Быть или не быть России

Слово в День Всех русских святых

Пастырская проповедь 
1 Евгений Х. 
2244
Время на чтение 6 минут
Фото: Из интернет-источников

Сегодня мы со всей Церковью, земной и небесной, со всеми нашими русскими святыми единым сердцем и едиными устами возносим молитву ко Господу. В их устах нет никакой лжи, а только хвала смиренных. Будем учиться этой молитве на каждый Божий день, потому что все искусство вражие направлено на то, чтобы отучить нас молиться, и отделить нас от наших святых. Все делается в мире и будет делаться для того, чтобы задушить молитву любой ценой, растлить молитву, отвлечь от нее, рассеять ее, раздавить самым жестоким способом. В годы террора это была подрывная деятельность номер один для ГПУ, по их собственному признанию: не просто храмы надо было им уничтожить, а главную святыню человека — молитву. «Перестаньте так мыслить!» — закричал на допросе гипнотизер на Лубянке Анастасии Ивановне Цветаевой, покойной прихожанке нашего храма, когда в ответ на его угрозы она стала про себя молиться. И теперешние цитадели растления сокрушатся только молитвой — палачи и сам сатана трепещут перед заключенным в темницу, который молится.

Праздник всех русских святых был установлен на Поместном Соборе 1918 года, когда началось открытое гонение на Церковь. Надо было нам увидеть, что мы не одни на этом страшном пути: с нами Бог и Пречистая Его Матерь, святые апостолы, мученики и пророки, и все наши русские святые за тысячу лет Святой Руси. Святые связаны друг с другом.

Мы помним это видение воину Пелгусию накануне решающей битвы за Русь, как гребут на лодке святые князья страстотерпцы Борис и Глеб и говорят: «Поможем сроднику нашему Александру!» В смутные годы, когда стоял вопрос, быть или не быть России, преподобный Сергий явился святителю Арсению, когда тот со слезами молился ему, и сказал: «Предстательством Божией Матери суд об Отечестве нашем изменен на милость». Предстательством Божией Матери и преподобного Сергия, и, должно быть, всех русских святых, непрестанно ходатайст­вующих за нас пред Господом и Божией Матерью, преподобный Серафим видел всю русскую землю покрытую, как бы дымом, молитвами святых.

Наше слово и наша молитва прежде всего — к новомученикам и исповедникам Церкви Русской. Их святостью открывается праздник всех русских святых, они составляют бесчисленный сонм, имена которого не смогут вместить никакие календари, и все они становились в горниле страданий святыми, молясь святым. «Во всякое время, на всяком месте, Церковь в своей любви к Богу, — говорит святой Ириней Лионский, — посылает впереди себя к Небесному Отцу бесчисленный сонм мучеников. Это братья и сестры наши, благодаря которым отверзается небо и дается нам благодать. Посылаем ли мы их впереди себя к Богу Отцу, как Он посылает их впереди Себя к нам, чтобы мы увидели победу над смертью?»

Как мы молимся им? Горе нам, если мы не видим этого шествия русских святых, и прежде всего — новомучеников Российских и царственных страстотерпцев. Как мы выйдем без них из нынешней беды, как устоим в грядущих испытаниях, что можем сказать в свое оправдание на последнем Суде Господнем? Почему с такой странной беспечностью не спешим обратиться за помощью к ним, не воздаем им должное, не молимся им прежде всех святых?

Кто любит по-настоящему Россию, тот не может не видеть, что Господь даровал ей нового ангела-хранителя — царя Николая Александровича. Царь принял страдания со всем православным народом — и теперь пребывает вместе с ним. Он отдал свою жизнь и жизнь своих чад за Православную Русь, и теперь имеет особое дерзновение ходатайствовать за нее пред Господом. Разве не достигла уже своего пика сатанинская программа по уничтожению России? «Посмотрите, как поля побелели для жатвы». И как жгут и топчут эти поля! Более чем когда-либо нуждается именно сейчас в молитвах царя-страстотерпца наша многострадальная Родина.

