Время от времени отечественные СМИ и отдельные публицисты разражаются комментариями и статьями с возмущением по поводу того, что американцы на своем главном празднике 4 июля в честь независимости Северо-Американских соединенных штатов упорно слушают и поют наш дореволюционный гимн «Боже Царя храни!» во время исполнения «Торжественной увертюры 1812 год» Петра Ильича Чайковского.
Эта Увертюра – ключевое произведение, завершающее ежегодный американский праздник. Его слушают во всех городах Америки. И слушают ежегодно уже почти 50 лет – с 1974 года. Правда, нынешний русофобский накал привел к отказу от этого произведения в некоторых местах, но во многих городах его исполняли и исполняют по старой традиции.
Это хорошо известное американскому исполнителю и слушателю произведение, где не обязательно требуется расширенный состав оркестра со скрипками, виолончелями и контрабасами, как предполагалось у Петра Ильича. Эту увертюру давно и успешно исполняют американские военные оркестры лишь с помощью духовых инструментов. Но раз в год, вечером 4 июля, самым главным «музыкальным инструментом» становится … пушка. Для рядового американца «Увертюра 1812» без артиллерийских залпов – не «Увертюра». Праздник завершается шумом артиллерии, фейерверками и колокольным звоном. Но не только.
В Вашингтоне близ Капитолия и Белого Дома исполняется российский дореволюционный гимн. Хористы в военной форме или баптистские певчие старательно и красиво поют на ломаном русском (изредка на английском) вступительную и заключительную часть этого яркого произведения Чайковского. Старательно и прочувствованно выводят всё то, что задумал в этом произведении, написанном в честь освящения Храма Христа Спасителя, великий русский композитор. «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы Благоверному Государю нашему Императору на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство!» – умилительно поёт хор черных, белых, метисов в сто, а то и двести человек. И далее в их исполнении звучит: «Боже Царя Храни! Сильный Державный Царствуй на славу нам, на славу Нам!»
Когда это слушаешь, даже слеза наворачивается – так хорошо поют и слова какие великолепные, смысл глубоко духовный и музыка потрясающая… Но только возникает недоумение, почему всё это звучит в Вашингтоне, а не в Москве?
Американскую аудиторию этого произведения можно разделить на тех, кто любит прекрасную музыку Чайковского и на тех, кто любит шоу. Лишь некоторые из них понимают реальный смысл исполняемых слов. Но всем им нравится чувствовать себя победителями.
Профессиональных музыкальных критиков совершенно не смущает пренебрежение содержанием текста гимновой части Увертюры в США. Музыка и без того чрезвычайно величественна. Возможно, через несколько десятилетий слова изменятся, и никто из американцев не вспомнит, что там церковное пели на каком-то иностранном языке – не то на русском, не то на латыни. Главное, что пели о победе, об американской победе.
Причина успеха Увертюры, как считают американские музыковеды – наличие всего необходимого для торжества победы: священная хоровая музыка, беспощадное движение, военные ритмичные барабаны, ликующий колокольный звон и реальные пушечные залпы.
Выросло уже два поколения, ежегодно слушающих великое музыкальное повествование о борьбе добра и зла и победе Силы Крестной, православного народа, уповающего на Бога и Православного Императора, побеждающего Крестом. Но американцы воспринимают это как торжественное и величественное произведение о своей победе в борьбе за независимость. Из этого торжества следует, что американцы всех уже победили и они – истинная империя. И наша русская музыка помогла воспитать два поколения «победителей».
А жители Великобритании итого ранее, еще с 1740-го года слушают и поют знаменитую песню «Правь, Британия, морями» из английской оперы «Альфред» Томаса Арне: «Правь, Британия, правь морями! Бритты никогда не будут рабами!» Они так гордо это поют, размахивая флагами, и наивно считают, что никогда не будут рабами, но на самом деле уже давно по уши в хазарском плену, как и американцы...
