itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Страсти по русской музыке

Почему в Вашингтоне уже 50 лет поют «Боже Царя храни!», а в Москве так и звучит «Союз нерушимый»?

1 наталья чистякова 
2431
Время на чтение 7 минут
Фото: news-life.pro

Время от времени отечественные СМИ и отдельные публицисты разражаются комментариями и статьями с возмущением по поводу того, что американцы на своем главном празднике 4 июля в честь независимости Северо-Американских соединенных штатов упорно слушают и поют наш дореволюционный гимн «Боже Царя храни!» во время исполнения «Торжественной увертюры 1812 год» Петра Ильича Чайковского.

Эта Увертюра – ключевое произведение, завершающее ежегодный американский праздник. Его слушают во всех городах Америки. И слушают ежегодно уже почти 50 лет – с 1974 года. Правда, нынешний русофобский накал привел к отказу от этого произведения в некоторых местах, но во многих городах его исполняли и исполняют по старой традиции.

Это хорошо известное американскому исполнителю и слушателю произведение, где не обязательно требуется расширенный состав оркестра со скрипками, виолончелями и контрабасами, как предполагалось у Петра Ильича. Эту увертюру давно и успешно исполняют американские военные оркестры лишь с помощью духовых инструментов. Но раз в год, вечером 4 июля, самым главным «музыкальным инструментом» становится … пушка. Для рядового американца «Увертюра 1812» без артиллерийских залпов – не «Увертюра». Праздник завершается шумом артиллерии, фейерверками и колокольным звоном. Но не только.

В Вашингтоне близ Капитолия и Белого Дома исполняется российский дореволюционный гимн. Хористы в военной форме или баптистские певчие старательно и красиво поют на ломаном русском (изредка на английском) вступительную и заключительную часть этого яркого произведения Чайковского. Старательно и прочувствованно выводят всё то, что задумал в этом произведении, написанном в честь освящения Храма Христа Спасителя, великий русский композитор. «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы Благоверному Государю нашему Императору на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство!» – умилительно поёт хор черных, белых, метисов в сто, а то и двести человек. И далее в их исполнении звучит: «Боже Царя Храни! Сильный Державный Царствуй на славу нам, на славу Нам!»

Когда это слушаешь, даже слеза наворачивается – так хорошо поют и слова какие великолепные, смысл глубоко духовный и музыка потрясающая… Но только возникает недоумение, почему всё это звучит в Вашингтоне, а не в Москве?

Американскую аудиторию этого произведения можно разделить на тех, кто любит прекрасную музыку Чайковского и на тех, кто любит шоу. Лишь некоторые из них понимают реальный смысл исполняемых слов. Но всем им нравится чувствовать себя победителями.

Профессиональных музыкальных критиков совершенно не смущает пренебрежение содержанием текста гимновой части Увертюры в США. Музыка и без того чрезвычайно величественна. Возможно, через несколько десятилетий слова изменятся, и никто из американцев не вспомнит, что там церковное пели на каком-то иностранном языке – не то на русском, не то на латыни. Главное, что пели о победе, об американской победе.

Причина успеха Увертюры, как считают американские музыковеды – наличие всего необходимого для торжества победы: священная хоровая музыка, беспощадное движение, военные ритмичные барабаны, ликующий колокольный звон и реальные пушечные залпы.

Выросло уже два поколения, ежегодно слушающих великое музыкальное повествование о борьбе добра и зла и победе Силы Крестной, православного народа, уповающего на Бога и Православного Императора, побеждающего Крестом. Но американцы воспринимают это как торжественное и величественное произведение о своей победе в борьбе за независимость. Из этого торжества следует, что американцы всех уже победили и они – истинная империя. И наша русская музыка помогла воспитать два поколения «победителей».

А жители Великобритании итого ранее, еще с 1740-го года слушают и поют знаменитую песню «Правь, Британия, морями» из английской оперы «Альфред» Томаса Арне: «Правь, Британия, правь морями! Бритты никогда не будут рабами!» Они так гордо это поют, размахивая флагами, и наивно считают, что никогда не будут рабами, но на самом деле уже давно по уши в хазарском плену, как и американцы...