Прославление царственных страстотерпцев и всех новых мучеников и исповедников Церкви Русской должно быть актом покаяния всего православного народа, полным и подлинным нашим отделением от революции, длящейся не семьдесят лет, как мы говорили когда-то, сравнивая этот период нашей истории с вавилонским пленением богоизбранного народа, а гораздо дольше. Но какой смысл в канонизации новых святых без молитвы к ним? Все разговоры о государственном устройстве на христианских основах, о спасении России, о восстановлении православной монархии будут бесплодными. Русь без вождя? Но только когда прославленный царь увидит, что печаль наша по Бозе, он сам приблизит нам Божия, а не человеческого избранника, Божию, а не только земную победу. Бог попускает совершаться всем сегодняшним скорбям не без причины.

Пока нет у всех нас глубокого покаяния, что значит это прославление? Жертва царственных страстотерпцев за Россию не может без покаяния быть воспринята Россией. Мы не можем спастись, мы не станем святыми, если из-за равнодушия или страха, или диавольского, извращающего все стыда («кто постыдится Меня, — говорит Христос, — в роде сем, прелюбодейном и грешном»), или вследствие ложного понимания путей Церкви в мире замкнемся в себе.

Кто не почитает современных ему мучеников Христовых, тот не может истинно почитать и всех древних святых — предупреждают нас многие древние святые. Как мы можем сказать, что любим Бога, «дивного во святых Своих», как откроется нам Его дивность в грядущих, еще более горших испытаниях, если мы не примем в нашу жизнь Его святых?

Почему путь русских святых лежит от первых прославленных страстотерпцев Бориса и Глеба до последнего нашего святого царя? Почему история Церкви в Апокалипсисе начинается с гонений на Церковь и кончается ими? Сколько морей крови пролилось, и неужели еще предстоят гонения?

Столкновение между миром и Христом — сущность всего, что совершается в мире, и рано или поздно оно достигает своего предела. Всегда в мире, лежащем во зле, и особенно во времена беззакония, подлинные христиане — совесть, которая не дает жить спокойно и которую надо заглушить как угодно. А декоративное христианство мир будет всячески превозносить. Во времена антихриста гонения могут стать последним знаком истинности христианства.

Мир со своей стороны постарается сделать все, чтобы опорочить в глазах всех подлинную христианскую веру. Может наступить эпоха, уже наступила, когда мы увидим Церковь, в которой явлена красота и величие всех времен и народов, не имеющею «ни вида, ни доброты» — все яркое и зрелищное перейдет в лагерь зверя. И может случиться, как писал из ссылки своему чаду один епископ, что для мучеников останется только молчание, подобное тому, какое было у Господа на суде Пилата. Прежде чем телесно умереть за Христа, потребуется отказаться, к радости властей предержащих, исповедать перед лицом беснующегося мира своего Спасителя, чтобы не предавать Его Святейшее Имя новому бесчестию и поруганию.

Помним мы также пророчество преподобного Антония Великого о грядущей апостасии: «Ты безумствуешь, — скажет христианину окружающий его мир, — потому что не хочешь принимать участие в общем безумии. Но мы заставим тебя быть, как все».

Мы не знаем, когда это произойдет. «Не ваше дело, — говорит Господь, — знать времена и сроки, которые Бог положил в Своей власти» (Деян. 1, 7). Но развитие зла в мире убеждает нас в том, что самое страшное уже началось. Агрессивность и конформизм, соглашательство — две постоянных, все более возрастающих опасности для христиан всех времен. Соблазн раствориться в мире, следуя его ценностям, и искушение ненависти к людям, отвергающим истину.

