itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Перекличка памяти с судьбой

Обзор журнала «Вертикаль» № 77

0
238
Время на чтение 9 минут

Взяв в руки 77-ой выпуск литературно-художественного журнала «Вертикаль. XXI век», с первого взгляда понимаешь, что перед тобой ещё одна «крупная драгоценная жемчужина», ещё один вклад в сокровищницу российской культуры.

На первой и четвёртой страницах обложки представлены работы заслуженного художника России Владимира Николаевича Величко «Серый день», «У мостика. Б.Болдино», «Вечер на Верхне-Волжской набережной». Чудесные акварели, передающие очарование красивейших мест Нижегородчины.

И само содержание журнала также начинается с «жемчужин» литературы – рубрика «Поэзия» знакомит читателя со стихотворениями заслуженного художника РФ Виктора Григорьевича Калинина:

Подвенечный наряд облаков,

Робкой зелени майская взвесь.

Тайный гул сорока сороков

О Победе ликующей весть.

В этом сгустке событий и дат

Разбираться ты будешь потом,

А пока – в парке пляшет солдат,

Утираясь пустым рукавом.

Далее – продолжение новой книги издателя и главного редактора журнала «Вертикаль. XXI век» Валерия Сдобнякова «Забытая дорога назад», публикация которой началась с 75-го выпуска.

Повествование многоуровневое, многослойное, показывает динамику развития специальной военной операции, которая ведётся Россией в отношении Украины, включает точные цифры, характеризующие боевые потери нашего противника, описание действий российских военных сил на разных направлениях, содержит оценку действий России западными политиками и попытку анализа действий высшего руководства нашей страны во главе с лидером – президентом Владимиром Владимировичем Путиным. Совершенно не случайно на страницах журнала помещён полный текст выступления В.В. Путина 21 сентября 2022 года.

Валерий Сдобняков отнюдь не стремится отойти от художественной литературы и «переквалифицироваться в политологи», как это может показаться при беглом просмотре текста повествования читателю, фиксирующему свой взгляд только лишь на конкретных цифрах, характеризующих количество и виды задействованного вооружения с той и другой стороны, и финансовую помощь Запада незалежной. Вроде бы исподволь, но на самом деле глубоко осознанно писатель обрисовывает собранные совместные действия российского руководства в отстаивании интересов родной страны, несокрушимую волю и дальновидность президента России, его ближайшего окружения.

Военные действия, героические поступки русских солдат, гибель ни в чём неповинного мирного населения, референдумы по вопросам вхождения в состав Российской Федерации Донецкой и Луганской республик, мудрость и «подкованность» российских политиков, достижения дипломатического корпуса, ненависть обезумевшего Запада, закулисные интриги Соединённых Штатов, стойкость и мужество российского командования, славные имена лидеров России, противостоящей мировому злу и оголтелой атаке на русскоязычное население во всём мире – это говорящие штрихи повествования «Забытая дорога назад», отправные моменты, по которым читатель грядущих лет будет отслеживать и узнавать историю России середины XXI века.

Ещё раз оговорюсь, что Валерий Сдобняков вовсе не стремится в своих оценках соперничать с известными политологами, тем более доносить до своего читателя детальное развитие военной операции, потому что текущие события щедро освещают всевозможные обзоры политической ситуации, преподносимые многочисленными каналами телевидения, а на страницы журнала «Вертикаль. XXI век» попадают дневниковые записи писателя, характеризующие ситуацию уже прошедших дней, с небольшим «отставанием» во времени.

Своеобразная ретроспекция присуща и другим сторонам дневникового повествования «Забытая дорога назад».

Только ли хронология является главной отличительной чертой произведения В. Сдобнякова «Забытая дорога назад»? Конечно же, нет. Автор не просто стремится скрупулёзно зафиксировать происходящие в России и во всём мире события, становящиеся судьбоносными для целых стран и народов, не только очертить круг явлений, ставших характерными для современного человечества в определённых его пластах. Писатель ажурно перемежает картины военных событий с эпизодами мирного времени, как настоящего, так и оставшегося в прошлом, с воспоминаниями о событиях из своей частной жизни.

Он обращается, как это вообще характерно для его творчества на протяжении многих лет, к именам знаковых, известных всему миру писателей – на протяжении повествования всплывают имена Паустовского, Хемингуэя… В. Сдобняков пишет свою книгу «Забытая дорога назад», словно художник Маковский – «Воззвание Минина» – масштабное, разноликое, многоплановое полотно, пронизанное единой целью: объединение русского народа в борьбе против захватчиков.

«Забытая дорога назад» пестрит документальными фактами, отражающими течение специальной военной операции, но далеко не ограничивается и не исчерпывается темой военных действий России на Украине. В книге есть всё – и созвучие со стихотворением замечательного русского поэта Юрия Кузнецова «Маркитанты» (которое во всей его мощи я открыла для себя только недавно, услышав, как Ю. Кузнецов сам читает своё потрясающее произведение), и попытка показать родство своей прозы с произведениями таких «столпов», как Паустовский, Хемингуэй, Исаковский, и стремление показать сплочённость современной интеллигенции близкого писателю круга в борьбе за русскую идею.

