itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

О «таинственном» Божием Промысле

Вся история Божьего Промысла о человеке– это редкие поощрения, а в основном «уговоры, подзатыльники и пинки»

2 Алекс. Алёшин  Евгений Х. 
1745
Время на чтение 5 минут
Фото: kommersant.ru

В Православии нет излишней таинственности. Всё необходимое для спасения открыто и несложно к пониманию. Сокрыто лишь достойное тех, кто сугубыми трудами, или по какой другой уважительной причине, сподобился большего приобщения к дарам Благодати, ещё более открывающим сокрытую от сей жизни сладость Небесного мира.

В предыдущей статье «Об опасности непонимания Промысла...» объяснена необходимость рассуждения о событиях не на основании своих или чьих-то мнений, а исходя из соотношения произошедшего к Промыслу Божию. Но тогда из этого следует, что видеть Промысл, в достаточной для принятия правильных решений мере, не просто желательно, а крайне необходимо любому православному. И поэтому, Он (Промысл), ну никак не может быть сокрыт Богом покровом таинственности. Какой смысл Богу скрывать важную для спасения каждого вещь? Если мы, по слову Божию (Мф. 7: 9-11) будучи злы, умеем даяния благие давать детям своим (не скрывая от них то в чём они нуждаются), то не тем ли более Бог?

Если мы, собирая ребёнка, снабдеваем его всем необходимым даже с избытком, чтобы у него вдруг не возникло проблем, и он исполнил дело безопасно, то, говоря о таинственности Промысла, мы этим приписываем Богу, что будто бы Он, как вредитель, что-то нам не дал для необходимого понимания. А для чего? Чтобы мы побольше из-за этого страдали и кто-то даже погиб? Но любой в здравом уме понимает, что такого быть не может, и Бог любит нас больше, чем мы своих детей. Поэтому, весьма распространённое мнение о том, что знание Промысла открывается по озарению свыше и только избранным – надо признать ошибочным. Такого не может быть.

Промысл – это промышление, т. е. забота, или, как сейчас ещё говорят – родительский контроль. Промышление о каком-либо делании – это забота об исполнении сего делания. И эта забота, если известна её цель и смысл, не может быть непонятной, невидимой и таинственной для зрителя.

К примеру, если известно зачем и куда пошёл человек, то мы сразу приблизительно понимаем – чем этот человек в данное время может заниматься и где его искать. Или, если кто озаботился постройкой своего дома, то мы, зная человека и его возможности, также примерно понимаем алгоритм его действий, и нам не надо особо гадать – как он это будет делать. Ведь когда касается чего-то своего и «шкурного», мы же тогда чётко и быстро соображаем – где и в чём для нас выгода и скорейшее достижение желаемого.

Из православного учения мы знаем смысл Воли Божией и Её цель. Из этого понятно что Промысл в том, что ведёт ко спасению души. Если есть выбор, то понятно – Промысл в том, что ведёт к большему числу спасённых, или к более быстрому, или ко спасению тех, кто в этом более нуждается. В общем, Промысл определяется рассуждением о том, где большая польза для исполнения Воли Божией. И вроде бы всё звучит правильно, но такой подход поверхностен и не даёт гарантированную ясность понимания происходящего.

Конечно, на первый взгляд, непонимание Промысла – это не ересь и потому, вроде бы как, и не катастрофично для спасения. Но оно многократно усложняет это делание и удлиняет его путь. А если это непонимание приводит к жертвам? А к многочисленным? Тогда как? Необходимое понимание Промысла находится не в области откровений, а в определении – как и где искать. А там ли мы ищем? Ведь если ищем и не находим, значит ищем не там где надо, или не так как надо.

Рассмотрим для примера всем известный случай об отмене Петром Первым патриаршества и подчинения церкви Верховной власти. Господствующее мнение толкует это событие как однозначное зло, попущенное Богом по неисповедимому и «таинственному» своему Промыслу, от которого Церковь несправедливо страдала аж до революции. Звучит красиво, но в жизни – это так не работает. Любая зуботычина у любого потерпевшего порождает один и тот же вопрос: «За что?» И если он не получит убедительного ответа, то у ударившего могут быть проблемы. Ответ же о том, что: «Ты конечно же парень хороший, но тебе «прилетело» по-таинственному Промыслу» – ни одного потерпевшего не утешит.

