Поправляя Дугина

О базовых принципах новой русской идентичности

1 ОСт 
4134
Время на чтение 5 минут
Фото: Из личного архива автора

Известный философ и геополитик Александр Дугин опубликовал в «телеге» популярного канала «Незыгарь» свои размышления о противостоянии России и Запада. В двух частях: первая здесь и вторая здесь.

Дугин сегодня – один из главных патриотических идеологов, претендующий на историософское осмысление Русской Идеи. Поэтому текст его важен и его нужно внимательно прочитать.

Оценка геополитической ситуации у него предельно точная, с нею нельзя не согласиться. Действительно, важен уже сам факт острого противостояния России и Запада, чем бы он не закончился в итоге. Россия в этом противостоянии открыто противопоставляет себя Западу не только на уровне идеологических деклараций, как было ранее, но на уровне конкретной политики, что будет, несомненно иметь последствия.

Однако формулировка Александром Гельевичем позитива, тех идеологических доктрин, которые определяют самобытность России, того, что Русская цивилизация утверждает, нуждается в корректировке. Это очень важно. Если из этих исходных позиций будет формироваться Русский образ будущего, о чём он пишет, а исходные тезисы неверны, то и выводы будут ошибочны и искомый образ будущего будет неадекватным.

Что пишет Дугин? Вот главная цитата:

«И здесь особую актуальность приобретают все те исторические идеологии, которые на предыдущих этапах обосновывали различие судеб России и Европы (Запада). Именно они и должны стать плодотворной почвой для нового оформления Русской Идеи.

Это:

- взгляд на Россию как оплот православного христианского мира, доктрина Москва-Третий Рим;

- связанное с этим учение о судьбоносном вселенском значении русской монархии (катехон);

- славянофильские идеи об исторической миссии восточных (и всех остальных) славян – Третье Возрождение;

- евразийская теория о России как самобытной цивилизации, радикально отличной от Запада;

- взгляды русских народников на аграрную сущность русского общества и отвержение индустриального пути развития;

- советская идеология, противостоявшая западному и мировому капитализму;

- софиология и патриотическая мистика Серебряного века.

Вот основные источники и составные части новой русской идентичности».

Вот в этом перечне составных частей «новой русской идентичности», есть существенные ошибки.

Во-первых, Катехоном (Удерживающим) в святоотеческом наследии считалась не русская монархия, а Империя, это имеет отношение к Третьему Риму, а не к монархии. Это уточнение очень важно, поскольку Катехоном была и наследница Российской империи -  советская империя, хоть и в искажённом виде. И сегодняшняя республиканская Россия остаётся Катехоном. Иначе весь мир рухнул бы в 1917-м. В словах апостола Павла явно утверждается, что мир существует до тех пор, «пока не будет взят от среды удерживающий теперь» (2Фес. 2:7). То есть с падением монархии в 1917 году Удерживающий не был взят от среды.

Во-вторых, славянофильские идеи именно в такой интерпретации – как учение «об исторической миссии восточных (и всех остальных) славян – Третье Возрождение», это – откровенная архаика. Тезис Н.Я.Данилевского об особой миссии славян не выдержал испытания временем, да и не актуален сегодня. В условиях противостояния России расчеловечиванию человека, уничтожению традиционного представления о мире, о нравственности (а именно это является предназначением России сегодня!) нашими союзниками могут быть не только, а порой и не столько славяне, а те народы, которые готовы сопротивляться насаждению «новой нормальности», например, венгры, греки, персы. Сегодня мы видим, как некоторые славянские государства (Чехия, Словения, Болгария) следуют в русле новых веяний. Поэтому рассуждать сегодня о каком-то третьем возрождении славянства – вредная утопия.

В-третьих, главное во взглядах русских народников это вовсе не «отвержение индустриального пути развития», а особая роль общины и артели в организации трудового процесса, противостояние индивидуализму и погоне за прибылью во что бы то ни стало. Вот этот культ коллективизма сегодня востребован, как преграда на пути торжествующего эгоизма.

