориентир гражданкой стратегии России в XXI веке
Главным наставником граждан ноосферного будущего должна стать идеология «Софийности» или «Мудрости» как творческой, созидательной реализации природных сил человеческого существа
14.11.2024
День памяти боярина Б.И. Морозова
Также сегодня мы вспоминаем одного из организаторов монархического движения в Москве Ю.П.Бартенева
14.11.2024
Главное – «народный порыв» к появлению монумента вождю?
В ЦК КПРФ «по достоинству» оценили уродливый и кощунственный памятник Сталину возле общественного туалета в Ставропольском крае
13.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
17.11.2024 23:30
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
17.11.2024 23:10
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Алекс
17.11.2024 19:53
Зачем?
Новый комментарий от Человек
17.11.2024 19:46
Святые или нет?
Новый комментарий от Алекс
17.11.2024 19:37
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Анатолий Степанов
17.11.2024 19:12
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Калужанин
17.11.2024 17:58