В преддверии светлого Праздника Христова Рождества соткано новое чудесное, чистое, как свежевыпавший снег, полотно – 71-й выпуск литературно-художественного журнала «Вертикаль. XXI век».
Праздничная «одёжка» свежего выпуска – обложка – представила работы члена Профессионального союза художников Александра Фёдоровича Важнёва: «Нижний Новгород. Вид перекидного моста» и «Портрет К.И. Шихова», словно подчёркивая значимость уходящего, 2021 года, для истории нижегородчины. В 2021 году Нижний Новгород торжественно отметил своё 800-летие.
Открывает выпуск рубрика «Проза» с тремя рассказами Николая Бондаренко: «Сказочник Митяй», «Модная охота на глухаря» и «Уличный хип-топ на даче». Автор – один из старейших представителей Союза писателей России из Подмосковья, постоянный автор журнала.
В течение последних лет, когда народ вынужденно столкнулся с жёсткими условиями пандемии, неожиданно бурно разыгралось словотворчество. Филологи и лингвисты всерьёз заняты составлением словарей и подсчётом новых слов, которые привнесла в нашу жизнь эпоха «глобальных перемен». Ужас охватывает, когда слушаешь радиоведущих, вольно выбрасывающих в эфир вновь изобретённые «народными массами» словеса, неологизмы сомнительного достоинства. Литературное наследие публициста Владимира Георгиевича Цветкова, его труд, представленный на страницах 71-го выпуска «Вертикали. XXI век», становится как никогда ранее актуальным. Вот конспективная, тезисная основа работы Владимира Цветкова «В глубь родного языка».
Автор знакомит читателя с качественной картиной русского языка, состоящего почти из одного миллиона слов, сложившейся ко второй половине XX века:
«150 000 включает в себя современный литературный язык; 200 000 составляют диалекты, то есть слова, характерные для какой-то отдельной местности; 30 000 – иностранные слова, количество которых за последние годы неимоверно и без всякой необходимости возросло; 5 000 – новые слова; 10 000 – научные и специальные термины и 30 000 – утраченные и забытые слова. Это лишь схематичное и, конечно же, далеко не полное перечисление имеющегося словарного запаса в русском языке».
«Ядро» русского языка, сформировавшееся в течении тысячелетия, – церковнославянский язык, из которого сотканы молитвенные тексты и песнопения Божественной Литургии. Владимир Цветков, призвав в качестве «соавторов» классиков отечественной литературы и учёных с мировым именем, сопровождая свои умозаключения цитатами из их произведений, пишет о недопустимости издевательства над родным языком:
«…речь о родном языке, издевательство над которым переросло все мыслимые и немыслимые границы. Откуда пошёл он? Где его истоки? Когда и как он возник, зародился? Каков был в самом начале? Все эти вопросы не могут оставить равнодушным любого думающего русского человека. Рано или поздно они подступают к его сознанию, потому что очень важны как понимание цели и смысла жизни».
«Борьба за чистоту русского языка имеет давнюю историю, потому что так же давно начались умышленные поползновения на его девственную целостность и не имеющее аналогов внутреннее богатство и красоту».
«Русская история имеет те же глубокие корни, которые подвергаются всяческой обструкции. В… постоянных нападках на русских и русскую историю сокрыта особая «мессианская» роль народа-богоносца, которая не всем по нутру. Поэтому, как говорил приснопамятный Митрополит Иоанн (Снычёв), у русских и России всегда были и будут враги, желающие ей и её русскому народу полного уничтожения».
