Сорок дней назад мы вступили в Великий пост. Мы вошли в то время, которое Церковь установила, чтобы поставить в центр нашей жизни Крест и Воскресение Христово, чтобы ввести нас в эту тайну. Какое значение каждый из нас, здесь стоящих, придавал Великому посту? Может быть, для кого-то это был просто такой особенный период, не имеющий слишком большого значения в процессе жизни. Или время, отмеченное какими-то ограничениями, которые мы должны были непременно соблюсти.
На самом деле Великий пост — больше и глубже, чем все это. Поистине, Господь входит в нашу жизнь, берет на Себя наши испытания. Ибо в конечном счете Великий пост — это испытание Господа, которому Он подвергся в пустыне. И значит это наше испытание в Нем. Речь идет об испытании в библейском смысле слова — том испытании, через которое прошли все люди Ветхого и Нового Завета, имена которых мы слышали в Великом покаянном каноне на первой седмице, том испытании, ради которого рождается на свет каждый человек. Вопрос, что мы есть, был поставлен Господом, чтобы мы стали тем, что Он хочет, — слушанием Его Слова и исполнением его в нашей жизни.
Речь идет прежде всего о том, чтобы мы очистили наши сердца и сделались способными войти в Страстные дни и увидеть Христа, берущего на Себя наши испытания до конца. Дух Святой ведет ради всех нас Господа в пустыню. Там Господь постится сорок дней. Это число — символ человеческой жизни. Поистине, это вхождение в пустыню, где время течет однообразно и, кажется, ничего не происходит в нем. Оно представляется суровым, где все — дорога и где нет дороги, потому что дорога не ведет никуда. Господь проводит сорок дней в пустыне, чтобы перенести искушения. «Хотя Он и Сын, — говорит апостол Павел, — однако страданиями навык послушанию, и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного» (Евр. 5, 8—9). Речь идет о вхождении в человеческую жизнь, которую Христос взял на Себя. Праведный Иов говорит, что жизнь — это тяжкий труд, охватывающий все наши дни. Мы должны узнать это время испытания, которое Христос вольно принял за нас. Он заступил наше место, и мы должны также войти в это великое испытание. Наша жизнь — время испытания, испытания в любви, испытания в истине. Она поистине золото, обнаруживающее свое сияние по мере освобождения от всех примесей, скрывающих его.
Господь делает это ради нас. Он хочет освободить нас от всего плохого в нас, чтобы мы могли войти в полноту Его жизни. Апостол Петр говорит: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом» (1 Пет. 3, 18). На Страстной седмице Церковь предлагает нам этот чудесный дар — предстоять перед Христом праведным, невинным, умирающим за наши грехи, вводящим нас в тайну Бога. Мы включены в эту тайну смерти и воскресения, и мы не можем пройти эти дни, не войдя в радость Господа своего, в радость Пасхи. Таков конец этого пути Великого поста и Страстной седмицы, и всей нашей жизни — смерть и воскресение. Может ли быть слово более чудесное: «плотию уснув, яко мертв», которое мы воспоем среди Пасхи о Крестной смерти Спасителя? Вот воистину испытание — высшее испытание, которое мы должны все пройти, испытание, которое поистине есть Его любовь. Мы не имеем права смотреть на смерть как на преграду, это наша встреча с Господом — она делает нас свободными, живыми для Бога. Если кто-то из нас скажет: «Как возможно принять смерть как дар?», Церковь ответит, не колеблясь: «Так смотрит Бог на нашу жизнь». Так смотрели на свою жизнь апостолы, все святые. Мы должны умереть, чтобы жить полнотой Божественной жизни, чтобы познать дар Креста и Воскресения Христова.
Потому Страстная седмица должна быть для нас новой встречей с Господом, встречей, какой мы и представить не можем. После сорокадневного следования за Ним — семидневное предстояниеперед не имеющим ни вида, ни доброты ликом Христовым, который просияет для нас Божественным светом. Мы должны узнать, что жизнь христианина — это жизнь, в которую надо войти. Мы должны совлечься греха, говорит нам апостол, чтобы, имея добрую совесть, облечься в Бога. Христос вошел в Свою смерть в вольной самоотдаче, не имея пятна или порока, или нечто от таковых. Добрая совесть не дает нам строить иллюзий относительно себя, но открывает Господу всю нашу нищету и немощь. Неслучайно вся Страстная седмица как на исповеди — наше предстояние перед Крестом и Евангелием. Даром Христа мы должны приобщиться Его смерти в Его чистоте. Мы должны постоянно обновлять обеты нашего крещения, иными словами, нашу верность Кресту и Воскресению. Это значит принимать все испытания нашей жизни с доброй совестью. Устремляться к Богу с доброй совестью. Есть что-то изумительное в этих словах, раскрывающих нам то, как апостол Петр узнал цену верности после своего предательства. Будем знать, что апостол Петр и другие ученики Христовы, оставившие Его в час испытания, молятся, чтобы все верные сказали свое всецелое сияющее «да» Богу, в Котором — вся их жизнь: «Господи, Ты все знаешь, Ты знаешь, что я люблю Тебя!»
Мы идем к Пасхе. Не будем останавливаться в нашем восхождении в Иерусалим. Мы приближаемся к Кресту и Воскресению, которые являются нашими. Господь заключает с нами Завет. Он верен нам, Он все нам дал. Он заповедует нам идти за Ним туда, куда Он идет. Будем молиться о том, чтобы мы были с Господом и предавали себя Ему. Мы должны войти в великолепие любви, которое Церковь хочет нам дать. Церковь хочет, чтобы мы открылись Его слову.
По церковному уставу в течение Страстной седмицы должны быть прочитаны все четыре Евангелия. На практике, вследствие особенных обстоятельств нашей жизни и ради лучшего усвоения, это чтение начинается несколько раньше, а тем, кто не имеет возможности быть на всех богослужениях, естественно, надо постараться прочитать их дома, с памятью о том, что сейчас совершается. Слушать Его слово — это не просто благоговейно внимать священнику в храме, не просто сосредоточенно читать текст в уединении, это дать Его слову проникнуть в нас, сокрушить нас, истолочь нас как пшеничное зерно для приготовления хлеба. Это слово — живое, оно вводит нас в тайну Бога. Надо чтобы мы узнали, что наша жизнь нуждается в том, чтобы стать делом Божиим. Христос ставит нас пред истиной Самого Бога, и мы не можем быть лишенными этого. Слово Божие дается нам для того, чтобы мы узнали в Духе Святом Господа. И чтобы мы могли сказать Ему, что мы исполнены решимости следовать за Ним, чего бы нам это ни стоило. Даром Креста и Воскресения будем молить Господа научиться возлюбить Его до конца, вольно и истинно. Христос прошел через испытание, чтобы его победить. Мы уже победители во Христе. Уже одержана победа. Господь — Победитель смерти и ада. И Он верен Своим до конца.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России