В понедельник, 10 января, заместитель главы комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Виталий Милонов заявил РИА Новости, что в начале весенней сессии в нижней палате российского парламента обсудят вопрос о введении в школах обязательного тестирования учащихся на наркотики и психические отклонения.
«Сегодня некому заниматься психическим, психологическим тестированием школьников, а это очень важно. Также обязательным в школах должно быть тестирование на наркотики. Это комплексный вопрос», - сказал Виталий Милонов агентству.
По его словам, подобные тестирования школьников позволят избежать ряда случаев насилия в образовательных учреждениях. Кроме этого, на сегодняшний день родители школьников имеют право отказаться от проведения ребенку теста на наркотики, подчеркнул Милонов.
«Родители, отказываясь от подобного теста, пытаются скрыть возможную проблему, но надо отталкиваться от того, что родители не в силах справиться с этой бедой. Если родитель отказывается от проведения подобного рода теста, то это значит, что он подозревает или боится, что что-то будет выявлено. А чего бояться? Тут не бояться надо, в этом возрасте еще можно спасти человека», - добавил депутат.
«Мы обсуждали это в рамках слушаний комитета. Профессиональное сообщество достаточно убедительно нас просило заняться этими вопросами. После новогодних каникул будем обсуждать эти вопросы», - сказал Виталий Милонов.
Инициативу Милонова прокомментировал известный учёный, автор концепции духовной безопасности в системе образования в Российской Федерации, кандидат физико-математических наук, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Рязанской митрополии протоиерей Сергий Рыбаков:
Мы вошли в специфическую эпоху, в которой бессилие практически всех нормальных способов воспитания нового поколения проявляется настолько явно и вопиюще, что приходится изобретать подобные тесты на выявление психических отклонений и наркозависимости. В этих условиях вполне справедливо можно применить известное изречение: «благими намерениями вымощена дорога в ад».
Инициатива депутата Виталия Милонова – это попытка компенсировать «благими намерениями» полный провал системы образования. Причём, в нескольких поколениях! Родители современных детей, страдающих наркоманией или игровой зависимостью, сами не прошли полный курс семейного воспитания, поскольку 90-е годы способствовали значительному разрушению института семьи. Многие дети 90-х, которые сейчас стали родителями современных подростков и молодежи, являлись по сути социальными сиротами. Их отношение к браку и семье очень четко отражено в том, что блудное сожительство сейчас именуется гражданским браком. Такая система взаимоотношений предполагает узаконенное ныне убийство во чреве, которое в совокупности с блудодеянием серьезным образом нарушает восприятие действительности, формирует неспособность решать реальные проблемы. И в результате у нынешних родителей создаётся некая иллюзия или даже страх, провоцирующий бегство от насущных задач воспитания собственных детей. Родители, как страусы, пытаются прятать голову в песок, не видеть реальности, отдают детей на воспитание интернету, мультикам и компьютерным играм. И вдруг оказывается, что отсроченная в раннем возрасте проблема воспитания, как неожиданное торнадо, начинает с шумом и грохотом обрушиваться круговертью разрастающихся неприятностей и бед. А в масштабе всего народа оказывается, что произошла катастрофа в сфере выращивания нового поколения.Эта вполне предсказуемая катастрофа, развитие которой долгое время чиновники старались не замечать, становитсятеперь очень высвеченной не только перед родителями, которые пасуют и говорят «а мы ничего не можем сделать», но и перед органами образования, и здравоохранения, и МВД, и перед государством в целом.
Становится очевидным, что все запланированные и последовательно реализованные планы реформирования системы образования привели к ожидаемой катастрофе. И тут приходится говорить не только о наркомании, но и о суициде среди подростков, и о насилии, и о развращенности, как результатах, о которых в своё время предупреждали ученые, педагоги, православная родительская общественность, да и все здравомыслящие люди. К сожалению, непонимание всей глубины катастрофы провоцирует дальнейшие неэффективные средства борьбы с ней. Предлагается лечить рак общественного организма средствами от головной боли и аспирином. А рак при этом развивается в своих метастазах.
Что мы получим в результате, если такой закон будет принят?
Мы получаем вопрос: кто, как и с какой целью будет рассматриватьэти тесты? А дальше начинает формироваться и усиливаться то самое недоверие, которое пронизывает сейчас всё наше сообщество – весь наш народ, государственный аппарат, взаимоотношения между государством и народом.
Во-первых, возникнет вопрос: а не будет ли кто-нибудь использовать результаты тестов в своих корыстных интересах? Допустим, у ребёнка ничего нет. Ну, или он попробовал один раз ‒ ему дали покурить. Он пришёл домой, маме и папе рассказал и заверил, что больше этого не будет делать. Но, тем не менее, какие-то следы в организме остаются. И по этим следам будут делаться определенные выводы.