Бережное отношение к родному языку формирует характер целых поколений. С этими выводами перекликаются главы из книги о. Евгения Юшкова «Обитель твоя Там какая будет?»:
«…какую же фразу надо вставить в «Молитву по соглашению», если человек, о котором хотят молиться, в церковь не ходит, сам молитвы не читал и не читает и склонности к подобному деланию не обнаруживает, если он, попросту говоря, лентяй? По логике напрашивается только одно: «согласившимся просить Тя, чтобы наш избалованный лентяй (родители которого что сделали, чтобы сын был достойным гражданином?) стал добрым молодцом и трудягой». Так не бывает. В игрушки с Богом не играют. Когда мы посерьёзнеем? Когда возымеем или вновь обретём утраченный страх Божий и начнём понимать, что Бог есть Дух Животворящий: «Иже везде сый и вся исполняяй» (а не белый дедушка, свесивший ножки с облачка. Такую картинку нам атеисты налепили). Он – Творец, утвердил нам физические и нравственные законы, ещё много чего таинственного в мозг человеческий «вложил» (учёным до конца света открывать, удивляться и разгадывать невероятное) и как бы «отошёл» и вступает в общение с тем, кто идёт – возвращается к Нему, как Евангельский блудный сын. Прощает его, восстанавливает в достоинстве сына – перстень надевает… «Просите и дастся», но предполагается, безусловно, труд души, а не раздирающая душу и тело лень».
Эти замечания батюшки Евгения в контексте выпуска журнала, словно слова из песни: «Дороги дальней стрела по степи пролегла…».
Сама же широкая заснеженная равнина, занимающая большую часть новогоднего холста – это новое произведение главного редактора «Вертикали. XXI век» Валерия Сдобнякова, часть готовящейся к изданию книги «Путешествие за звёздами».
Главный редактор, словно предводитель волхвов, идущих с дарами к Чудо-Младенцу, увлекает читателей неспешным течением повествования, которое лишь внешне, календарными датами, вынесенными в качестве заголовков к самостоятельным небольшим главам, напоминает дневниковые записи русского писателя. Вот некоторые замечания-размышления из новой книги, из части, названной автором «В ожидании сумерек».
«Мы часто идём в искусстве проторённым кем-то путём, более понятным, лёгким, совсем не понимая, что тем самым теряем свою самость. Идти же от себя: от своей памяти, от своего переживания – сложнее и даже мучительнее. Но иного не дано, если ты мечтаешь сделать в творчестве хоть один полностью самостоятельный шажок, который навеки в истории человечества останется только твоим».
«И всё-таки уединение – особое чувство, с которым нелегко, сложно, порой страшновато. Только здесь самому себе задаёшь те вопросы, на которые не находишь ответа, потому что они важные и даже судьбоносные. В городе за суетой и внешними раздражителями легко от них прятаться. В одиночестве и тишине никуда не деться. Никуда. Только книги ещё как-то спасают, дают возможность уйти в иной мир. Нельзя сказать, что этот мир полностью отстранён от тебя, но всё-таки…»
«Какое замечательное дело – создание домашней библиотеки, как важно, чтобы она была в каждой семье. Интернет даёт огромные возможности в получении информации. Но общение с книгой – это совсем иное».
Понимание значимости художественного слова, как одного из определяющих факторов становления человеческой личности, осознание своей роли в истории отечественной литературы как одного из воспитателей подрастающего поколения, как хранителей родного русского языка помогло писателю Валерию Сдобнякову собрать чудесный, поистине «праздничный», соответствующий высокому смыслу Рождества коллектив авторов.
Добрыми традициями православной отечественной литературы веет от притягательного рассказа «Ненормальный» Геннадия Гусаченко. Проза этого автора из Сибири впервые представлена на страницах «Вертикали. XXI век». Гусаченко Геннадий Григорьевич родился в Новосибирске в 1942 году, за его плечами богатейшая биография, он – автор пяти сборников повестей и рассказов и книги таёжных сказок.
Рубрика «Проза» продолжается рассказом «Полукровка» Эвелины Азаевой (Оттава, Канада), раскрывающим перед читателем мучительные проблемы духовного выбора ребёнка, родившегося от русской матери и отца-еврея; и рассказом Владимира Пахомова (Нью-Йорк, США) «Ну, ведь заплачено же? Сполна?», показывающим тяжёлые переживания главного героя, которые не покидали его на протяжении всей жизни – вызванные малодушным поступком в студенческие годы, ставшим судьбоносным для юноши, поломавшим жизнь и ему самому и не одному десятку человек – его друзьям-однокурсникам.
И Эвелина Азаева, и Владимир Пахомов в новом выпуске «Вертикали. XXI век» представляют современную прозу русского зарубежья.
