Сербская Православная Церковь одобряет и признает автокефальный статус Церкви Северной Македонии, с которой 19 мая восстановила евхаристическое и каноническое общение. Об этом Патриарх Сербский Порфирий объявил 24 мая после Божественной литургии в кафедральном соборе св. Климента Охридского в Скопье, которую совершил совместно с Архиепископом Охридским и Македонским Стефаном, в сослужении архиереев двух Церквей, сообщает «Православная жизнь».
«Священный Архиерейский Синод единодушно и единогласно удовлетворил просьбу Македонской Православной Церкви – Охридской Архиепископии, Собор нашей Церкви благословляет и одобряет, принимает и признает автокефалию», – передает слова Предстоятеля официальный сайт Сербской Патриархии.
Патриарх Порфирий добавил, что Синод Сербской Православной Церкви «в сотрудничестве с Архиепископом Охридским и Македонским Стефаном и его Синодом» проработает технические и организационные детали, за которыми последует официальное провозглашение автокефалии. Все Поместные Православные Церкви будут уведомлены об этом в каноническом порядке и «призваны принять автокефальный статус Македонской Церкви – Охридской Архиепископии».
«Братья и сестры, мы уверены, что все остальные Поместные Православные Церкви с радостью примут эту новость и возрадуются тому, что растет наш Господь, что растет Его Церковь», – добавил Святейший Владыка.
Делегация Сербской Православной Церкви, возглавляемая Патриархом Сербским Порфирием, прибыла в Северную Македонию на праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия по приглашению Архиепископа Охридского и Македонского Стефана. Вместе с Предстоятелем приехали все действующие члены Священного Синода Сербской Православной Церкви – митрополит Черногорско-Приморский Иоанникий, епископ Сремский Василий, епископ Бачский Ириней, епископ Зворницко-Тузланский Фотий, а также епископ Крушевацкий Давид, епископ Ремизианский Стефан и новоизбранный епископ Шабацкий Иерофей.
Столь высоких гостей из Сербской Патриархии православные Македонии встречали впервые после 60-летнего перерыва: последний раз Сербский Патриарх посетил Скопье в 1963 году. Тогда это был Патриарх Герман (Джорич).
«Македонска православна црква - Охридска архиепископија» является ярчайшим проявлением церковного «украинства», суть которого выразил в своё время недавно почивший видный укрокоммунист Л.М.Кравчук: «Незалежнiй державi – незалежну церкву!»
Впрочем, Македонский раскол ни в коем случае не стоит сравнивать ни с одним из известных нам украинских расколов – ни с униатским, ни с автокефалистским, ни с «филаретовским», ни с тем, что устроил относительно недавно Стамбульский архипастырь.
В Македонии вплоть до начала 2000-х годов никаких столкновений верующих не наблюдалось, раскол воспринимался исключительно как дело политическое. И хотя евхаристического единства не было между МПЦ и СПЦ, даже достаточно «зилотски» настроенные сербские батюшки не воспринимали православных бывшей Союзной Республики Македонии в качестве безблагодатных еретиков.
Всем было ясно, что сербоненавистник Иосиф Броз Тито, желая ослабить влияние сербского народа и Сербской Церкви в социалистической Югославии, решил приложить максимум усилий для фабрикации отдельной от сербов нации-новодела.
Жителей т.н. «Вардарской Македонии» никто и никогда не воспринимал в качестве отдельного народа. В Сербии почитали их болгаризированными сербами, в Болгарии – осербленными болгарами.
По всей вероятности, было среди славян этой части Македонии потомков и первых, и вторых. Край этот был отделён от сербов албанцами и албанизированными сербами-мусульманами, а от болгар – турками и отуреченными болгарами-мусульманами, посему жили эти православные славяне в эдаком эксклаве, и ни о каких таких вопросах национального самосознания и не помышляли вплоть до конца XIX века, когда край стал ареной противоборства сербских национальных отрядов с болгарскими…
В конечном итоге край этот не был разделён между Болгарией и Сербией, но полностью вошёл в Югославию, где поначалу ни о каком национальном сознании новых подданных никто не переживал, а позже коммунисты использовали жителей этого нищего уголка королевства в качестве сегмента протестного электората. И просчётами национальной политики Королевской Югославии воспользовались строители коммунистической Югославии, а церковный раскол как раз стал одним из шагов на пути фабрикации нации-новодела.
Все в СПЦ это прекрасно понимали, поэтому терпели этот плод титоизма.
СФРЮ рухнула, но дело Иосифа Броза продолжили другие люди.
Конечно, теперь уже ни о каком игнорировании македонской идентичности не могло быть и речи, т.к. выросло несколько поколений людей, почитавших себя именно «македонцами», поэтому СПЦ предприняла ряд шагов, направленных на уврачевание раскола.
Это – отдельная тема, которая требует детального анализа, т.к. не всё там так уж благостно было, но теперь же раскол, слава Богу, преодолён.
И главное, чтобы македонские иерархи не попались в те ловушки, которые уже расставлены специалистами из Стамбула.
Первой такой ловушкой может стать вынужденное сослужение с раскольниками из ПЦУ.
Предстоятель МПЦ-ОА, Архиепископ Стефан, заявил, что на праздник Святой Пятидесятницы в знак единства с мировым Православием он будет совершать в Стамбуле совместное богослужение с Константинопольским патриархом Варфоломеем. И тут может быть подвох. Вряд ли фанариоты не воспользуются случаем и не позовут к себе на службу какого-нибудь «епископа» из ПЦУ. Для Константинополя это удобная возможность заявить, что в числе признавших украинских раскольников церквей появилась первая церковь славянской традиции.
Хочется верить, что македонские владыки в этот капкан не попадут.
Павел Вячеславович Тихомиров, помощник главного редактора Русской народной линии
2. Ответ на 1, Владимир Николаев:
1. Без оглядки на других предстоятелей ППЦ, Сербская ПЦ даровала