А если данные, собранные на учащихся попадут в руки злоумышленников, а если результаты тестов будут (нелегально) продаваться на разных информационных рынках? А если информация попадет в руки иностранных спецслужб? И главное ‒какие меры будут предпринимать соответствующие органы по результатам проведенного тестирования?! Допустим, что вся картина стала прорисована в мельчайших деталях. А дальше что? Вы поместите всех выявленных в психиатрические или наркологические больницы? Или придёте читать лекцию о вреде наркотиков, об опасности суицидов, о незаконности участия в террористических и бандитских группировках, на которой ребятишки будут посмеиваться, продолжая делать то же самое? Ведь всё равно будут приходить к школе или через интернет взрослые люди, которые в своё время организовывали группы самоубийц – такие, как «Синий кит» (запрещена в России. – РНЛ), например, – они куда денутся? Они же рядом. Поэтому здесь неясны ни последствия, ни механизмы реализации данной меры. Какова ожидаемая эффективность и положительность предлагаемых законов – она просчитывается вообще? Что с этим делать дальше?
При этом надо учитывать множество вариантов разных коллизий и просто злоупотреблений, которые будут только дополнительно на местах нервировать как самих родителей, так и их детей. Точно также, как с вакцинацией: всеобщая вакцинация, при том, что Президент говорит о добровольной вакцинации. Точно также, как с QR-кодами, которые неизвестно зачем и в чьих интересах вводятся в государстве. Тестирование на наркотики и психические отклонения ‒ это ещё один дополнительный импульс такого напряжения, нервирования людей. И в этом плане предлагается замена реальных необходимых мероприятий паллиативными средствами.
А на государственном уровне впервую очередь необходимо восстановить педагогическое образование, пересмотреть программы, которые с первого класса портят детей – разрушают логику, мышление, внимание.
Также надо пересматривать учебный материал по истории. И эта огромнейшая работа должна хотя бы начаться.
Приведу пример. Когда встал вопрос о подготовке к Великой Отечественной Войне,тот же Сталин просто выгнал министра образования Луначарского и всю клику реформаторов, и ввёл нормальную дореволюционную русскую классическую школу –гимназию, но без Закона Божьего. И началось нормальное изучение математики, литературы, истории, русского языка. В ту эпоху был пересмотрен учебный материал по естественным наукам, что, привело к тому, что к 1931 году 75% учеников усваивали материал по математике на «четвёрки» и «пятёрки». Всё изучалосьне «галопом по Европам», как сейчас, а осуществлялось нормальное последовательное и постепенное обучение фундаментальным дисциплинам, изучение исторических и литературных произведений, формирование образов героев и так далее. Да, там,к сожалению,не было основы русского мира и русской государственности - Православной Церкви. Но, по крайней мере, формировалось патриотическое воспитание. Начиная с того, что Минин и Пожарский (увы, без Патриарха Гермогена) преподносились как положительные образы, как и многие наши военачальники: святой праведный Феодор Ушаков, благоверные князья Александр Невский и Димитрий Донской, А.В.Суворов, М.И.Кутузов и др. В результате в нашей стране, начиная с 1929 года, вырос уровень образованности.И дети на этом материале нормально адаптировались к реальности, становились способными к преодолению всех трудностей жизни, к героизму, массово проявленному в годы войны и послевоенном восстановлении страны.
Когда ребёнок пребывает в нормальном состоянии, понимает, что он учит и зачем, то получает положительные эмоции от учёбы. И он не захочет терять Богом данного здорового импульса и положительного потенциала своего развития. А сейчас многие учащиеся уже к четвертому классу теряют интерес к учебе, устраивают бунты против педагогов, переносят семейные драмы в школьную среду, устраивая разборки со своими сверстниками.
Здесь раскрывается вся система взаимного недоверия, когда родители, пытаясь защитить или оправдать своего ребенка, ищут причину его неадекватности в учителях, учителя давно уже не доверяют руководству, проводящему абсурдные реформы, а чиновники готовы обрушиться на учителей, родителей и детей с новым комплексом, хаотизирующих ситуацию, мероприятий. Поскольку процесс распада и разложения системы образования не может быть остановлен внутри самой системы, то логическим образом возникает желание внедрить в эту систему нечто ей совершенно несвойственное, чуждое, то, чтоначинает властно диктовать свои условия. Если всё разболтано, то туда должен быть введён какой-то элемент стабилизации. Таким элементом могут казаться и вставленные в колеса палки, способные остановить катящуюся телегу. Только палки, бывает, ломая вращающееся колесо, могут пустить телегу под откос.
Мне кажется, что прежде, чем вводить подобные вещи, надо как следует поразмыслить о последствиях и о том, как этот механизм должен работать, чтобы он принёс пользу, а не вред. Иначе результаты могут быть весьма непредсказуемыми!