itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Необходимо радикальное реформирование банковской системы

Об опыте кредитной реформы в СССР в 1930-1932 гг.

Бывший СССР  Иосиф Сталин 
1 Русский Сталинист 
762
Время на чтение 8 минут
Фото: Из личного архива автора

«Санкционная война против России требует перехода отечественной экономики к мобилизационной модели. Она должна сменить ту модель, которая сложилась три десятилетия назад и которую можно назвать либерально-рыночной. Перестройка экономической модели неизбежно требует перестройки и банковской системы. О необходимости реформирования банковской системы у нас разговоры идут давно, но в условиях санкционной войны ограничиваться разговорами больше невозможно. Подсказки относительно вариантов реформирования банковской системы мы можем найти в лучшем зарубежном и отечественном опыте. А в отечественном опыте особо следует выделить реформу кредитной системы, проведенную в СССР в 1930-1932 гг.», - пишет в статье «Санкционная война диктует необходимость перестройки банковской системы РФ» д.э.н., профессор, председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова Валентин Юрьевич Катасонов. Статья опубликована на сайте Фонда стратегической культуры

«Завершившаяся девяносто лет назад кредитная реформа дала мощный импульс проводившейся тогда индустриализации. Напомню, что в истории советского государства было несколько реформ кредитной (банковской) системы. После октября 1917 года одной из приоритетных задач новой власти в области экономики была национализация предприятий, принадлежащих частному капиталу. И началась она с банковской сферы. Особая актуальность национализации кредитных организаций была обусловлена тем, что банковский сектор дореволюционной России находился под контролем иностранного капитала. Из восьми больших частных банков лишь один (Волжско-Вятский) был действительно русским. Иностранцам принадлежало 34% акционерного капитала банков. Поэтому национализация банков должна была стать актом освобождения всей российской экономики от засилья иностранного финансового капитала», - подчеркнул профессор.

Он напомнил, что одним из первых актов советской власти стал декрет ВЦИК от 27 декабря 1917 года о национализации банков: банковское дело объявлялось государственной монополией. Все частные акционерные банки и банкирские конторы были включены в состав Государственного банка Российской Империи, который вскоре был переименован в Народный банк РСФСР.

«В условиях военного коммунизма, который был официальной экономической политикой государства в период 1918-1921 гг. и который базировался на прямом распределении ресурсов, банки не были востребованными. Кредитная система начала разрушаться и практически перестала существовать после того, как в январе 1920 г. Народный банк РСФСР был упразднен, а его аппарат был преобразован в Центральное бюджетно-расчетное управление Народного комиссариата финансов (НКФ)», - пишет экономист.

Он напомнил, что в 1921 году начался переход к новой экономической политике (НЭП), во многом напоминающей либерально-рыночный курс в Российской Федерации. Народный банк был восстановлен (в октябре 1921 г.) под новой вывеской: «Государственный банк РСФСР», в 1923 г. он был переименован в Государственный банк СССР. «В период НЭПа в банковском секторе стали создаваться государственные (специализированные) банки, акционерные банки, кооперативные банки, коммунальные банки, а также кредитные кооперативы, ссудо-сберегательные товарищества, общества взаимного кредитования (примерно в том виде, какой они имели до революции). В 1922–1926 гг. наблюдался бум учредительства банков. В 1924 г. при правлении Госбанка был создан комитет по делам банков, который должен был координировать и контролировать их деятельность. На завершающей фазе НЭПа количество банковских и кредитных учреждений превысило их количество до революции. На 1 октября 1929 г. в стране насчитывалось 1312 кредитных учреждений и их филиалов, не считая более 10.000 кредитно-кооперативных обществ», - пишет автор.

Он отметил, что в стране начиналась индустриализация, а кредитная сфера оставалась последней тихой заводью НЭПа.

