«Так нельзя жить, нельзя так жить, нельзя!»

Толстой и Достоевский о социальной несправедливости

0
775
Время на чтение 4 минуты
Фото: Из личного архива автора

Из книги «Путешествие за звёздами»

Закончил читать трилогию Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность», и теперь захотелось прочитать биографию писателя. Под руку попалась давняя книжка (Константин Ломунов. «Жизнь Льва Толстого»), которую купил ещё в 1981 году (добротно издана «Художественной литературой» – авторитетным издательством той поры), а теперь она стоит на полке, где собраны книги по литературоведению и литературной критике.

И вот неожиданно захватило меня чтение этой книги. Конечно, отдавая дань тем временам, в ней достаточно идеологической шелухи, антикапиталистического пустословия, которое, впрочем, легко пропускается сознанием. Но вот что касается самого Льва Николаевича, его литературного окружения – тут невольно возникает во мне спор и несогласие.

Ломунов в своей работе довольно часто цитирует И.С. Тургенева. Я, в последнее время начитавшись его произведений, думаю о том, насколько он «поверхностен» по сравнению с Толстым и Достоевским.

Потому и писал Иван Сергеевич как-то поэту Полонскому по поводу «Анны Карениной»: «Анна Каренина мне не нравится – хотя попадаются истинно великолепные страницы (скачка, косьба, охота). Но всё это кисло, пахнет Москвой, ладаном, старой девой, славянщиной, дворянщиной и т.д.».

Вот это «европейское» пренебрежение, некая искусственность в построении сюжетов его собственных романов, холодность в отношении судеб героев, созданных самим же писателем, наконец, не осознание в той степени, насколько это было присуще Достоевскому и Толстому, трагизма человеческой жизни, социального устройства общества – всё это делает Тургенева личностью мельче этих, столь не похожих друг на друга, гениев.

Это моё мнение. Уверен, многие со мной не согласятся, но так я чувствую и понимаю.

Толстой многое в устройстве человеческого общества пытается постичь разумом. Достоевский – душой, и потому оказался более провидческим писателем. Потому читая письма Льва Николаевича, написанные к его родственнице А.А. Толстой, где писатель (по словам К. Ломунова) «объяснял смысл пережитого им духовного переворота», Фёдор Михайлович «хватался за голову» и «отчаянным голосом повторял: «Не то, не то!». «По свидетельству А.А. Толстой, читая эти письма, «он (Достоевский – В.С.) не сочувствовал ни одной мысли Льва Николаевича».

Никогда не получится создать рай на земле. Не в достижении равных социальных, экономических, бытовых, образовательных, общественных условий тут дело. А дело в «обустройстве» человеческой души.

Вот случай, описанный Л.Н. Толстым в трактате «Так что же нам делать?». Приведу всё по цитате из книги Ломунова (с. 120-121).

«В трактате «Так что же нам делать?» Толстой рассказывает, что, вернувшись из Ляпинского дома, он встретил приятеля и вступил с ним в горячий спор о судьбе только что увиденных им несчастных людей, гибнущих от голода, тесноты и болезней. Выслушав Толстого, не названный писателем приятель – «городской житель» – сказал «не без удовольствия», что «это самое естественное городское явление», что «всегда это так было и будет», ибо представляет собой «неизбежное условие цивилизации». К этим доводам он добавил: «В Лондоне ещё хуже… стало быть, дурного тут ничего нет и недовольным этим быть нельзя».

Самодовольство «городского жителя» – человека обеспеченного и почитаемого в своём круге, привело Толстого в неистовство. «Я, – пишет он, – стал возражать своему приятелю, но с таким жаром и с такою злобою, что жена прибежала из другой комнаты, спрашивая, что случилось. Оказалось, что я, сам не замечая того, со слезами в голосе кричал и махал руками на своего приятеля. Я кричал: «так нельзя жить, нельзя так жить, нельзя!» Меня устыдили за мою ненужную горячность…».

Эта живая сцена, – продолжает Ломунов, – …замечательна во многих отношениях. Во-первых, она раскрывает источник знаменитого призыва Толстого, прозвучавшего впервые в его статье «О переписи в Москве».

«…Давайте мы по-дурацки, по-мужицки, по-крестьянски, по-христиански налегнем народом, – не поднимем ли? Дружней, братцы, разом!» (Это был призыв помочь обездоленным, на который, естественно, никто не откликнулся – В.С.) Но «братцы» не откликнулись…».

Потому-то в «Так что же нам делать?» Лев Николаевич и написал: «…причина страданий и разврата людей та, что одни люди находятся в рабстве у других…».

Моё поколение людей пережило потрясающие события. Я видел трущобы, подобные тем, которые описывает классик, на Стрелке, в пределах старой Нижегородской ярмарки, в пригородах и в самом центре Нижнего Новгорода (тогда города Горького). В течение 60-х – 70-х годов прошлого века их все снесли, а обитателям выделили бесплатно новые благоустроенные квартиры, обеспечили бесплатным лечением и образованием, да и оплата за жильё была больше символической. Эти люди не были в рабстве у других…

Однако менее чем через двадцать лет эти «жители трущоб», взбунтовавшись, уничтожили общественный строй, который лишил их «рабства» и который их всеми благами материальными обеспечил, разрушили страну, чтобы вновь вернуться в нищету, бесправие, алкоголизм, проституцию, устроив в когда-то удобных квартирах бордели, дабы вернуться в рабство, туда, о чём криком кричал Толстой: «Так нельзя жить, нельзя так жить, нельзя!».

В этом отношении предвидения Ф.М. Достоевского, относительно глубин человеческой души, той борьбы, что происходит в ней, по сию пору поражают своей страшной точностью и неотвратимостью.

Не материальный достаток делает человека чище и свободнее, предаёт смысл его земному существованию, а вера в Бога. В Его бескрайнюю любовь к нам.

Без этого осознания – всё гибель и разрушение. Всё – бесконечный вопль о несправедливости в жизни.

Валерий Викторович Сдобняков, главный редактор журнала «Вертикаль. ХХI век», председатель Нижегородского отделения Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Сдобняков
Всё пережитое так огромно, что довоенными очами вы не можете смотреть на жизнь
Несколько замечаний по воспоминаниям Виктора Некрасова
24.04.2024
Литература должна ни на шаг не отступать от своей цели – возвысить общество
По страницам критических статей Н.А. Некрасова
09.03.2024
Шелехов
Рассказ
29.02.2024
Бог есть любовь и потому смерть – такое же благо, как и жизнь
По книге «Переписка Л.Н.Толстого с сестрой и братьями»
19.02.2024
Русофобия героев в произведениях А.Ф. Писемского и Н.С. Лескова
Роман «Люди сороковых годов» и повесть «Заячий ремиз»
12.02.2024
Все статьи Валерий Сдобняков
Последние комментарии
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 02:37
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45