«Российскому государству пора возвращаться к родному календарю»

Александр Щипков о противоречиях восприятия григорианского и юлианского времяисчисления

1 Ал-др К. 
1491
Время на чтение 4 минуты
Фото: pixabay.com

«Сегодня чувство исторической непрерывности начинает многими восприниматься как норма. И это позитивный признак», - пишет заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александр Щипков в статье «Спорный календарный вопрос. О противоречиях восприятия григорианского и юлианского времяисчисления», опубликованной в «Независимой газете».

«Прошедшая эпоха научила нас бережному и рациональному отношению к опыту народа. Но для того, чтобы начать устойчивое движение по этому пути, необходимо вписывание национального опыта в надежную координатную сетку истории. Одним из критически важных институтов в данном случае является концепция времяисчисления, которую упорядочивает календарь.

Уже больше века мы празднуем несколько так называемых зимних праздников, которые идут один за другим. Новый год, за ним Рождество и наконец Старый Новый год. Мы не задумываемся о том, насколько естественным является этот порядок, мы к нему привыкли. Но стоит остановиться на этой теме поподробнее», — рассуждает Александр Щипков.

Далее автор публикации отметил, что календарь – важнейший социальный институт: «Это хронометрический каркас жизни как отдельного человека, так и всего народа. С помощью календаря человек упорядочивает и направляет движение жизни. У любой крупной цивилизации есть свой календарь: японский, еврейский, индийский, исламский, свои календари имели майя, ацтеки, шумеры. Календарь, как и язык в целом, структурирует сознание народа, участвует в формировании его мировоззренческой системы координат, выковывает его идентичность.

В силу ряда исторических обстоятельств у нас возникли проблемы, связанные с экспансией григорианского времяисчисления. Впервые навязать России и Русской Церкви григорианский календарь попыталась в 1830 году Петербургская академия наук, славившаяся своим "вольтерьянством". Этому воспротивились император Николай Первый и министр народного просвещения князь Карл Андреевич Ливен. Последний заявил, что "выгоды от перемены календаря весьма маловажны, почти ничтожны, а неудобства и затруднения неизбежны и велики"».

«В 1918 году, — продолжил философ, — большевистское правительство приняло категоричное и неукоснительное решение о переходе на григорианский календарь – западноевропейский, католический, чужой для русской традиции. Это произошло примерно в одно время с реформой орфографии, резко изменившей зрительное восприятие графики русского языка. К ее последствиям добавился слом в ощущении астрономического времени.

Переход на григорианский календарь сразу спутал все дореволюционные даты русской истории. Возникало ощущение искусственности, нарочитости официально действующей хронометрии. Мы отделили себя от своей истории».

Александр Щипков обратил внимание на то, что будучи радикальными западниками, большевики воспринимали католический календарь как элемент «более высокой» культуры, чем русская: «В декрете 1918 года прямо сказано, что переход необходим "в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени". Тем самым подразумевается, что русские не являются культурным народом, а потому должны присоединиться к культурным. Сразу вспоминаются размышления Смердякова об "умной" нации, которая должна поработить "глупую-с". Такова западноцентричная парадигма мышления, изначально свойственная русской революции. Для Ленина и его соратников солнце всходило в Лондоне и Цюрихе.

Однако Русская Православная Церковь не пошла по пути культур обновленчества и сохранила юлианский календарь, который сегодня именуют "старым стилем". Русское духовенство прекрасно понимало, что календарь – вовсе не пустая формальность, поскольку он соотносит нас с сакральными датами русской истории. Эти даты имеют свой годичный круг, как и в церковном календаре. Например, бои с армией Наполеона в окрестностях Смоленска происходили не в сентябре, как утверждается в современных учебниках, но в августе, и это существенно для истории 1812 года. Даже большевики, отмечая каждое 7 ноября годовщину своей революции, не пожелали отказаться от названия «октябрьская»: им нужна была связь с настоящей историей».

«В конечном счете, — подчеркнул автор публикации, — смена календаря нанесла серьезный удар по русской идентичности. Но советская власть вот уже 30 лет как ушла в прошлое. Большевизм, а с ним и госатеизм вроде бы отменены, но мы отчего-то продолжаем жить в прежней культурной матрице. Буквально каждый январь выплывает календарный вопрос и от Церкви требуют немедленно перейти на григорианский календарь».

Александр Щипков отметил, что официально озвучивается один-единственный довод: «Это нужно, "чтобы праздновать Рождество с католиками и протестантами" – и уж тогда мы, вне всякого сомнения, "встроимся в цивилизованный мир". Подразумевается, что наша церковь не совсем цивилизованная, а если она перейдет на григорианский календарь, то вот тогда "проблема" волшебным образом разрешится.

На самом же деле за этим требованием скрывается желание оторвать Церковь от своей традиции, истории, от своего предания.

Между тем логика светской и церковной жизни последнего десятилетия подсказывает, что приближается время восстановления целостности нашего календаря. На это мы имеем такое же историческое право, как и на возвращение исконных названий улиц и городов. Право на вероисповедание должно быть полным, и оно, безусловно, включает в себя вопрос о календаре».

«Русская Православная Церковь, несмотря на чудовищное давление, не подстраивалась под светский календарь и не перешла на католическое времяисчисление. Наша Церковь сохраняет свою календарную традицию, это вызывает огромное уважение, но и налагает колоссальную ответственность, требуя постоянной твердости в принципиальных вопросах.

Перед нами стоит задача возвращения юлианского календаря в общегражданское употребление, вернувшись к положению до 1917 года. Мы стремимся к национальному единству, в том числе к единству верующих и неверующих. И у тех и у других – общая история, одна традиция и одна страна. Российскому государству и обществу пора возвращаться к родному календарю», — заключил Александр Щипков.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

17. Ответ на 16, ОСт:

профессиональные астрономы пользуются в расчётах именно юлианским. И даже понятие года с астрономической точки зрения имеет несколько отличающиеся значения в разных системах отсчёта.

