Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» стал самым популярным произведением у россиян из школьной программы, в тройку лидеров также вошли «Преступление и наказание» Федора Достоевского и «Война и мир» Льва Толстого. Об этом свидетельствуют результаты исследования издательства «Эксмо», предоставленные ТАСС.
В преддверии начала нового учебного года редакция Eksmo.ru проанализировала продажи русской классики из школьной программы в период с августа 2021 по июль 2022 года и составила рейтинг самых популярных книг.
«Самой популярной книгой в период с августа 2021 по июль 2022 года стал роман Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита". Он попал в рейтинги сразу в четырех изданиях: в сериях "Всемирная литература" (издано 40 тыс. книг), "Яркие страницы" (35 тыс.) и "Элитная классика" (5 тыс.). Тираж подарочного издания – 32 тыс., покупатели потратили на него 4,7 млн рублей. Всего же "Мастера и Маргариту" за последние 12 месяцев купили на 9,1 млн рублей», – сообщили в издательстве.
Также в топ-3 вошли социально-психологический роман Достоевского «Преступление и наказание» (35 тыс. экземпляров и 1,439 млн рублей) и эпопея Толстого «Война и мир» (10 тыс. экземпляров и 2,8 млн рублей) в серии «Всемирная литература». Четвертую строчку занимает «Тихий Дон» Михаила Шолохова (7 тыс. экземпляров и 2,287 млн рублей).
«Михаил Булгаков – действительно один из самых популярных российских классиков. Это видно не только по продажам его книг, но и по интересу к статьям об авторах. Так, публикация с подробным разбором персонажей "Мастера и Маргариты" собрала больше 250 тыс. читателей всего за несколько дней. Статья вошла в десятку самых популярных текстов журнала [издательства "Эксмо"] за три года», – заявила главный редактор литературного журнала «Эксмо» Халимат Текеева.
О причинах популярности романа «Мастер и Маргарита» размышляет в телефонном интервью «Русской народной линии» директор Мемориального Музея-Квартиры св. прав. Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино протоиерей Геннадий Беловолов:
Михаил Афанасьевич Булгаков одновременно является наследником наших классиков и церковной духовной культуры. Ни один наш классик не может похвалиться происхождением от протоиерея, от представителя духовенства, кроме Чернышевского. Но я думаю, что Николай Гаврилович скорее классик марксизма-ленинизма, чем русской литературы – его роман остаётся за скобками нашей классической литературы.
Булгакову на роду было написано соединить в себе церковную культуру, традицию, менталитет и русскую традиционную классическую культуру. Михаил Афанасьевич, по сути, поповский сын – Алеша Попович среди богатырей русской литературы.
Он воспринимал наших классиков Достоевского, Толстого и Чехова как своих духовных отцов. Одновременно имея отцом богослова, учёного протоиерея Афанасия Булгакова. Михаил Афанасьевич был одним из немногих, кто смог настолько глубоко и символично соединить в себе светскую и церковную культуру, что немногим удавалось сделать. Такой почвой не обладал ни Лев Николаевич Толстой, ни Иван Сергеевич Тургенев – для них церковная культура была намного дальше, нежели чем для Михаила Афанасьевича, который вырос в этой среде.
Рождённый при Царе, он творил уже при Сталине. Поэтому советская эпоха не прошла мимо его сознания. Он один из немногих русских гениев, который совместил христианские корни, классическую культуру и советский менталитет. В итоге это всё в нем переплавилось и родился один из самых удивительных романов в мировой литературе, где главный герой Христос, хотя по объёму страниц Ему меньше уделено внимания, чем Воланду. Но, как известно, это был метод Достоевского, который говорил о Христе, минимально употребляя Его имя. Он соблюдал заповедь: не произноси имени Божиего всуе.
Секрет Достоевского кроется в том, что, не произнося имя Христа, говорил только о Нём. Как известно, в «Записках из подполья» имя Христа вообще не упомянуто, а сам Достоевский писал, что это роман о Христе.
В свою очередь роман «Мастер и Маргарита» формально о пришествии Воланда в Москву в 30-е годы ХХ века, но это роман о Христе. Конечно, Христос может показаться спорным и строгое церковное сознание его не принимает. Но роман – это не Священное Писание. Писатель описывает Христа в восприятии своего времени. Этот уникальный сплав родил и гениальное произведение. Булгакову не откажешь и в креативности – он пишет роман о времени, которое проецируется в вечность, в котором действуют вечные образы мировой культуры. Поэтому такой роман не может оставить читателя равнодушным. На разных уровнях он раскрывается по-особому. Там есть элементы детектива, фантасмагории, буффонады и картинки в духе критического реализма. В этом романе угадывается Достоевский, Гоголь и Чехов. В меньшей степени – Толстой: в попытке описания эпохального времени.
Булгаков смог написать занимательно о вечном, напомнить читателям о вечных вопросах бытия. Как ни странно, но с церковной точки зрения неправильный Христос Булгакова привлекает читателей и обращает их к подлинному Христу. И читатель, увлёкшись Христом Булгакова, приходит к истинному Христу. Отчасти Христос Булгакова может быть назван блесной, но, тем не менее, клюнув на неё, люди ищут настоящего Христа. И находят Его уже не в романе Булгакова, а в Евангелии, Церкви.
Булгаков от противного подталкивает ко Христу. О Христе очень трудно писать, ибо о Нём уже столько написано, тем более, есть Первоисточник. Поэтому написать о Христе так, чтобы о Нём читали – надо суметь. И многие ли из писателей справились с задачей написать о Христе? Таких писателей, которые написали бы о Христе так, чтобы их читали – можно перечесть по пальцам. Достоевский, Булгаков. А из современных писателей, кто написал о Христе?
Евангелие требует рецепции – не просто повторения и клонирования, а осмысления. Может быть, даже несогласия, спора. Господь ведь не отругал апостола Фому за сомнение. Он разрешил ему коснуться Своих ран и убедиться. Так и литература может вступать в диалог, в спор или высказывать своё непонимание. Может быть, Булгаков в своём образе Христа кается в непонимании истинного Христа. Он хотел понять Христа, ведь в его сердце была заложена любовь к Нему. Без любви ко Христу роман «Мастер и Маргарита» никто бы не написал.
6. «Заказуха» с целью опорочить священство
Теперь этот трюк повторяют здесь через патриотические ресурсы, Браво толерантному РНЛ!
5.
Ибо как говавривал игумен Петр (Мещеринов):"молиццо и постиццо непродуктивно", и как вторил Шмеман: "Православие обветшало".
Вот таким клоунам Евангелие и требует рецепции
4. Без комментариев.
3.
А также Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Шекспир, Гомер, Ариосто, Данте, Гёте... Далее по Краткой литературной энциклопедии.
2.
1. Недоумеваю
Чтобы мы приняли именно эту подделку.
И потом... это же стёб Булгакова над всей этой писаниной в духе Ренана. Сколько сказано об этом. Недоумеваю.
Если понимать, что Булгаков это имел в виду, что весь роман в романе - это плод "диктовки" нечистого горделивому Мастеру, то это одно.
А если вдруг на мгновение предположить, что Булгаков именно таким видел Спасителя... то это очень сильно укрепит позиции тех, кто пытается всех убедить в том. что М.А. - такой-сякой.