«Для праздника толпе совсем не обязательна свобода…» – написал известный поэт ХХ века. Вероятно, это стало хазарским политическим принципом. Пусть британцы поют в Альберт-холле и размахивают флагами, и верят, что не станут рабами. И американцы пусть тоже считают, что они всех победили – и Британию, и Наполеона. И во Второй мировой войне они тоже всех уделали – и Гитлера, и Сталина…
А вот в России такую исполинскую музыку, как Глинка и Чайковский, нежелательно слушать, особенно в больших собраниях… Там тысячелетняя национальная генетическая память и Тропарь Кресту, и «Боже Царя Храни!» – это не просто красивые песнопения. Неизвестно, что они пробудят в душе православного народа…
В России многие возмущены тем, что американцы не сочинили своей американской музыки для подобной церемонии в день независимости, а позаимствовали произведение Чайковского. Но ведь таких гениев как Чайковский в нынешней глобальной Хазарии, скорее всего не будет. Наивно требовать от культурно молодых США того, чего уже не может дать миру даже старая музыкальная русская нация с давней и глубокой традицией национальной симфонической и оперной музыки, так же как немецкая, французская или итальянская. Для того, чтобы они дали что-то великое, нужен христианский духовный подъем. В Российском Православном Царстве с царями-самодержцами этот подъем был, потому появились и Глинка, и Чайковский, а в Российской Федерации его нет.
Каким же образом «Торжественная увертюра 1812» Чайковского стала основным музыкальным произведением на американском празднике независимости? Какого-либо внятного объяснения происходящему нигде нет. Лишь есть версия, что это произведение появилось в 1974 году в связи с политикой разрядки в отношениях США с СССР. Тогда американские президенты приезжали в СССР, встречались с Брежневым в Москве, Владивостоке. Ради разрядки началось культурное сближение. Масон Киссинджер занял ключевые посты в США. Но затем сменялись президенты, госсекретари. Отношения с СССР ухудшались. Но Торжественная увертюра Чайковского ежегодно продолжала исполняться.
Возможно, тайна во вкусовых предпочтениях кого-то из стариков-неоконов. Возможно, это связано с вкладом Рокфеллеров и Карнеги в развитие симфонической музыки в США (На открытие «Карнеги-холла» в Нью-Йорке в 1891 году был приглашен П.И. Чайковский, он исполнял свой «Коронационный марш», написанный в честь восшествия на престол Императора Александра III). Возможно, нынешняя политическая и экономическая элита США считает незазорным подобрать хороший гимн «Боже Царя храни!», коль СССР и современной России он не нужен. Может быть, эта «Увертюра» – ежегодно демонстрируемый трофей победителя? Версий может быть множество. Если это лишь дело частного вкуса, то можно предположить, что музыку Чайковского запретят, как только кто-то из носителей «частного вкуса» умрёт по старости лет.
Но мы в России тоже наивно считали, что когда-то, со временем, Ленина похоронят и мавзолей уберут с Красной площади, когда это не будет никого травмировать… Да, и музыка Александрова про «Союз нерушимый» навсегда отойдет в историю. Тогда мы будем слушать Чайковского и Глинку без купюр и петь «Боже Царя храни!»
Но на деле всё оказалось не так. На деле оказалось: вот вам, русским, – бальзамированный труп «вождя», радуйтесь и веселитесь, а о Крестной силе, о православных императорах-победителях и «Боже царя храни!» будут петь в Вашингтоне в столице атлантической хазарской империи, ведь там такие гимны никому ничем не угрожают.
В России, где каждая нота «Увертюры 1812» Чайковского связана с генетическим кодом нации, это может пробудить желание Истины и восстановления Богом данного самодержавного устройства, и не бутафорно-декоративного с картонным царём во главе, а истинного царского порядка. Такие произведения могут породить жажду Истины, воспоминания о своем избранничестве и Божиих Помазанниках.
50 лет американцы слушают ликующую музыку, отражающую дух победы. Они считают себя победителями. Это соответствует пропаганде и идее, что они выиграли все мировые войны. А мы 22-й год вновь слушаем музыку Александрова.
Тропарь Кресту в настоящем его тексте на территории РПЦ можно услышать на греческих подворьях, там, где служат греки. Они были 500 лет в рабстве у турок, а от тропаря и памяти о своих василевсах не отказались. Потому как победоносный Крест и слова «Сим Победиши» были явлены святому Равноапостольному Императору Константину. Мы же несколько десятков лет как потеряли Самодержца и сразу поспешили отказаться, и от тропаря Святому Кресту, и от Императора, и от вселенской церковной истории. Пришло время вернуться к началу. И к неискажённому тропарю, и к государственному гимну, который есть молитва и в котором присутствует обращение к Богу, а не человеческий надрыв и самоволие, как в музыке Александрова.
