Никто из пророков, кроме Иоанна Предтечи, не почитается так в нашей Церкви, как Илия. И это понятно. Илия явился ангелом, посланным с небес во времена отступничества Израиля от веры отцов. Но апостол Иаков в своем Послании уверяет, что он был человеком подобным нам (Иак. 5, 17). Пророк предупреждает, что Израиль будет наказан за свои грехи голодом. Он говорит об этом царю, во власти которого было запретить идолопоклонство и разврат в стране, и таким образом отвратить наказание. Пока не наступит покаяния, этот суд будет исполняться над его страной. Ни росы, ни дождя не будет в течение трех с половиной лет. Он усердно молился, чтобы не было дождя, и по его молитвам небо затворилось. Пусть знает царь и весь народ, что Господь есть Бог, Которого они оставили и что Он — Бог Живой, не такой, как мертвые немые идолы, которым они поклонялись. И что Илия — Божий слуга и посланник. Им кажется, что у них мир и благоденствие, а Бог гневается на них. Засуха покажет бессилие и безумие тех, кто оставил Живого Бога. Илия дает знать Ахаву, как слушает его Бог за то, что он во всем слушается Бога. Это произойдет, говорит он, по его слову.
Бог заботится об Илии во время этого голода. Он повелевает ему скрыться у потока Хорафа, что против Иордана. Для чего Бог лишает нас порой внешней деятельности и посылает нам уединение? Не для того ли, чтобы мы увидели, что возможность молиться Ему никогда не отнимается от нас? Как же Бог питает пророка? Так же, как будет питать всю Церковь в последние времена. В Апокалипсисе сказано, что когда жена, облеченная в солнце — Церковь, — убежала в пустыню, для нее было приготовлено место от Бога, чтобы питать ее там тысячу двести пятьдесят дней, то есть три с половиной года (Откр. 12, 6, 14). Илия пил из потока, и вороны, по повелению Господню, приносили ему дважды в день, утром и вечером, хлеб и мясо. Илия — прообраз Иоанна Крестителя, пищей которого будут акриды и дикий мед. Если бы кто-нибудь спросил, откуда вороны брали пищу, как и где она была приготовлена, мы должны были бы ответить как патриарх Иаков: «Господь Бог послал мне» (Быт. 27, 20). Воронам Бог приготовляет пищу, как сказано в книге Иова (Иов. 38, 41), а теперь они питают пророка. Но вот поток иссыхает, потому что не было дождя. Возможности природы ограничены, но не возможности Бога природы. У Бога есть множество способов позаботиться о верных Ему людях, и Он не связан ни одним из них.
Место, куда посылается на этот раз Илия, называется СарептаСидонская. Оно находится за пределами земли Израиля. Наш Спаситель упоминает об этом как о древнем указании на благоволение Божие к язычникам, когда наступит полнота времен (Лк. 4, 25). «Много было вдов в Израиле во времена Илии», но он был послан с благословением в Сидон, языческий город, и таким образом становится первым проповедником среди язычников. Илия был ненавидим и гоним своими соотечественниками, а потому и обращается он к язычникам, точно так же впоследствии будут поступать и апостолы. Но почему в Сидон? Может быть, потому что поклонение Ваалу пришло в Израиль оттуда вместе с Иезавелью?
Иезавель была лютейшим врагом Илии. И чтобы показать ей бессилие ее злобы, Бог находит убежище для Илии на самой ее родине. Позаботиться об Илии была призвана бедная вдова, оставленная всеми. Бог имеет обыкновение — и в этом Его слава — обращаться к немощному и незначащему мира и воздавать ему честь. Промысл Божий привел вдову к городским воротам, где она встретила Илию. Ей не на что было жить, у нее оставалась только горсть муки и немного масла. Она намеревалась приготовить из этого для себя и своего сына немного пищи, и потом вместе с ним умереть от голода. Ей нечем было затопить печь, и она собирала на улице дрова. К ней был послан Илия с упованием на Промысл Божий, как это было, когда вороны питали его. Бог, исполненный жалости к уничижению этой женщины, послал к ней пророка — не для того чтобы тот взял у нее последнее, а для того чтобы разделил с нею трапезу, за которую скоро заплатит Сам Бог. Мы видим великое испытание ее веры и послушания, когда Илия говорит ей сделать прежде небольшой опреснок для него, а для нее и для ее сына — после. Правда, что Илия упомянул о Боге Израиля. Но что это для язычницы из Сидона? Но те, кто имеет дело с Богом, должны исполняться к Нему доверия: искать прежде Царства Божия и правды его, и остальное приложится. Потому умножение веры вдовы до полного самоотвержения и упования на Промысл Божий было столь же великим чудом, что и умножение ее масла. «Ибо так говорит Господь Бог Израилев: мука в кадке не истощится, и масло в кувшине не убудет», но по мере того как будут брать от них, все больше будет прибавляться силой Божией. Ибо «дающий семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному» (2 Кор. 9, 10).