«Индустриализация требовала другой кредитной системы, которая могла бы обеспечить мобилизацию финансовых ресурсов на приоритетных объектах, включенных в пятилетние планы. Для этого и была проведена кредитная реформа 1930-32 гг. Началась она с Постановления ЦИК СССР и СНК СССР "О кредитной реформе" от 30 января 1930 г. Прежде всего, запрещалось коммерческое кредитование (кредитные отношения между предприятиями), разрешалось только банковское кредитование. Постановление предусматривало, что Госбанк сосредоточивает в своих руках все краткосрочное кредитование. Создаются четыре специальных банка долгосрочного кредитования капитальных вложений, которые выводятся из-под контроля Госбанка и передаются в ведение Народного комиссариата финансов. Это Промбанк, Сельхозбанк, Цекомбанк, Торгбанк. Их основная задача заключалась в доведении бюджетных средств до предприятий и обеспечение целевого их использования. Реформа 1930-1932 гг. окончательно сформировала двухконтурную систему денежного обращения, состоящую из контуров наличного и безналичного обращения. Четыре специализированных банка работали исключительно в контуре безналичного денежного обращения, обслуживая предприятия», - пишет эксперт.

«Все расчеты, платежи и кассовые операции сосредоточиваются в Госбанке. В результате кредитной реформы деятельность Госбанка окончательно утратила коммерческий характер, и сформировались основные функции Госбанка: 1) плановое кредитование хозяйства, 2) организация денежного обращения и расчетов, 3) кассовое исполнение государственного бюджета и 4) осуществление международных расчетов», - говорится в статье.

«К концу 1932 года были окончательно ликвидированы акционерные банки, а затем кредитные кооперативы. Что касается обществ взаимного кредитования, они исчезли еще до начала реформы. На момент окончания реформы в кредитно-банковской системе СССР, помимо Госбанка и четырех специализированных банков кредитования капитальных вложений, был еще Внешторгбанк, имевший широкую сеть корреспондентских отношений с иностранными банками. Он выполнял функции государственной валютной монополии», - пишет профессор.

«Еще одним важным элементом системы была сеть сберегательных касс, представлявших единое общегосударственное кредитное учреждение, обслуживающее население путем привлечения свободных средств, оплаты услуг, размещения займов. Сеть сберегательных касс была подчинена Наркомфину. Итак, в результате реформы 1930-1932 гг. была установлена государственная банковская монополия, которая просуществовала до 1988 года. Известно, что И.В. Сталин планировал провести очередную реформу кредитной системы в начале 40-х годов, но этому помешала Великая Отечественная война. До времен горбачевской "перестройки" радикальных реформ не было, менялись лишь названия отдельных банков, появлялись новые и упразднялись старые, менялось подчинение (Госбанку или Наркомфину). Но в любом случае число банков было очень ограниченным (не более десятка или дюжины), все они имели четкую специализацию, получение прибыли не было целью их деятельности. Проценты по кредитам были символическими (1-2 % годовых). Главной функцией банков был контроль за текущей финансово-экономической деятельностью предприятий (соблюдение платежной дисциплины, эффективность использования основного и оборотного капитала, обоснованность кредитных заявок, контроль исполнения кредитных договоров и др.)», - говорится в статье далее.

«Существовавшие до реформы негосударственные банки могли осуществлять эмиссию безналичных (депозитных) денег путем выдачи кредитов. После ликвидации негосударственных банков государство получило монопольные позиции в деле безналичной денежной эмиссии. Позднее Госбанк стал единым эмиссионным центром советской денежно-кредитной системы, другие государственные банки лишь перераспределяли эмитированные Госбанком наличные и безналичные деньги», - пишет ученый.

«Обеспечение рубля было не золотое (как до революции), а товарное. Потребность народного хозяйства в наличных деньгах определяли путем составления кассового плана Госбанка. В этом плане устанавливалась величина наличных денег в обращении на начало и конец планируемого периода. Изменение этой величины на конец планируемого периода означало эмиссию или изъятие денег из обращения, определяло их размеры. Степень обеспечения в планируемом периоде наличных денег товарами и платными услугами устанавливалась с помощью баланса денежных доходов и расходов населения», - подчеркивается в публикации.

