В Новый год мне хочется вступить с не теряющей актуальность темой патриотизма. Это только на первый взгляд, кажется, что всё предельно ясно и вытекает из формулировки термина: люби Родину, как умеешь, да и дело с концом! В действительности всё несколько сложнее, как и сама любовь. Да и с Родиной на практике не все так просто!
«С чего же она начинается?». Насколько различны люди, настолько различны и их взгляды на самые, казалось бы, элементарные вопросы. Возьмём понятие «Любовь». Увы, великий и могучий русский язык, в раскрытии глубины значения этого слова значительно уступает греческому, где имеется аж семь оттенков любви! От всем понятного её плотского варианта, «эроса», до высшего его проявления – «агапэ». По одной из допустимых формулировок, агапэ – «жертвенная любовь, любовь-самоотдача – мягкая, бескорыстная, снисходящая к ближнему. Она полна альтруизма и обожания любимого. Любящий готов простить всё, даже измену, готов отказаться от себя, жертвовать своим чувством, если это даёт счастье другому, не требуя ответной жертвы… Для агапэ свойственна тревога, мучительная в то же время радостная, делающая человека духовно богаче. Агапэ характерна для первой любви…».
Именно такой вариант любви к субъекту (объекту) до готовности самопожертвования, по моему убеждению, и должен соответствовать любви к Родине! А что это такое?
Известная песня советских времён с незамысловатым названием «С чего начинается Родина?» хоть и пытается расставить все точки над «i», не преуспевает в этом. Вроде верно спето: «…с картинки в твоем букваре» – точнее с первых увиденных картинок по ТВ – давно заменивших детям букварь. И что же там увидит ребенок? А то, что смотрят родители: бесконечные сериалы с неизменными изменами и скандалами, нижепоясные ток-шоу, похабные камеди-клабы, гламурные тусовки «звёзд»… То же и «о песне, что пела нам мать». Ну-ка, что там матери сейчас напевают под тот же включенный телевизор, настроенный на Муз-ТВ? То же и про «хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе» – откуда им взяться, если ребенок предпочитает их компьютерным играм, да и «хорошие» ли товарищи живут в соседнем дворе, ведь сегодня повсеместно наблюдается крах прежних авторитетов, падение нравственности, наплыв мигрантов и кризис семейных ценностей?
Схожая ситуация и с «берёзкой в поле», «заветной песней скворца» – эти образы ещё может быть что-то скажут ребёнку, выросшему в сельской местности, где население катастрофически сокращается; и будут пустым звуком для детей из каменных джунглей перенаселённых городов, которых на лето стараются вывозить не в деревни, а «на юга» и «на моря», притом всё больше в Турцию, Египет, Доминикану. И уж совсем трудно согласиться с главным маркером такого патриотизма – «старой отцовской будёновкой, что где-то в шкафу мы нашли». В этой вот «будёновке», чётко определяющей цвет любви к Родине, и заключается одна из главных проблем патриотики, о которой я и хотел бы сегодня поговорить.
Скелеты из шкафа. Неприятие в России любой другой власти, кроме близкой с детских лет советской, является куда более серьёзной, глубокой проблемой, чем это принято считать. Эти совершенно небезобидные «будёновки из шкафа» не дают покоя не только значительному количеству «рожденных в СССР» (сам я, к слову, родом тоже оттуда) и их постсоветским сторонникам. Эти настроения широко используются как внешними, так и внутренними врагами нынешней (на самом деле 1000-летней) России, вобравшей в себя и 75-летний советский период. Разыгрывание именно этой карты, введшей в оборот «единую историческую общность – советский народ» (от которого сегодня не осталось и следа) с его «развитым социализмом», который «приказал долго жить», рухнув под бременем порожденных им же проблем, как альтернативы нынешней капиталистической (?!) – априори плохой в понимании советского человека России, серьёзно дестабилизирует обстановку в обществе. Очевидные проколы нынешней далеко небезупречной, но выбранной вполне демократичным путём власти, например, в сфере здравоохранения, которая на самом верху признана ошибочной, раздуваются до непоправимой трагедии! При этом забывается, сколько куда более масштабных, системных ошибок было совершено вождями советского государства, стоивших нам многомиллионных жертв, потери территорий, обвального отставания от Запада по уровню жизни, сопровождаемое постоянным дефицитом и очередями, и самое главное – расцерковления, утраты национальной идентификации и самосознания, что серьёзно бьёт в первую очередь по патриотизму. Все это именно системные ошибки, поскольку заложены основоположниками «самого верного в мире учения».