В-четвёртых, главное в советской идеологии заключается вовсе не в противостоянии Западу (это было уже у славянофилов), а в формулировании способа решения национального вопроса в Империи на основе модели семьи. Россия и сегодня должна в пропаганде рассматриваться как семья народов, где русский народ как народ государствообразующий, что ныне закреплено в Конституции, является старшим братом. А значит он не только должен заботиться о младших братьях, но и при необходимости иметь полномочия наказать тех, кто чрезмерно «шалит». Вот что самое актуальное в наследии советской идеологии. Национальный вопрос в Российской Империи не стоял, а потому и не обсуждался, а вот для советской империи он был суперактуальным, как и сейчас.

В-пятых, совершенно сомнительной составной частью «новой русской идентичности» представляется софиология и некая «патриотическая мистика Серебряного века». Софиология рассматривалась Церковью как Зарубежной, так и Русской во Отечестве как ересь, а значит ей вообще не место в русской идентичности. И какая-такая патриотическая мистика присутствовала в литературе Серебряного века?! Напротив, литература, и в целом искусство, начала ХХ века – характерный маркер кризиса русского общества, что привело к революции 1917 года. Поэтому декадансу вряд ли стоит искать место в новой русской идентичности.

Словом, можно оценить идеи Александра Дугина только как черновой набросок, кое в чём точный и пригодный, а кое в чём ошибочный и требующий серьёзной корректировки. Работа русской мысли по формулированию «новой русской идентичности» еще только предстоит.

Анатолий Дмитриевич Степанов, историк, главный редактор портала «Русская народная линия», председатель «Русского Собрания»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

63.

О концепции Дугина:
Вполне прав уважаемый философ в констатации радикального разрыва России с Западом: Россия, даже в случае своей победы, не сможет заменить США, стать такой, как Америка или Европа. Но кем же она должна стать, когда уже 30 лет живет без своей идеологии? Поэтому перед Путиным возникает глобальная проблема формулировки идеологии новой России: откуда и куда идет страна? Необходимо не только победить США в военном столкновении, но и наметить новый горизонт будущего.
Совершенно не прав Дугин в утверждении "традиционализма", стихийного консерватизма, эволюционизма в жизни русских людей; скорее наоборот, они по натуре "радикальные анархисты", "крайние "революционеры": были православными, стали в советские времена "воинствующими безбожниками". Отсюда следует, что русским нужна постоянная "идеологическая узда", способная сдерживать "буйство" русской натуры. Живым примером этого буйства могут служить ныне "вакрутасы" новых автомобильных наездников, безумствующих на наших автотрассах. Если в стране отсутствует "государственная идеология" правопорядка и добродетели, то русских начинет нести "в разнос". К сожалению, Кремль не понимает этого, оставляя в неприкосновенности ст.13 Конституции РФ о запрете государственной идеологии
Лев / 28.01.2022, 06:06

62. Кстати

Преподобный Максим Исповедник о двух волях в человеке:
«воля природная» и «воля гномическая»


Как известно, по учению преподобного Максима Исповедника, природный логос всякого человека реализуется в нашей земной жизни посредством гармоничного существования нашего тварного естества – в согласии с людскими логосными природным способностями и энергиями. Важнейшую положительную роль в этом процессе должна играть человеческая природная воля. По определению преподобного Максима, «природная воля (θέλημα), или воление (θέλησις), – это способность стремления к тому, что соответствует природе, и поддержания всех способностей, сущностно природе присущих. Ибо сущность, природно охваченная волей, стремится быть, жить и двигаться соответственно чувству и уму, влекомая к полноте бытия, соответствующей ее природе.
Вместе с тем, в человеке, в его нынешнем состоянии падшести, также действует еще и искаженный модус природной воли – гномическая воля (θέλημα γνωμικόν), произволение (προαίρεσις). До грехопадения человек мог лишь природно волить в согласии с собственными естественными силами и стремлениями, тем самым двигаясь к осуществлению Божественного природного логоса-замысла о нашем естестве, о спасении, об обожении. Однако затем Адам пал грехом. И сам миг того первого людского отказа следовать Божественной воле стал для человека бунтом против богодарованного всем нам природного замысла-логоса, предпочтением противоестественного естественному.
15 Максим Исповедник, преподобный. Opusc. 1 // PG. 91. Col. 12С. Русский перевод: Максим Исповедник, преподобный. Трактат 1. Марину, преподобнейшему пресвитеру // Максим Исповедник, преподобный. Богословско-полемические сочинения. С. 302.