Валерия Сдобнякова характеризует неравнодушие к судьбам творческих людей Нижегородчины, родного края. На протяжении повествования всплывают имена замечательных художников Николая Мидова и Галины Скотиной, Евгения Юсова и отца Евгения Юшкова, поэтов и писателей Алексея Коломийца, Андрея Альпидовского, Александра Поповского, Николая Офитова, мастеров и служителей (в высоком смысле этого слова) театра Александра Мюрисепа и Юрия Котова…

Взращённая Советским Союзом интеллигенция, впитавшая с молоком матери патриотические настроения, продолжает противостоять попыткам капиталистического окружения уничтожить Россию до основания, и, читая Валерия Сдобнякова, убеждаешься, что у русского человека есть шанс выйти победителями.

Художественность 77-го выпуска журнала – и в небольшой, но очень выразительной публикации «Перекличка памяти с судьбою» актрисы Ирины Владимировны Колмагоровой. Вспоминая о своих концертных программах, этот мастер художественного слова обращается к творчеству выдающегося поэта ХХ века Арсения Александровича Тарковского. Тонкие поэтические струны «серебряного века», живые голоса Бориса Пастернака, Марины Цветаевой, Анны Ахматовой, Константина Симонова пронзительной болью откликаются в сердце современного читателя.

«Стихи Арсения Тарковского о любви меньше всего можно назвать лирикой, столько в них глубоких и мучительных переживаний, горьких воспоминаний и предчувствий, а по прошествии лет осознания того, что многое в жизни происходит волею судьбы, и не в нашей власти изменить ход жизненных событий"» – пишет И. Колмагорова.

Важной в обозначении ориентиров литературного процесса показалась публикация Александра Торопцева «Писатель, государство и детская литература».

Александр Петрович Торопцев – руководитель семинара по детской и юношеской литературе в Литературном институте им. А.М. Горького, доцент, автор 54 книг, председатель комиссии детских и юношеских писателей и председатель исторической комиссии Московской городской организации СП России, лауреат многочисленных литературных премий. Принципиальное положение статьи А.П. Торопцева:

«Законодательно оформленная профессия «писатель» Российской Федерации необходима.

- Если подобное случится, то профессиональное объединение писателей должно иметь права и обязанности, схожие с правами и обязанностями разных министерств или ведомств,

- в том числе, государственное финансовое обеспечение для:

- создания Совета цензоров по детской литературе. А на его основе создание Совета по научно-популярной литературе, как одной из важнейших ветвей Детской и юношеской литературы, по военно-художественной литературе и т.д.»

Центральной для понимания духоносной составляющей 77-го выпуска «Вертикали. XXI век» оказывается работа постоянного автора журнала Анатолия Степанова «Глобальные вызовы современности и русский ответ».

Анатолий Дмитриевич Степанов с 2010 года учредитель и главный редактор информационно-аналитической службы «Русская Народная линия». Автор и составитель (совместно с д.э.н. О.А. Платоновым) тома «Русский патриотизм» в «Большой энциклопедии Русского народа» (2003); автор, редактор и составитель ещё нескольких книг. Награждён орденом Русской Православной Церкви прп. Серафима Саровского 3-й ст., орденом Русской Православной Церкви Заграницей святого Страстотерпца Царя Николая. Живёт в Санкт-Петербурге.

«…закат Запада начался после победы над его геополитическим конкурентом – Советским Союзом. После смерти советского проекта западные страны начали стремительно уходить от христианской идентичности, и стало понятно, что христианская идентичность нужна была Западу для противопоставления себя советской «империи зла», как назвал СССР президент США Рональд Рейган.

С конца 90-х годов в странах Запада происходит прямо-таки лавинообразный процесс признания гомосексуализма как варианта нормы и однополых браков как законных форм семейной жизни. Называть Запад сатанинской цивилизацией есть все основания. Сегодня мы видим стремление не только упразднить традиционную семью, но и расчеловечить человека путём замены понятия естественный (или биологический) пол на социально конструируемый гендер, когда человек вправе сам выбрать, кем ему быть мужчиной или женщиной. Под лозунгом гуманизма человека наделяют правом решать, когда ему уйти из жизни, продолжаются попытки создать искусственную жизнь и искусственное сознание. Налицо попытка Запада упразднить «фактор Бога» из жизни человека и общества. Это ни что иное, как попытка построить Новую Вавилонскую башню на базе современных технологий. А началось всё с того, что Запад сделал религию частным делом человека… Таким образом, Запад бросает вызов всем обществам, которые ещё сохраняют традиционный образ жизни с Богом установленными (пусть и по-разному понимаемыми) нормами и формами жизни человека и общества. И этот вызов носит не материальный, а духовно-нравственный характер. А значит, ответ на него должен быть дан именно духовно-нравственными и идеологическими средствами».

