«Не в силе Бог, но в правде». По свидетельствам летописцев, эту фразу знаменитый полководец Александр Ярославович произнес перед боем 15 июля (ст. ст.) 1240 года. В этот день произошло сражение между русскими и шведскими войсками на реке Неве, навсегда вошедшее в историю отечественных побед как Невская битва, сообщает Президентская библиотека.
Это были непростые для Руси годы, когда сражаться приходилось «на два фронта». Как пишет военный историк Владимир Пичета в своей книге «Великие русские полководцы: Александр Невский» (1942), «в то время как новгородцы мужественно охраняли неприкосновенность северо-западной границы, северо-восточная Русь подверглась страшному монголо-татарскому нашествию. Монголо-татары предавали уничтожению всё, что встречали на своем пути. Исчезали города и сёла. Русская земля превращалась в огромное кладбище».
Шведы, заинтересованные в расширении собственных границ за счёт российских северо-западных территорий, решили воспользоваться ситуацией и отвоевать эти земли. В фонде Президентской библиотеки хранится оцифрованная копия книги Василия Лапина «Невская битва и Ледовое побоище» (1880), где рассказывается, как шведское войско подходило к берегам Невы: «Гордо плыли шведы на своих кораблях… Когда они ещё назывались норманами, то от их набегов трепетала почти вся Европа. Так они были страшны, что даже в церквах во Франции, в Германии и других странах читали особую молитву: „Избави нас, Господи, от ярости норманов“».
Особое внимание шведов привлекал Великий Новгород, который славился своими мастерами и ремесленниками. Кроме этого, через новгородские земли проходил древний торговый путь на Запад и на Восток. В то время городом правил молодой, но уже довольно искусный политик, князь Александр, сын великого князя Владимирского Ярослава Всеволодовича. Александр имел славу умного, храброго воина и мудрого военачальника.
Когда весть о наступлении неприятеля достигла Великого Новгорода, войска шведов под командованием Биргера Магнуссона уже дошли по Неве до устья реки Ижоры.
«Медлить было не время, какие-либо 100 вёрст отделяли врагов от Новгорода, ждать помощи было неоткуда, дожидаться, пока соберётся вся Новгородская земля, значило отдать Ладогу на жертву и дать время врагам стать твёрдою ногою в Новгородской стране. Александр быстро сообразил сии обстоятельства и, возложив всё упование на Бога, дал приказ собраться дружине и наличным новгородцам и ладожанам», – читаем в книге Ивана Беляева «Великий князь Александр Ярославич Невский» (1849).
Александр с ополчением двинулся навстречу неприятелю. «А перед тем, – сообщается в историческом очерке Сергея Кроткова 1900 года «Невская битва и Ледовое побоище», – поспешил в новгородскую церковь св. Софии и в ней на коленях со слезами молился Богу об избавлении земли Русской от врагов; затем, приняв благословение от новгородского архиепископа Спиридона, вышел к своей малочисленной дружине и сказал: „Нас немного, а враг силён, но Бог не в силе, а в правде: идите с вашим князем“. А про себя подумал: „Храбра моя дружина: молодцы все на подбор, но я надеюсь на одного только Бога“».
Русские атаковали врага внезапно ранним утром 15 июля 1240 года. Как пишет Григорий Холодный в книге «Жизнь и деятельность великого князя Александра Ярославича Невского в связи с событиями на Руси в XIII столетии» (1883), «новгородцы со своим князем действовали как богатыри, да и само сражение похоже было на богатырскую схватку».
Начало Невской битвы подробно описывается в книге Николая Воскресенского «Святый благоверный великий князь Александр Невский» (1898): «Как молния устремился он с дружиною храбрых новгородцев и ладожан на шведов. Внезапность и быстрота удара мгновенно привели их в замешательство. Подобно вихрю, впереди всех пронёсся в середину врагов юный князь и увидел своего страшного врага. Началось единоборство между обоими вождями; оба были сильны и ловки; страшные удары наносили они друг другу, но каждый удар одного отбивался ловким ударом другого. Наконец, Александр ранил Биргера и положил ему печать на лицо острым копьём своим».
Шведское войско было оттеснено в угол, образуемый Невой и Ижорой. Шведы, разбитые на всех позициях, обратились в бегство и вынуждены были уйти на своих кораблях на другой берег Невы. На поле битвы со стороны шведов пало так много против 20 погибших русских воинов, что «соратники св. Александра пришли к убеждению в невидимой чудесной помощи от сил небесных»
В честь этой победы, которая лишила неприятеля возможности захватить новгородские земли, Александр Невский получил своё знаменитое прозвище. Несколькими веками позже, в 1547 году, князь был причислен к лику святых.
В масштабной коллекции «Александр Невский (1221–1263)», представленной на портале Президентской библиотеки, можно найти редчайшие исследования учёных и богословов, очерки и изобразительные материалы, посвящённые великому князю.