В человеческом обществе любое безпричинное наказание считается преступлением, что и объясняет устоявшееся мнение об отмене патриаршества. Но тут же мы слышим: «Бог таинственно попустил». Что? Безпричинно наказать? И дело ведь касается не только отмены патриаршества, но и любых других наших бедствий. Что, Бог позволяет безпричинно и кому угодно избивать тех, ради кого Он претерпел Крест и пролиял Свою Кровь? Но это же абсурд. А если есть причина, то в чём она? Ведь 300 лет прошло и пора бы определиться.

Так вот, Промысл как раз и находится в причине оправдывающей происшедшее. У Бога безпричинных наказаний не бывает. И если что-то с народом Божиим (кем в новозаветные времена являемся мы – православные) происходит, то только необходимое и в необходимой мере. И есть конкретная и благословная причина происшедшего, которая и являет Промысл Божий. И если мы этой причины не видим, то это значит не то что её нет, а то что – не видим. И именно её – эту, являющую Промысел, оправдывающую, а не обвиняющую событие причину, мы и должны искать. И так в любом касающемся нас событии. Почему – касающемся только нас – ясно будет позже.

В случае с отменой патриаршества мы эту причину не нашли, а она есть. Но и просто найти оправдывающую причину мало – она должна быть логически связана с предшествующими и последующими событиями. То есть, видение Промысла не может быть частичным. Ветхозаветная история подробнейшим образом являет нам Божие Промышление о человеке, объясняя всю последовательность причин происходящего. И там безпричинных наказаний народа Божия что-то мы не наблюдаем. По этому же подобию мы должны выстроить и понимание всех новозаветных событий вплоть до сего дня. И если греко-римский период уже утратил остроту важности, то понимание «русских» событий оказывает решающее действие на наше время.

Святой Максим Исповедник говорит: «Человеку принадлежат мысли, слова и поступки, но события определяет Бог». Поэтому, наши мысли, слова и поступки – это то, на основании чего Бог определяет будущее. И большая ошибка приписывать значимые для Церкви события всего лишь воле царя или патриарха. Бог попускает произойти с нами только тому, чему и мы, исходя из своих сил и возможностей, произволяем быть с нашими детьми – полезному, и только.

Если вкратце, то весь Промысл сводится к следующему: Бог хочет чтобы человек двигался ко спасению, но видя противление человека Бог сначала его уговаривает. Если это не помогает, то слегка подталкивает в нужном направлении. Если и этого оказывается мало, то даёт чувствительный подзатыльник. Ну а если и этого мало, то ответственным за «организацию движения» даёт такого пинка, что те кубарем летят в нужном направлении и их мнений и согласий никто не спрашивает. Поэтому вся история Божьего Промысла о человеке (Ветхий Завет в помощь) – это редкие поощрения, а в основном: «уговоры, подзатыльники и пинки», которые совсем не безпричинны. А ругать «горечь» лекарства – это признак «детского» рассуждения.

Монах Кириак (Тишков), публицист

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Монах Кириак (Тишков)
О возрождении Святой Руси
Сегодня Святая Русь – это Россия, точнее – её Верховная власть, а ещё точнее – только Глава государства
17.07.2023
Невыученный урок от св. Александра Невского
Размышления о советских репрессиях
11.03.2023
О примирении с Советской властью
Всё попущенное Богом всегда имело и имеет благословную причину
21.01.2023
Что важнее в России – Церковь или государство?
Глава России, по сути, Ангел Власти, Божий Посадник, или Посол Божий на Земле
23.12.2022
О причинах споров в понимании России 20-го века
Верим ли мы в то, что с народом Божиим происходит только определённое Господом?
07.09.2022
Все статьи Монах Кириак (Тишков)
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 00:00
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04