16 Максим Исповедник, преподобный. Opusc. 1 // PG. 91. Col. 24C. Русский перевод: Максим Исповедник, преподобный. Трактат 1. Марину, преподобнейшему пресвитеру. С. 310.
С. Югов / 27.01.2022, 19:38

61. Ответ на 59, Анатолий Степанов: продолжение

Что же нам делать? Нам остается только молиться за президента, за власть, за наше воинство,за патриарха и правящих архиереев, не забывая и о нас грешных. Многие из выше перечисленных русских людей, будь-то президент или простоя мирянин - крещены в православии и сами того не подозревают, что внутри себя являются носителями зернышка Спасительной Благодати, которое в любой момент может раскрыться и принести большие благодатные плоды во славу Отечества. Спаси всех, Господи! С НАМИ БОГ!
Валерий / 27.01.2022, 13:30

60. Ответ на 59, Анатолий Степанов: Никому не навязываю, Спаси Господи - это мое личное мнение.

Так что путаница у Вас какая-то в понимании Удерживающего.

Дорогой Анатолий Дмитриевич, никакой путаницы, все очень просто. Был Третий Рим - государственность в виде симфонии (власть + православная церковь = сочетание) - "Удерживающий" и Он пал в ночь с 16 по 17 июля 1918 года ( ритуальное убиение священной монархии - помазанника и наследника и ее подданных, слуг, олицетворявших народ Божий). В этот момент в Коломне является (1918 год) Державная Икона Божией Матери, которая берет на себя духовное попечение о русском народе - Богоносце, носителе Спасительной Благодати, данной ему при Святом Крещении. В этот же год, Поместным собором (1918 год) избирается жребием (Волей Божией), патриарх Тихон и Святой Дух, как Удерживающий, по настоящее время, почивает в Русской Православной Церкви, но при условии, что находится Он будет до тех пор, пока наши архиереи будут сохранять духовно - нравственные предания святых отцов и Догматы Семи Вселенских Соборов. Это Те Два Столпа, на которых созиждется Благодатная Церковь Христова. Но как только наши правящие архиереи примут какую-нибудь ересь (пример католики), то Святой Дух (Удерживающий), покинет нашу Церковь, и для антихриста освободится пространство и он явит себя этому миру. Сегодняшняя РФ - это не удерживающий, а это попущенная Богом (Промыслом Божием) государственная власть, питающая бесовские страсти и исполняющая волю лукавого. Это когда добро замешано на зле. Поэтому с экранов наших ТВ мы часто слышим от нашего президента правильные вещи, а на деле фактически все получается совсем наоборот. Но т.к. все мы являемся частью всего этого лукавого механизма, ибо мир лежит во зле и чтобы мы не погибли, а спасались, наша Благодатная Церковь - освящает нас своей, как Призывающей, так и Спасительной Благодатью (Удерживающим). С НАМИ БОГ!
Валерий / 27.01.2022, 13:19

59. Ответ на 52, Валерий:

Настоящий Третий Рим, просуществовавший несколько столетий, пал в ночь с 16 по 17 июля в подвале Ипатьевского дома

Настоящий пал, а не очень настоящий остался, явилась Державная Царица. Рим продолжился. И нынче продолжается.
Сегодня главная причина нашего не понимания и противоречий в том, что нужно ставить на первое место под словом "Удерживающий" - государство или церковь? А это уже вопрос нашей с Вами веры и спасения наших грешных душ.

Так Вы же, Валерий, похоже согласны с тем, что Третий Рим - это Государство, а не Церковь. Если он пал в ночь убиения Помазанника Божия, то так и есть. Патриарх-то уже был у Церкви, и он был жив. Так что путаница у Вас какая-то в понимании Удерживающего.