Выдающийся русский мыслитель, учёный, академик РАН Игорь Ростиславович Шафаревич (1923-2017), практически неизвестный советскому читателю, в своей работе «Русский народ в битве цивилизаций» (М., Инст-т Русской цивилизации. Родная страна. 2017 г.) так отвечал на этот вопрос: «Термин "патриотизм", кажется, чаще всего встречается в материалах КПРФ. Что значит это для марксиста? В основном программном документе марксизма "Манифесте Коммунистической партии" – читаем: «Далее, коммунистов упрекают, будто они хотят отменить отечество (именно так, с маленькой буквы – Р.И.) , национальность. Рабочие не имеют отечества (выделено мной – Р.И.). У них нельзя отнять то, чего у них нет". Или это – ревизия марксизма? Но Ленин очень часто цитируется как высший авторитет (в программе КПРФ даже прокламируется цель – "добиваться… прекращения очернения памяти В.И. Ленина"). А Ленин сам писал: "За ревизию марксизма один ответ – в морду!"».
Тот же Ленин и руководимая им партия вполне однозначно, по-марксистки повели себя в условиях войны с Германией и Австро-Венгрией, пойдя на позорный и похабный мир с врагом. Они уступили ему не только миллион квадратных километров русской земли, где проживали 56 миллионов человек, но и согласились на неподъёмные контрибуции в размере 6 млрд марок. Уже это должно отшатнуть настоящих патриотов именно России от советского, беспочвенного «патриотизма»! Но кто же из сегодняшних советских патриотов, ностальгирующих по славным временам молодости, перечитывает классиков и основоположников или помнит те времена? Да и Ленин, объявленный в их среде пророком, заключая Брестский мир «дальновидно прозревал» о скором крахе Германской империи и разрыве кабальных договорённостей! Им куда ближе, роднее невзыскательные воспоминания детства, юности, воспетой в известной песне – вполне беспечной и неизбалованной разнообразиями и что главное – мирной жизни. Это залог всего, лежащего в основе любого патриотизма!
Что же мы наблюдаем сегодня? Мне не раз приходилось слышать от т.н. левых (советских) патриотов, в т.ч. бывших сослуживцев и офицеров запаса, что сегодняшнюю Россию в случае войны будет некому, да и не нужно защищать. Мол, «всё равно у власти антинародный режим, все богатства у горстки миллиардеров и отдавать за них жизни никто не захочет ….». И что дальше? Воспринятые в ВС России эти пораженческие, транслируемые из 1917-18 гг. вполне ленинские идеи, желавшие поражения своему правительству, могут привести к намеренному поражению нынешней, ненавистной им России. Примерно так же, кстати, думали и самоуверенные заговорщики «патриоты» февраля 1917 – вполне себе революционеры, искренне считая, что, нарушая клятву и присягу, они тоже действуют в интересах народа.
Как бы глупо и смешно это ни казалось, но не даёт им покоя та самая «будёновка из шкафа» – опыт насильственной смены власти. И помножены все эти чувства на возведённый в степени эгоизм – резкую противоположность любви – агапэ: «Что будет в итоге с Россией, мне неважно, зато я реализую свои хотелки-фантазии, заодно решив свои нерешенные материальные и психологические проблемы!». Такой вариант патриотизма проецируют нам нынешние горе-патриоты из своего пораженного социал-дарвинизмом, марксизмом-ленинизмом и эгоизмом сердца! Родина для них – отражение собственных о ней фантазий и, прежде всего, эгоистических представлений. Это вполне безбожное, языческое восприятие патриотизма, ведь главное для безбожника и язычника – это его собственная жизнь, ценнее которой ничего нет.