Где взять силы воздавать добром за зло, служить людям, даже если так называемое мировое правительство восстановит против христиан всех людей? «И будете ненавидимы всеми за имя Мое», — говорит Христос. Как благословлять жизнь и делать ее на самом деле благословенной во времена проклятия и распада? Как стать христианам теми праведниками, которых недоставало в Содоме? Только верность Христу и только единство с теми, кто жизнью и смертью своей исполнил Евангелие, кто облобызал смерть за Христа и оплевал жизнь без Христа, какой бы привлекательной она ни казалась, только нелицемерная молитвенная связь со всеми нашими святыми, и в особенности — с исповедниками и мучениками, с такими же, как мы грешными людьми, которые стали святыми, — только это может спасти нас.

Жизнь, которой живет человечество после отпадения от Бога, обладает свойством распада. Она — в смерти, и скоро станет мертвой совсем. Но тайна заключается в том, что наши святые, и прежде всего мученики, научились любви у Христа. Они явили любовь к Богу до смерти, и к людям, к нам, — тоже до смерти. Поистине, они всегда носят в теле своем мертвость Господа Иисуса Христа, чтобы и жизнь Христова открылась в теле нашем, так что смерть действует в них, а жизнь — в нас, как говорит апостол Павел (2 Кор. 4, 10). Мы приобщаемся этой жизни по дару Христа, молитвами наших святых, когда молимся им и вместе с ними, становясь незаслуженно Церковью, Телом Христовым.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Быть.

Конечно же быть.Но чтобы быть надо осознавать - кем быть,для чего быть.И тысяча лет назад русский народ стал православным,так как это мировозрение давало ответ на эти вопросы.Имей веру,живи ради Бога и ближних и ты проживешь и эту жизнь осмысленно и перейдешь в жизнь вечную"на новой земле и под новым небом"/Ап./И благодаря такому пониманию Россия превратилась в великую развивающуюся державу. Но после катастрофы 1917 г.этот смысл пропал.Быть потомком обезьяны,просуществовать и исчезнуть.Или быть желудком на двух ногах - в духе материализма.Что то похапать,посуетится и опять бесследно исчезнуть - где тут стимул создавать и развиваться.И так,чтобы быть мы должны уподобиться нашим мудрым православным предкам.
prot / 25.06.2022, 19:17
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Кому не страшно жить
Слово в день памяти святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских
14.11.2024
У истинных обличителей греха всегда будет много врагов
Евангелие четверга (Лк, 62 зач., 11, 47—12, 1)
14.11.2024
Благоприятная атмосфера для прихода антихриста
Евангелие среды (Лк, 61 зач., 11, 42—46)
13.11.2024
Человек не может одним глазом смотреть вверх, а другим вниз
Евангелие вторника (Лк, 60 зач., 11, 34—41)
12.11.2024
Как мы можем уподобляться иудеям во времена земной жизни Спасителя
Евангелие понедельника (Лк, 59 зач., 11, 29—33)
11.11.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
Как тебе имя?
Слово в Неделю 20-ю по Пятидесятнице
09.11.2024
Духовные отношения — самые высокие и святые в нашей жизни
Евангелие субботы (Лк, 36 зач., 8, 16—21)
09.11.2024
Жизнь каждого человека определяется его отношением ко Христу
Евангелие пятницы (Лк, 58 зач., 11, 23—26)
08.11.2024
Упорное неверие ни за что не хочет признать своего поражения
Евангелие четверга (Лк, 57 зач., 11, 14—23)
07.11.2024
Именование и образ нашей Церкви
Слово протоиерея Александра Шаргунова в день празднования иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте»
06.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Ему помогли уйти из жизни…
Новый комментарий от учитель
14.11.2024 21:47
Чувства недоумения и протеста
Новый комментарий от Константин В.
14.11.2024 21:04
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Калужанин
14.11.2024 20:55
«Сформировалось лобби шарлатанов бездипломных»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
14.11.2024 20:44
«Чуть-чуть» победы на т.н. Украине быть не может
Новый комментарий от Апографъ
14.11.2024 20:17
Как с цепи сорвались
Новый комментарий от Могилев на Днепре
14.11.2024 20:10
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Русский танкист
14.11.2024 19:41