Э. Азаева – журналист, родилась в 1970 году в Алма-Ате, с 1991 г. жила в Новосибирске, работала собкором «Комсомольской правды» в Сибири. С 1998 г. живёт в Канаде, 14 лет издавала газету «Комсомольская правда в Канаде». Автор двух сборников рассказов, вышедших в Канаде: «А хочешь в Канаду?» и «Полное накрытие». Пахомов Владимир Анатольевич родился в 1948 г. в России, геолог по образованию. В 1998 г. эмигрировал в США, где проживает сейчас на севере штата Нью-Йорк. В отличие от Э. Азаевой, профессионального журналиста, В. Пахомов ещё только пробует свои силы на литературном поприще.
В разделе «Поэзия» публикуются стихами нижегородца Бориса Селезнёва. Произведения Б. Селезнёва насквозь пронизаны щемящей болью за поломанные человеческие судьбы, что точно отражают состояние современного общества.
Продолжают литературно-художественную эстафету нижегородцы Леонид Чигин (рубрика «Современная сказка» необычные современные истории, рассказанные в четырех новеллах), Павел Шаров (рубрика «Так было», где даются воспоминания о разрушительных 90-х годах прошлого века бывшего крупного руководителя научно-производственного предприятия), Дмитрий Альпидовский и Андрей Альпидовский (рубрика «Выдающиеся люди», в которой на этот раз повествуется о жизни и достижениях в науке замечательного человека – профессора Михаила Ивановича Волского).
Рубрика «Дискуссия» знакомит читателя со статьёй Анатолия Дмитриевича Степанова «Мог ли ошибиться следователь Николай Соколов?». Предваряя углублённое изложение своих исследований, А. Степанов замечает следующее:
«Сообщение о выходе книги, подготовленной Следственным комитетом России к завершению расследования обстоятельств цареубийства и назначенных следствием новых экспертиз «екатеринбургских останков» и приближение даты открытия Архиерейского собора, где вопрос об останках будет обсуждаться, подхлестнуло новый виток дискуссии в православном обществе. Появляются всё новые и новые публикации на эту волнующую православных людей тему, об этом можно судить и по наполнению рубрики «Русской народной линии», где собрано огромное число публикаций на эту тему.
Есть смысл и мне ещё раз обозначить свою позицию. Хотел бы подчеркнуть, что я ничего не утверждаю. Я только анализирую факты и тексты и задаю вопросы тем, кто убеждён, что «екатеринбургские останки» подложные».
В «подвалах» страниц журнала публикуются рисунки из записных книжек замечательного нижегородского художника-графика, старейшего в этом цехе, Николая Павловича Мидова, которые прекрасно дополняют тексты нового выпуска.
Раздел «Вспомним» содержит статьи, ранее, на заре издания, уже публиковавшиеся на страницах журнала, но как нельзя более современно и своевременно звучащие для сегодняшнего неравнодушного к вере наших отцов читателя. Это очерки Валерия Сдобнякова об отце Павле Флоренском, Архиепископе Иоанне Шаховском, о русских писателях И.С. Шмелёве и В.А. Никифорове-Волгине.
Завершается выпуск публикацией части именного указателя, составленного нижегородским писателем, большим ценителем и знатоком творчества А.С. Пушкина, Евгением Ивановичем Галкиным по материалам трилогии Валерия Сдобнякова «Искры потухающих костров». Последние годы своего земного пути посвятил Евгений Иванович этой работе. Теперь эти книги, где указаны сотни имён «действующих лиц» романа-дневника, может приобрести каждый желающий, заказав их через электронный адрес редакции. Это объявление также печатается в журнале.
Объёмный справочник, содержащий огромное количество имён деятелей культуры, писателей, художников – завершающая часть крупномасштабного «Рождественского полотна», задуманного и воплощённого главным редактором «Вертикали. XXI век».
Волхвы, чародеи и кудесники, маги и волшебники художественного слова, великого русского языка принесли накануне Рождества замечательные дары нашему Господу.
Татьяна Валерьевна Антипова, постоянный автор журнала «Вертикаль. XXI век»