Далее Катасонов кратко рассказал об истории Госбанка СССР. «Как я выше отметил, он был создан на базе Госбанка РСФСР, учрежденного в октябре 1921 г. Госбанк работал в тесной связке с Наркоматом (позднее Министерством) финансов СССР. Первоначально Госбанк был подразделением финансового ведомства. В 1938 г. статус Госбанка был повышен. Он стал самостоятельным ведомством, подчиненным непосредственно правительству СССР, а на должность председателя правления Госбанка был назначен Н. Булганин, член ЦК ВКП (б) и по совместительству заместитель председателя Совмина СССР. Правда, в 1946–1954 гг. Госбанк опять был переведен в подчинение Минфина, но начиная с 1954 г. до конца своего существования Госбанк СССР имел статус самостоятельного ведомства, приравненного к министерству», - пишет экономист.

«В системе Госбанка имелись республиканские конторы во всех союзных республиках за исключением РСФСР. В 1959 г. наконец появилась Российская республиканская контора Госбанка. C 1960 г. значимость Госбанка возросла в связи с тем, что он начал составлять планы кредитования долгосрочных вложений. В 1962 г. Государственному банку были переданы сберегательные кассы, которые до этого находились в ведении Минфина СССР. С 60-х годов наиболее значимыми институтами советской банковской системы, кроме Госбанка, были Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений (который сначала назывался Стройбанком, а позднее Промстройбанком) и Банк для внешней торговли (Внешторгбанк). Стройбанк в силу особой его значимости был выведен из-под Минфина СССР под непосредственное кураторство правительства. Внешторгбанк везде именовался «акционерным банком», но фактически единственным его акционером был Госбанк СССР. Поэтому Внешторгбанк воспринимали как структурное подразделение Госбанка. Руководитель Внешторгбанка одновременно был заместителем председателя Госбанка», - пишет автор.

«Государственная банковская монополия и централизованное управление денежно-кредитной системой страны стали размываться в ходе "перестройки" под видом реорганизации банковской системы. На первом этапе (1987) была создана новая структура государственных банков. Центральное место в системе по-прежнему занимал Госбанк СССР. Предполагалось отделить эмиссионную функцию от функции кредитования хозяйства. Функции кредитования предприятий и организаций были переданы ряду специализированных банков: Промышленно-строительному банку (Промстройбанк), Агропромышленному банку (Агропромбанк), Банку жилищно-коммунального хозяйства и социального развития (Жилсоцбанк), Банку трудовых сбережений и кредитования населения (Сбербанк), Банку внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк). Промстройбанк был создан на базе Стройбанка, а Внешэкономбанк – на базе Внешторгбанка. Было немало противников подобного рода реорганизации, которые предупреждали, что она создаст серьезные издержки для экономики. Было немало коллизий в связи с тем, что у ряда специализированных банков не было необходимой материально-технической и кадровой базы на местах. Шел передел филиальных сетей Госбанка и Промстройбанка. Пришлось вернуться к системе межбанковских расчетов. Резко возросли издержки денежного обращения и денежных расчетов, стал расти банковский аппарат, общие расходы на заработную плату. Госбанк стал заниматься только распределением ресурсов на верхнем уровне, не имея возможности воздействовать на выполнение кредитных планов», - отмечается в статье.

«Правительство заявило, что в стране создается двухярусная банковская система. В 1988-1989 гг. был приняты законы, разрешившие создавать кооперативные и частные коммерческие банки. Началось бурное развитие "второго яруса". В 1988-1989 гг. в Советском Союзе было зарегистрировано 150 кооперативных и коммерческих банков. Уставные капиталы этих банков были сформированы в основном за счет средств промышленных предприятий, получивших большие "рыночные" свободы в части распоряжения своими денежными фондами. Несколько специализированных государственных банков (самый крупный из них – Промстройбанк) были акционированы и приватизированы, многие их филиалы превратились в самостоятельные коммерческие банки. На 1 января 1992 г. в стране уже действовало 1414 коммерческих банков, из которых 767 были созданы на базе бывших специализированных банков и 646 образованы вновь. Крупных банков (с уставными капиталами свыше 200 млн. руб.) среди них было всего 24. Почти ¾ всех банков (1037) относились к категории мелких (уставной капитал от 5 до 25 млн. руб.)», - пишет профессор.