58. Ответ на 54, Сергей Швецов:

Ну Вы, Сергей, можете что угодно предполагать. Даже четвертую власть - СМИ - считать катехоном. Но святитель Иоанн Златоустый считал катехоном не какое-то государство ( не манипулируйте), а именно Римскую Империю.
Сегодня это Третий Рим, т.е. Россия. А что касается того, что никто так не считает в мире, так что с того?! Во времена Апостола языков вообще он был единственным, кто считал Империю катехоном. И он был прав, а не народные массы Рима, Карфагена, Иудеи или германские язычники.

57. Ответ на 49, Туляк:

Ха! Любой нормальный человек, который даже никогда не был на зоне, знает, что там действует строгая иерархия, примерно такая же, как в буржуазном сословном обществе.

Так ты на красную просись, а не на черную. На красной порядок твоей мечты - социализм натуральный в масле))
Сергей Швецов / 27.01.2022, 11:12

56. Ответ на 52, Валерий: в дополнение

Третий Рим - государственность, никогда бы не позволил убивать своих будущих подданных в утробе через аборт! Ибо это противоречило бы одной из главных Божиих Заповедей - Не убий. С НАМИ БОГ!
Валерий / 27.01.2022, 10:50

55. Ответ на 38, С. Шараков:

У меня ничего не сказано об "отприродной идеологии". Выражение "природа идеологии" означает качество.

"Отприрродная" значит естественная, т.е. как раз "из глубин народного духа".
В свою очередь, под народным духом понимается направление народной воли в отношении Бога.


Направление народной воли в отношении Бога, как правило, является индифферентным. Здесь уместно вспомнить реченное через Исайю: "Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, — повернулись назад. Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем."

Идеология - это дисциплина. Не уверен, что дисциплинировать можно "снизу".
Сергей, для Вас идеология имеет только отрицательное значение

Вовсе нет. Но в отсутствие мультиидеологичности мне небезразлично, какими спсобами единственная законная идеология будет навязываться.
Сергей Швецов / 27.01.2022, 09:42

54. Ответ на 46, Константин В.:

Согласен с А. Д. Степановым, что советская Россия, безусловно, осталась "катехоном"

А я вот не согласен с тем, что катехон - это обязательно какое-то отдельное государство. То верно, что катехон не обязан быть православным, Рим времен ап.Павла не был таковым. Но у Рима (я много раз это говорил) есть один четкий признак: никто в мире не сомневается, что Рим - это Рим, т.е. политический центр мира. Подозреваю, что Россию Римом не считает никто, кроме русских. И слава Богу. А катехон это, по-моему, светская цивилизация, построенная на принципе разделения духовной и светской власти. Антихрист (копируя Христа) провозгласит себя царем и первосвященником в одном лице, т.е. упразднит принцип независимости духовной власти от светской, вот тогда и придет конец удерживающему, как этому цивилизационному принципу. Ни Наполеон, ни Гитлер на духовную власть не претендовали и не покушались, а вот большевики - да. И, если послушать иных монархистов, грядущий русский царь тоже будет соответствовать.
Сергей Швецов / 27.01.2022, 09:21
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Дмитриевич Степанов
Заседание ВРНС и съезд «Царьграда»
Второй комментарий к итогам заседания Всемирного русского народного собора
30.11.2024
Задачи и загадки от Святейшего Патриарха
Первый Комментарий к итогам прошедшего 26-го Собора ВРНС
29.11.2024
Вперёд к Шишкову
Государственная языковая политика как условие становления государства-цивилизации
25.11.2024
Русская национальная идея: «Москва – Третий Рим» и «Православие, Самодержавие, Народность»
Выступление на окружном научно-просветительском форуме «Историческое просвещение как фактор государственного суверенитета в контексте глобальных вызовов» в Чебоксарах
25.11.2024
Все статьи Анатолий Дмитриевич Степанов
Последние комментарии
Что нам делать с Украиной?
Новый комментарий от Владимир Петрович
03.12.2024 07:21
Заседание ВРНС и съезд «Царьграда»
Новый комментарий от Александр Волков
03.12.2024 07:11
Из истории антисистем в России: больной Серебряный век
Новый комментарий от Русский танкист
03.12.2024 06:20
Россия выдержала удар Запада
Новый комментарий от Победа45
03.12.2024 05:37