Мука и масло умножались — не накоплением, а тратой. Это было питанием пророка. Чудо было его хлебом насущным на каждый день. И это было питанием для бедной вдовы и ее сына — в воздаяние за принятие пророка. Христос обещает тем, кто откроет Ему дверь, войти к ним, и Он будет вечерять с ними, и они с Ним» (Откр. 3, 20). Уповающие на Господа «не будут постыжены во время лютое, и во дни голода будут сыты» (Пс. 36, 19). Но на самом деле речь идет о несравненно большем. Господь показывает, что главное испытание жизни — смерть, и никто не может пройти его достойно без Бога. У вдовы была немалая надежда, что теперь Бог никогда не оставит ее Своею милостью. Но вот посреди полного благополучия Бог посещает ее великим несчастьем. Она теряет своего единственного сына. «Что мне и тебе, человек Божий», — изливает она свое смятение перед пророком. Она называет его человеком Божиим и в то же время обвиняет его, как если бы он был причиной смерти ее сына. «Разве я чем обидела тебя или не как-то не угодила, служа тебе?» Но она говорит это с покаянием. «Ты пришел ко мне напомнить грехи мои, из-за которых и случилось это горе». Может быть, она слышала об обличении Илией отступников от истинной веры и, сознавая свое прежнее поклонение Ваалу, богу Сидонскому, понимает теперь, что это относится и к ней.
Илия не отвечает ничего на ее жалобы, но передает их Богу, сам не зная, что сказать. Взяв умершего отрока у матери, он молится в уединении, чтобы Бог возвратил его снова к жизни. Мы не прочтем нигде до этого в Писании, чтобы кто-нибудь был воскрешен из мертвых. Но Илия, по Божественному вдохновению, молится о воскрешении отрока. Он трижды простирается над ним. Святые отцы видят в этом указание на тайну Святой Троицы, еще не ведомой Ветхому Завету. Илия хотел бы, если бы мог, вложить в этого отрока свое дыхание — отдать свою жизнь за него. «Господи Боже мой, — взывает он, — да возвратится душа отрока сего в него». Ибо смерть есть отделение бессмертной души от тела. Господь воскрешает умершего. Еще раз нам показана сила молитвы и сила Того, Кто слышит молитву, Кто умерщвляет и живит.
Илия является также участником многих великих и таинственных событий, описанных в 3 и 4 книгах Царств, но все они об одном — о верности Богу пророка, ревнующего о славе Божией и о спасении народа. В мире идет жестокая война со всеми силами ада и самой смертью. Может быть, кого-то смутит убиение Илией 450 пророков Ваала и 400 дубравных пророков, питающихся от стола Иезавели, которые схвачены как преступники и преданы казни, согласно Закону. Но это Ветхий Завет, и это война. Только после явления такой силы народ с покаянием возвращается к истинному Богу. И только после этого молитвой Илии отверзаются небеса, и изливается Божие благословение на иссохшую землю.
Илия — воин Господень, мужественно стоящий среди самых отчаянных сражений. Поразительно, что ни ветер, с треском сокрушающий скалы, ни землетрясение, ни огонь не заставляют его закрыть лицо. Но только веяние тихого ветра, открывающего тихий свет Преображения, грядущую победу над смертью, любовь Господню.
Ревность Илии — поистине до смерти. Для него лучше умереть, чем видеть каждодневное поругание святыни народом, слишком быстро забывающим о своем покаянии. Его молитва о даровании ему смерти напоминает молитву многострадального Иова об Искупителе, и оказывается молитвой о взятии его живым на небо. Разумеется, он не может об этом и помыслить. Но Господь забирает его в таинственной огненной колеснице в огненном вихре на небо. Таким пламенным гневом исполнена молитва Илиик нечестию мира, что возносит к небу не только его душу, но и тело. Господь принимает его на небо, чтобы Самому сойти на землю в гласе хлада тонка для спасения всех людей от зла и от смерти.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России