Еще в 2004 году в журнале «Русскiй Паломникъ» №32 мы писали: «Гимн есть молитва, молитва целого народа, страны. Вопрос в том, к кому она обращена. «Патриотическая песнь» Глинки была молитвой Господу, песнью патриотов Святой Руси. Музыковеды скажут вам, что она созвучна с молитвой «Боже, Царя храни!», вселяющей в души людей чувство укоренённости и спокойствия. Музыка же А.Александрова – гимн Советского Союза, гимн человеку, его завоеваниям, подвигам на алтарь которых положена не одна тысяча жизней. Это гимн-надрыв, в котором отразилась тяжесть существования русского народа без Бога. Но он не есть покаянная молитва! Наоборот! – утверждение того порядка вещей, который был в недавнем братоубийственном прошлом, и признание возможности дальнейшего такого существования. Вернувшись к нему, Россия продолжает возносить молитвы НЕ Господу. Задумаемся, чем это будет чревато?..
Но гений нашего Глинки и Чайковского, как и самого русского народа, не может долго безмолвствовать, оставаясь в коварном забытьи, и рано или поздно, если сохранить самодостоинство, он встанет в защиту Истины и красоты Святорусской и снова запоет: «Боже Царя храни!» и
«Славься, славься, наш Русский Царь!
Господом данный нам Царь-Государь!
Да будет безсмертен Твой Царский род!
Да им благоденствует русский народ!»
Романов Игорь Анатольевич, Романова Владислава Николаевна, Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»
5. Автор....
Не надо бы трогать Александрова,и тем более Чайковского с Глинкой.
И уж совсем не надо бы трогать русские смыслы авторам. Вообще.
Мне кажется,надо прислушиваться ,как и каким образом они нас трогают, смыслы эти. И трогают ли....
4. На 1 комментарий
3. хотели как лучше, а получилось...
Когда это слушаешь, даже слеза наворачивается....
Из рубрики - "хотели как лучше, а получилось как всегда"))
Это надо же умудриться - так пропиарить тут, на православном сайте - Америку и американских баптистов!))
2. Ответ на 1, Константин В.:
Очередной поход против Гимна? Помнится, Новодворская (со товарищи) отказывалась вставать при его исполнении. Тогда противники либералов вспоминали, что Александров - бывший регент, автор литургической музыки. А тут - нате, пожалуйста: "гимн-надрыв", братоубийственное прошлое...
Это как же надо между строк читать стихи про Великую Русь?! Какой надрыв? Спокойное достоинство наших дедов и прадедов, отстоявших Родину в бою. Как писал Александр Прокофьев: "Наша родина - Россия, дольняя и горная. Наша родина - Россия, грозная и гордая".
Но мы в России тоже наивно считали, что <...> музыка Александрова про «Союз нерушимый» навсегда отойдет в историю.
Но внезапно пришел Путин и все "испортил".
Также, надо полагать, "отойдет" Великая Победа и все, что с ней связано, включая членство России в СБ ООН? Сто лет истории взять и вычеркнуть? Нет, не дождутся этого недруги России.
Самое забавное - автор статьи делает вид, что не понимает, "почему в Вашингтоне 50 лет поют". С РОВС поведёшься - не того наберёшься.И что за избирательность? В Вашингтоне уже 62 года поют о порабощённых коммунизмом нациях - почему автор не говорит об этом?
1.
Очередной поход против Гимна? Помнится, Новодворская (со товарищи) отказывалась вставать при его исполнении. Тогда противники либералов вспоминали, что Александров - бывший регент, автор литургической музыки. А тут - нате, пожалуйста: "гимн-надрыв", братоубийственное прошлое...
Это как же надо между строк читать стихи про Великую Русь?! Какой надрыв? Спокойное достоинство наших дедов и прадедов, отстоявших Родину в бою. Как писал Александр Прокофьев: "Наша родина - Россия, дольняя и горная. Наша родина - Россия, грозная и гордая".
Но мы в России тоже наивно считали, что <...> музыка Александрова про «Союз нерушимый» навсегда отойдет в историю.
Но внезапно пришел Путин и все "испортил".
Также, надо полагать, "отойдет" Великая Победа и все, что с ней связано, включая членство России в СБ ООН? Сто лет истории взять и вычеркнуть? Нет, не дождутся этого недруги России.