«Централизованное управление денежно-кредитной системой было окончательно разрушено в 1990 г., когда в РСФСР был создан самостоятельный Государственный банк. На территории главной союзной республики возникло "двоевластие", которое закончилось лишь в 1992 г. После развала СССР Государственный банк СССР был упразднен, а Государственный банк РСФСР был преобразован в Центральный банк Российской Федерации (Банк России)», - говорится в статье.

«Та банковская система, которая сложилась в России тридцать лет назад и которая, по сути, остается той же самой и сегодня, очень напоминает ту, созданную в Советском Союзе в конце 1920-х годов. Как я постарался показать, за какие-то два года тогдашняя банковская система в результате кредитной реформы 1930-32 гг. была радикально преобразована. Такая же радикальная реформа банковской системы России необходима и сегодня», - заключил Валентин Катасонов. 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1.

Как я постарался показать, за какие-то два года тогдашняя банковская система в результате кредитной реформы 1930-32 гг. была радикально преобразована. Такая же радикальная реформа банковской системы России необходима и сегодня


Необходима-то она необходима, да кто ж её будет проводить? Товарища Сталина-то нету.
Алекс. Алёшин / 11.06.2022 17:16
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Валентин Катасонов
«Суверенитет не может быть частичным»
Для его обеспечения нужна полная и стратегическая национализация банков
01.07.2022
В условиях мобилизационной экономики
нужно создавать кассы взаимопомощи
30.06.2022
Впечатление от Гайдаровского форума и
5-я колонна в деле развала СССР
29.06.2022
Все статьи Валентин Катасонов
Бывший СССР
Каковы условия нашей победы?
Необходимо возрождение сталинизма как лучшего опыта советской эпохи, политизация народа наряду с построением православного социализма
01.07.2022
Сегодня мы вспоминаем подвиг пограничника А.М.Кижеватова
Также в этот день мы чтим память генералов П.Д.Несветаева и Г.С.Волконского, штабс-капитана И.И.Брянова, археолога П.С.Уварову, кинорежиссера В.И.Пудовкина, космонавта Г.Т.Берегового и писателя Г.Н.Троепольского
30.06.2022
Истины Ивана Жолтовского
Памяти архитектора (27.11.1867 – 16.07.1959)
29.06.2022
Впечатление от Гайдаровского форума и
5-я колонна в деле развала СССР
29.06.2022
Все статьи темы
Иосиф Сталин
Каковы условия нашей победы?
Необходимо возрождение сталинизма как лучшего опыта советской эпохи, политизация народа наряду с построением православного социализма
01.07.2022
Терновый мой венец
2. Летопись русской жизни по воспоминаниям и дневникам
30.06.2022
«Сталин сделал рубль товарным»
О денежных реформах в СССР 1920-1930-х гг.
27.06.2022
Фильм «Первоклассница» как образец сталинской парадигмы
Советский мир плавно разворачивался в сторону имперского величия
27.06.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Обращение к современным русским людям
Новый комментарий от Адриан Послушник
02.07.2022 19:53
«Восстановление невозможно без строительства»
Новый комментарий от Тюменец
02.07.2022 17:02
Перенос столицы на Восток
Новый комментарий от Константин В.
02.07.2022 16:00
За что мы воюем?
Новый комментарий от Константин В.
02.07.2022 15:53
Каковы условия нашей победы?
Новый комментарий от Наблюдатель
02.07.2022 14:38
Российское общество не готово к очищению через православную веру
Новый комментарий от Александр Волков
02.07.2022 11:33
Чехарда с переименованиями
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
02.07.2022 11:29