«Для праздника толпе совсем не обязательна свобода…» – написал известный поэт ХХ века. Вероятно, это стало хазарским политическим принципом. Пусть британцы поют в Альберт-холле и размахивают флагами, и верят, что не станут рабами. И американцы пусть тоже считают, что они всех победили – и Британию, и Наполеона. И во Второй мировой войне они тоже всех уделали – и Гитлера, и Сталина…

А вот в России такую исполинскую музыку, как Глинка и Чайковский, нежелательно слушать, особенно в больших собраниях… Там тысячелетняя национальная генетическая память и Тропарь Кресту, и «Боже Царя Храни!» – это не просто красивые песнопения. Неизвестно, что они пробудят в душе православного народа…

В России многие возмущены тем, что американцы не сочинили своей американской музыки для подобной церемонии в день независимости, а позаимствовали произведение Чайковского. Но ведь таких гениев как Чайковский в нынешней глобальной Хазарии, скорее всего не будет. Наивно требовать от культурно молодых США того, чего уже не может дать миру даже старая музыкальная русская нация с давней и глубокой традицией национальной симфонической и оперной музыки, так же как немецкая, французская или итальянская. Для того, чтобы они дали что-то великое, нужен христианский духовный подъем. В Российском Православном Царстве с царями-самодержцами этот подъем был, потому появились и Глинка, и Чайковский, а в Российской Федерации его нет.

Каким же образом «Торжественная увертюра 1812» Чайковского стала основным музыкальным произведением на американском празднике независимости? Какого-либо внятного объяснения происходящему нигде нет. Лишь есть версия, что это произведение появилось в 1974 году в связи с политикой разрядки в отношениях США с СССР. Тогда американские президенты приезжали в СССР, встречались с Брежневым в Москве, Владивостоке. Ради разрядки началось культурное сближение. Масон Киссинджер занял ключевые посты в США. Но затем сменялись президенты, госсекретари. Отношения с СССР ухудшались. Но Торжественная увертюра Чайковского ежегодно продолжала исполняться.

Возможно, тайна во вкусовых предпочтениях кого-то из стариков-неоконов. Возможно, это связано с вкладом Рокфеллеров и Карнеги в развитие симфонической музыки в США (На открытие «Карнеги-холла» в Нью-Йорке в 1891 году был приглашен П.И. Чайковский, он исполнял свой «Коронационный марш», написанный в честь восшествия на престол Императора Александра III). Возможно, нынешняя политическая и экономическая элита США считает незазорным подобрать хороший гимн «Боже Царя храни!», коль СССР и современной России он не нужен. Может быть, эта «Увертюра» – ежегодно демонстрируемый трофей победителя? Версий может быть множество. Если это лишь дело частного вкуса, то можно предположить, что музыку Чайковского запретят, как только кто-то из носителей «частного вкуса» умрёт по старости лет.

Но мы в России тоже наивно считали, что когда-то, со временем, Ленина похоронят и мавзолей уберут с Красной площади, когда это не будет никого травмировать… Да, и музыка Александрова про «Союз нерушимый» навсегда отойдет в историю. Тогда мы будем слушать Чайковского и Глинку без купюр и петь «Боже Царя храни!»

Но на деле всё оказалось не так. На деле оказалось: вот вам, русским, – бальзамированный труп «вождя», радуйтесь и веселитесь, а о Крестной силе, о православных императорах-победителях и «Боже царя храни!» будут петь в Вашингтоне в столице атлантической хазарской империи, ведь там такие гимны никому ничем не угрожают.

В России, где каждая нота «Увертюры 1812» Чайковского связана с генетическим кодом нации, это может пробудить желание Истины и восстановления Богом данного самодержавного устройства, и не бутафорно-декоративного с картонным царём во главе, а истинного царского порядка. Такие произведения могут породить жажду Истины, воспоминания о своем избранничестве и Божиих Помазанниках.

50 лет американцы слушают ликующую музыку, отражающую дух победы. Они считают себя победителями. Это соответствует пропаганде и идее, что они выиграли все мировые войны. А мы 22-й год вновь слушаем музыку Александрова.

