Начинается Постная Триодь. Первый раз мы услышим великопостное пение: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». И призыв, с которым Христос обращается ко всем людям: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», должен быть нам особенно понятен.
Мир не может, не хочет покаяться, потому что пребывает во мраке самооправдания — того, что абсолютно противоположно покаянию. Он исполнен самоутверждения, отвергающего покаяние. И те, кто пытается порой искать духовной жизни, тоже ищут в ней самоутверждения, и думают, что какими-то внешними знаниями, какой-то «техникой» (иногда буквально употребляя эти слова: «техника духовной жизни») они смогут достичь духовных высот. Но святая Церковь молится о даровании нам покаяния. Она говорит, что покаяние — это дар Божий.
«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», — звучит призыв Господень к покаянию, и, кажется, что мешает нам покаяться? Но нет у нас сил для покаяния, нет способности для этого. Никто сам, своими собственными силами, не может придти к Богу. «Никто не может придти ко Мне, — говорит Христос, — если не привлечет его Отец» (Ин. 6, 44). И святой пророк издревле обращается с молитвой ко Господу: «Обрати нас к Тебе, Господи, и мы обратимся» (Плач. 5, 21). Однако Господь обращает к Себе тех, кто желает этого обращения — тех, кто ищет света лица Его. Он ко всем обращается: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные» (Мф. 11, 28). «Приходящего ко Мне, — говорит Он, — не изгоню вон» (Ин. 6, 37) и «жаждай да грядет ко Мне». Всех зовет Господь, и покаяние — это воля Божия о жизни каждого человека, воля, любящая человека и исполненная великих даров. Покаяние — это воля человеческая, которая знает грех, боится греха и боится Бога, и ищет возвращения к Нему.
Встреча воли Божией и воли человеческой есть покаяние. Это встреча, которая отверзает двери в Царство Божие. Покаяния двери и двери Царства Божия — это одни и те же двери. Покаяние — это не просто воздыхание о наших грехах, исполненное слез и печали. Настоящее покаяние — это то, что делает человека способным принять милосердие Божие, Его непостижимую любовь. Это то, что охватывает ум, сердце и волю человека благодарностью к Богу, сокрушением о своих грехах, изумлением перед тем, что совершает Господь с нашей жизнью.
Покаяние — это не просто высокий душевный порыв и не просто та благодать, которую может получить человек, всецело обратившийся вдруг ко Господу. Благодать Божия превосходит все дары, которые мы можем получить от Бога в течение земной жизни, и никто не в состоянии сразу принять их. Потому покаяние — это всегдашняя устремленность к новизне Божественной жизни. Это устремленность так строить нашу жизнь, чтобы наша воля соединялась с волей Божией.
Покаяние — это не то, что относится к какому-то определенному греху, каким бы ужасным он ни был. Хотя всякий нераскаянный грех — грех к смерти. И есть такие грехи (особенно в наше время), когда они, становясь нормой в человеческом обществе, требуют сугубого, немедленного и глубокого раскаяния, иначе человек никогда не узнает о смысле призыва Господня к покаянию.
Покаяние — это не то, что относится к какому-то времени нашей жизни, когда кто-то может сказать: «в молодости я грешила, а теперь у меня все по-другому» или «до крещения у меня были страшные грехи, а теперь мне не в чем каяться».
Покаяние — это не то, когда человеку кажется, что он уже чего-то достиг, и ему не нужно «изменения ума», потому что он в этом не нуждается. Но Христос говорит: «Кто возвышает себя, тот унижен будет» (Мф. 23, 12). Это совсем другое «изменение ума» — не благодатное преображение духа, а падение, которое не остановится до тех пор, пока человек не припадет с покаянием к Богу.
Покаяние — это не то, что относится только к молитве, которую мы услышим сегодня, и ко всем покаянным службам, которые будут в течение подготовки к Великому посту и Великим постом. Покаяние — это не то, что относится исключительно к покаянному этапу нашей жизни, но ко всей нашей жизни. Это то, что обозначает весь путь нашей жизни с Богом. Это то, что относится к тайне Креста и Воскресения, и этой тайной измеряется. Потому и звучит «Покаяния отверзи ми двери» после того, как мы воспоем «Воскресение Христово видевше». Это то, что относится к тайне Бога, ставшего человеком и сделавшего нас способными покаянием быть причастниками Божественного естества.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России