В своих расчетах астрономы пользуются "юлианскими датами", не имеющими ничего общего с юлианским календарем. Юлианская дата - это число суток протекших с 1 января 4713 г. до н.э. А виды года - да в астрономии они существуют разные (тропический, звездный и т.д.), смотря какой момент принять за точку отсчета. И юлианский и григорианский календарь основан на тропическом годе, периоде между двумя последовательными прохождениями Солнцем точки весеннего равноденствия. Именно этот период определяет смену времён года. В григорианском календаре продолжительность года ближе к тропическому, чем в юлианском. Только и всего.
Р.Б.Павел / 07.02.2022, 10:45

16. Ответ на 13, Е.О.:

если этот человек мыслит вечность цикличной (хотя правильно ли это?) .

Очень верный вопрос. С общенаучных позиций ни время, ни, тем более, вечность не цикличны. Время имеет направление, хотя бы по второму началу термодинамики, да и из обычного опыта.
Но это скорее относится к григорианскому календарю. А юлианский календарь - это разорванная окружность. У нее концы с концами не сходятся.

Не силён ни в геометрии, ни в астрономии, но читал где-то, что профессиональные астрономы пользуются в расчётах именно юлианским. И даже понятие года с астрономической точки зрения имеет несколько отличающиеся значения в разных системах отсчёта.
ОСт / 07.02.2022, 09:45

15. Ответ на 13, E.O. :

И что бы это значило? В чем заключается принципиальное отличие юлианского календаря от григорианского, кроме его астрономической неточности, которое делает его, в отличие от последнего, "образом вечности"?


Важно не то, что когда-то Рождество выпадет на июнь. Его и так в южных странах празднуют под пальмами. Важно, чтобы пасхалия, основанная на юлианском календаре, осталась неприкосновенной. А в григорианском христианская Пасха бывает раньше иудейской.


Подробнее вопрос разбирал выдающийся церковный историк В. В. Болотов.


Неверующие не в состоянии понять сакральности календаря. Хотя измеряют время не кое-как, а продолжают делить год именно на двенадцать месяцев, неделю - на семь дней и т.п.

Константин В. / 07.02.2022, 02:21

14. Ответ на 10, ОСт:

Смена календаря сама по себе не решит никаких проблем. Но потихоньку, маленькими шагами с разных сторон (не только с календарной) нужно снимать раздвоенность современной христианской жизни. Свой календарь - это как обрезание, такое постоянное напоминание о главном.

Вот и смените календарь ДЛЯ СЕБЯ. Перейдите на новый. Смените дату в телефоне, компьютере. Ходите на работу по собственному календарю, к врачу, пользуйтесь услугами транспорта, объектов культуры. Хотя бы год. Почему люди, не попробовав сами, хотят устроить эксперимент для страны?
И да, Иудея времен Христа жила тоже «по двум временам» - иудейскому и римскому. Это очень хорошо видно по текстам о распятии Христа. Господь где-то хотел поменять эту «раздвоенность жизни»?

Ксения Балакина / 07.02.2022, 02:06

13. Ответ на 7, Константин В.:

Почему-то А. Щипков не привел самый главный аргумент. Юлианский календарь не просто "упорядочивает и направляет движение жизни". Он является образом вечности.


И что бы это значило? В чем заключается принципиальное отличие юлианского календаря от григорианского, кроме его астрономической неточности, которое делает его, в отличие от последнего, "образом вечности"?

Я еще понимаю, что математически точная окружность может представляться человеку с поэтическим воображением образом вечности, если этот человек мыслит вечность цикличной (хотя правильно ли это?) . Но это скорее относится к григорианскому календарю. А юлианский календарь - это разорванная окружность. У нее концы с концами не сходятся.
E.O. / 07.02.2022, 01:09

12. Ответ на 11, ОСт:

Чтобы через 23000 лет праздновать Рождество в июне?

Смешно. Человечеству 7500 лет, а Вы что-то планируете на 25000 лет вперёд.


Время быстро летит.
E.O. / 07.02.2022, 00:53

11. Ответ на 5, Е.О.:

Чтобы через 23000 лет праздновать Рождество в июне?

Смешно. Человечеству 7500 лет, а Вы что-то планируете на 25000 лет вперёд.
ОСт / 06.02.2022, 20:44

10. Ответ на 6, Ксения :

Мы же решили уже у себя все проблемы, в церкви.......Смена календаря решит все проблемы.

Очень пафосно и многословно, только непонятно с кем Вы спорите, видимо с собственными мыслями. Кто и где сказал, что смена календаря решит все проблемы?
Смена календаря сама по себе не решит никаких проблем. Но потихоньку, маленькими шагами с разных сторон (не только с календарной) нужно снимать раздвоенность современной христианской жизни. Свой календарь - это как обрезание, такое постоянное напоминание о главном.
ОСт / 06.02.2022, 20:42

9.

Переход на "старый стиль" - это выход из текущей цивилизации. М.б. это и было бы правильно, но никто на это не пойдёт.
Андрей Карпов / 06.02.2022, 16:53

8. Ответ на 5, Ксения Балакина:

Полностью согласен!
Р.Б.Павел / 06.02.2022, 16:35
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Щипков
Путин и Русский Мир
«Щипков № 297»: Анализ интервью Такеру Карлсону
28.02.2024
Все статьи Александр Щипков
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 12:47
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 12:34
Почему удар по Ельцину последовал из либеральной среды?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 12:03
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 11:50
Декоммунизация Шевченко
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 11:33
4 книги, рассказывающие о заблуждениях верующих
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 11:27