Тропарь Кресту в настоящем его тексте на территории РПЦ можно услышать на греческих подворьях, там, где служат греки. Они были 500 лет в рабстве у турок, а от тропаря и памяти о своих василевсах не отказались. Потому как победоносный Крест и слова «Сим Победиши» были явлены святому Равноапостольному Императору Константину. Мы же несколько десятков лет как потеряли Самодержца и сразу поспешили отказаться, и от тропаря Святому Кресту, и от Императора, и от вселенской церковной истории. Пришло время вернуться к началу. И к неискажённому тропарю, и к государственному гимну, который есть молитва и в котором присутствует обращение к Богу, а не человеческий надрыв и самоволие, как в музыке Александрова.

Еще в 2004 году в журнале «Русскiй Паломникъ» №32 мы писали: «Гимн есть молитва, молитва целого народа, страны. Вопрос в том, к кому она обращена. «Патриотическая песнь» Глинки была молитвой Господу, песнью патриотов Святой Руси. Музыковеды скажут вам, что она созвучна с молитвой «Боже, Царя храни!», вселяющей в души людей чувство укоренённости и спокойствия. Музыка же А.Александрова – гимн Советского Союза, гимн человеку, его завоеваниям, подвигам на алтарь которых положена не одна тысяча жизней. Это гимн-надрыв, в котором отразилась тяжесть существования русского народа без Бога. Но он не есть покаянная молитва! Наоборот! – утверждение того порядка вещей, который был в недавнем братоубийственном прошлом, и признание возможности дальнейшего такого существования. Вернувшись к нему, Россия продолжает возносить молитвы НЕ Господу. Задумаемся, чем это будет чревато?..

Но гений нашего Глинки и Чайковского, как и самого русского народа, не может долго безмолвствовать, оставаясь в коварном забытьи, и рано или поздно, если сохранить самодостоинство, он встанет в защиту Истины и красоты Святорусской и снова запоет: «Боже Царя храни!» и

«Славься, славься, наш Русский Царь!
Господом данный нам Царь-Государь!
Да будет безсмертен Твой Царский род!
Да им благоденствует русский народ!»

Романов Игорь Анатольевич, Романова Владислава Николаевна, Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

5. Автор....

....в своем репертуаре.
Не надо бы трогать Александрова,и тем более Чайковского с Глинкой.
И уж совсем не надо бы трогать русские смыслы авторам. Вообще.
Мне кажется,надо прислушиваться ,как и каким образом они нас трогают, смыслы эти. И трогают ли....
электрик / 23.07.2022 16:31

4. На 1 комментарий

Ну так ведь не секрет, что у нас имеется некоторое количество особо креативных граждан, мечтающих провести в России решительную "декоммунизацию" и "десоветизацию" по прибалтийско-украинскому сценарию с запретом всей советской символики с приравниванием её к нацистской, с отменой Дня Победы 9 мая и празднованием дня окончания войны 8 мая, с объявлением 23 августа "Днём памяти жертв коммунизма и нацизма", с установкой памятников гитлеровским прислужникам Краснову, Шкуро, Власову и т.д. Часть этих граждан придерживается радикально-либеральных взглядов, а друга часть- да, увы, радикально-монархических. Что есть- то есть. И это, несомненно, бросает очень большую тень на саму идею Монархии.

3. хотели как лучше, а получилось...

В Вашингтоне близ Капитолия и Белого Дома исполняется российский дореволюционный гимн. Хористы в военной форме или баптистские певчие старательно и красиво поют на ломаном русском (изредка на английском) вступительную и заключительную часть этого яркого произведения Чайковского....Старательно и прочувствованно выводят всё то, что задумал в этом произведении, написанном в честь освящения Храма Христа Спасителя, великий русский композитор.......

Когда это слушаешь, даже слеза наворачивается....


Из рубрики - "хотели как лучше, а получилось как всегда"))

Это надо же умудриться - так пропиарить тут, на православном сайте - Америку и американских баптистов!))
Туляк / 23.07.2022 06:32

2. Ответ на 1, Константин В.:

Очередной поход против Гимна? Помнится, Новодворская (со товарищи) отказывалась вставать при его исполнении. Тогда противники либералов вспоминали, что Александров - бывший регент, автор литургической музыки. А тут - нате, пожалуйста: "гимн-надрыв", братоубийственное прошлое...