«…сегодня жизненно необходимо выстраивание церковно-государственных отношений и какая-то институализация статуса Церкви в государстве. В противном случае враги России будут бить в это наше самое слабое место».

«…от нас требуется – держать, что имеем. А имеем мы немало –Истинную веру, основанную на ней Традицию. Имеем мы это потому, что, по слову Достоевского: «Народ же наш именно заключает в душе своей эту склонность к всемирной отзывчивости и к всепримирению… Русская душа, гений народа русского, может быть, наиболее способны, из всех народов, вместить в себе идею всечеловеческого единения, братской любви, трезвого взгляда, прощающего враждебное, различающего и извиняющего несходное, снимающего противоречия».

Очень яркой и важной в свете текущих событий оказалась рубрика «Критика и публицистика», которая, нисколько не умаляя художественных достоинств журнала, открывает его политико-идеологическую направленность, аккумулирует патриотические силы общества.

Речь идёт, в частности, о статье Владимира Александровича Юдина (профессор, доктор филологических наук, Заслуженный работник высшей школы. Писатель, лауреат литературных премий им. В.С. Пикуля) «Я знаю, что делать!» – заметки о книге Анатолия Степанова «Русская идея. XXI век»:

«…книга Ан. Степанова пропитана не просто духом некоего абстрактного патриотизма, но безусловным и категорическим призывом немедленно, как можно быстрее освобождаться от неолиберального западного влияния, возрождать неколебимый дух исконно русской национальной идеологии патриотизма и державного имперского сознания, несокрушимую и вдохновенную веру в Господа и нашу Православную веру, развивать и укреплять собственные экономические и духовные ресурсы. Надо чётко и ясно понимать: нынче, особенно в условиях несчётного числа жестоких западных антироссийских санкций, мы низведены до опасного положения полуколониальной державы, что рано или поздно резко негативно скажется и на нашей ослабевшей военной мощи, и на и без того тяжёлом материальном положении основной массы народа, а это, в свою очередь, реально грозит огромным внутренним социальным взрывом, возможность которого непредсказуема и явно не учтена властными кругами России. А кое-кем этот кипящий и бурлящий котёл ещё и подспудно искусственно подогревается. Уж кто-кто, а гениальный провидец Пушкин прекрасно знал душу и социальную психологию многотерпеливого – но не беспредельно же! – русского народа: «Не приведи Бог видеть русский бунт – бесмысленный и беспощадный…»

Молодой и перспективный автор журнала «Вертикаль. XXI век» Наталья Павлова представила в 77-м выпуске два своих материала: обзор 76-го выпуска журнала «Дорога, ведущая вперёд» и репортаж «Профессия писателя – дело государственное», словно подводя итог и резюмируя политико-идейно-социально-патриотическую составляющую содержания «Вертикали».

Рассказы Эвелины Азаевой, Светланы Вьюгиной, Олега Гонозова, воспоминания Алексея Коломийца «Жизнь в профессии», продолжение книги Евгения Юшкова «Обитель там твоя какая будет», критическая литературоведческая статья Виктории Захаровой «Сакральные топосы», безусловно, привлекут внимание взыскательных читателей и будут по достоинству оценены любителями и ценителями литературы.

К Празднику Крещения Господня Валерий Сдобняков и собранный им коллектив талантливых, неординарных авторов вырастили прекрасную «жемчужину».

Антипова Татьяна Валерьевна родилась в г. Горьком. Окончила Горьковский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. Автор семи сборников стихов и целого ряда опубликованных литературно-критических статей. Постоянный автор журнала «Вертикаль. XXI век». Живёт в Нижнем Новгороде.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Татьяна Антипова
Пасха
Стихи
25.04.2022
В преддверии Рождества Христова
Обзор 71-го выпуска литературно-художественного журнала «Вертикаль. XXI век»
10.01.2022
Нижегородцы, как и встарь, сегодня «купно за едино»
Обзор журнала «Вертикаль. ХХI век» № 70
08.11.2021
Нижнему Новгороду – 800
«Вертикали. ХХI век» – 20
29.08.2021
Все статьи Татьяна Антипова
Последние комментарии
Перспективы «белого» патриотизма
Новый комментарий от Белый дед
30.01.2023 14:42
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от Белый дед
30.01.2023 14:39
Про Гимн, Винни Пуха и джаз
Новый комментарий от Александр А.Б.
30.01.2023 14:12
Стоп-лист изменникам
Новый комментарий от Человек
30.01.2023 12:45
Крик о помощи
Новый комментарий от Алекс
30.01.2023 11:00
Может им не нравится моё православие?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
30.01.2023 10:39
Возрождение монархии в России невозможно?
Новый комментарий от учитель
30.01.2023 09:08