Это как же надо между строк читать стихи про Великую Русь?! Какой надрыв? Спокойное достоинство наших дедов и прадедов, отстоявших Родину в бою. Как писал Александр Прокофьев: "Наша родина - Россия, дольняя и горная. Наша родина - Россия, грозная и гордая".


Но мы в России тоже наивно считали, что <...> музыка Александрова про «Союз нерушимый» навсегда отойдет в историю.

Но внезапно пришел Путин и все "испортил".


Также, надо полагать, "отойдет" Великая Победа и все, что с ней связано, включая членство России в СБ ООН? Сто лет истории взять и вычеркнуть? Нет, не дождутся этого недруги России.

Самое забавное - автор статьи делает вид, что не понимает, "почему в Вашингтоне 50 лет поют". С РОВС поведёшься - не того наберёшься.
И что за избирательность? В Вашингтоне уже 62 года поют о порабощённых коммунизмом нациях - почему автор не говорит об этом?

1.

Очередной поход против Гимна? Помнится, Новодворская (со товарищи) отказывалась вставать при его исполнении. Тогда противники либералов вспоминали, что Александров - бывший регент, автор литургической музыки. А тут - нате, пожалуйста: "гимн-надрыв", братоубийственное прошлое...


Это как же надо между строк читать стихи про Великую Русь?! Какой надрыв? Спокойное достоинство наших дедов и прадедов, отстоявших Родину в бою. Как писал Александр Прокофьев: "Наша родина - Россия, дольняя и горная. Наша родина - Россия, грозная и гордая".


Но мы в России тоже наивно считали, что <...> музыка Александрова про «Союз нерушимый» навсегда отойдет в историю.

Но внезапно пришел Путин и все "испортил".


Также, надо полагать, "отойдет" Великая Победа и все, что с ней связано, включая членство России в СБ ООН? Сто лет истории взять и вычеркнуть? Нет, не дождутся этого недруги России.

Константин В. / 22.07.2022 23:31
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Игорь Романов
Мобилизация, телевизор и НЛП
Чтобы одержать победу над врагами, нужно победить самих себя
29.09.2022
Старец молится за всю землю Русскую
Архимандрит Кирилл (Павлов) и Русское Приморье
22.09.2022
Московский монетный двор отчеканил монархические медали
Современная медаль «Приамурский Земский Собор. 100 лет» продолжает историческую наградную традицию
20.09.2022
Одержимость желанием встреч с Папой Римским
Как будто демонстративно игнорируется мнение православной паствы
17.09.2022
Долго ли нам играть в экуменизм и когда всё это кончится?
Очередная ассамблея Всемирного совета церквей началась со скандала
01.09.2022
Все статьи Игорь Романов
Владислава Романова
Церковно-государственный Собор и будущие поколения
Не нужно осквернять троны Храма Христа Спасителя участниками мирового конкурса лжи на роль антихриста
17.08.2022
Жизнь и подвиг архиепископа Вениамина (Новицкого)
V. I. На Иркутско-Читинской кафедре (1958 – 1973 гг.).
28.07.2022
К 100-летию Приамурского Земского Собора
Великое событие в жизни русского народа
03.06.2022
К России Христа, России Помазанника Божьего!
Для страждущей России и ее народа есть одно спасение и лекарство – возвращение к России Христа
24.05.2022
Между Христом и экуменизмом
Зачем делегатам РПЦ ехать во Всемирный совет церквей?
29.03.2022
Все статьи Владислава Романова
Последние комментарии
Новая Атлантида против Великой России и Святой Руси
Новый комментарий от Советский недобиток
29.09.2022 15:47
Стрелков сегодня
Новый комментарий от р.Б.Алексий
29.09.2022 15:31
В подрыве газопровода виноват режим Зеленского
Новый комментарий от Тюменец
29.09.2022 15:14
Пора вернуть смертную казнь!
Новый комментарий от Человек
29.09.2022 13:48
О «гнилом мясе» на «Потемкине»
Новый комментарий от Тюменец
29.09.2022 12:03
Ювенальный гнойник на теле Новосибирска
Новый комментарий от наталья чистякова
29.09.2022 10:01
ФАДН предлагает ввести единую школьную форму с косынками для девушек
Новый комментарий от наталья чистякова
29.09.2022 09:45