Сам погибай – товарища выручай! Конечно, не такой «патриотизм» двигал сердцами наших солдат и офицеров в Великую Отечественную войну, когда, кстати, было очень много людей обиженных на советскую власть, но на кону тогда оказалась реальная угроза жизни и потеря независимости от более страшного врага с его человеконенавистнической идеологией, где все славяне автоматически становились «унтерменшами». И большинство народа перед лицом куда более серьёзной опасности смогли преодолеть свою личную обиду на власть во имя высшей Любви к Родине, что и было проявлением истинно национального характера – чувства, присущего русским людям. Это, кстати, признал в частной беседе с представителем президента США Ф. Рузвельтом Иосиф Сталин. Как пишет в своей книге «За русский народ. Национальный вопрос в Великой Отечественной войне» (М., «Яуза, «Эксмо», 2010 г.) писатель Фёдор Синицын, с началом войны «выход из катастрофической ситуации светское руководство увидело в пропаганде национально-патриотических ценностей… и постепенном отбрасывании "пролетарского интернационализма"… перестройка политики набрала необходимые обороты к осени 1941 г., когда вермахт вплотную подошёл к Москве. К этому времени стало очевидным (значит, до этого не было – Р.И.), что основную ставку в войне Советское правительство сможет сделать в первую очередь на патриотизм и национальное самосознание русского народа».
На этом фоне не лишне вспомнить о традиционном для России патриотизме в исполнении одного из наиболее известных и безукоризненных патриотов – генералиссимуса Александра Суворова. Напомним на всякий случай: графа, князя, помещика, владевшего тысячами крепостных душ и вообще небедного человека. Его патриотизм был, во-первых, меньше всего классовым, во-вторых, религиозным и одухотворенным, а значит жертвенным и, в-третьих, национально ориентированным. «Молись Богу – от Него Победа!», «Бог – наш генерал. Он нас водит», – неустанно повторял он войскам. «Умирай за Матушку Россию – дом Пресвятой Богородицы», – напутствовал своих солдат – вчерашних крепостных граф, и они с радостью (!) шли на смерть. «Мы – русские, какой восторг!», – вдохновлял он господ офицеров, среди которых были и немцы, и австрийцы, и грузины и представители других национальностей, но никто из них не усомнился в правоте слов своего обожаемого командира.
«Сам погибай – товарища выручай!» – одно из самых распространенных выражений из его богатейшего теоретического наследия, допущенного в советскую действительность Сталиным. Но хотя бы в таком кастрированном виде это давало результат. К сожалению, дальше этого и отлитого в бронзе, потерявшего актуальность «пуля – дура, штык – молодец». Суворовская наука побеждать в массы не пошла! Те самые «будёновки из шкафов» мешали, ведь полководческий уровень непонятого атеистами православного воина Александра Васильевича никогда и никем не был достигнут в советское время.
В своем эго-патриотическом раже продвинутые патриоты неукротимы. Они готовы «спасать» нас и от всех других напастей. Приведу пример: сейчас в моде – ковид. И те, для кого борьба с государством и «режимом» составляет смысл жизни, активно включились в противостояние. Среди моих знакомых есть те, кто, разумно подозревая в поголовной вакцинации населения недобрый умысел внешних и вечных противников России, бегут, как всегда «впереди паровоза», чтобы быть первыми. Ведь если нынешняя власть для них – изначально враждебна, то автоматически надо блокировать абсолютно все её начинания. Например, веерно и бездумно рассылать антипрививочные ролики и сообщения, алармический смысл которых может быть прочитан и так: «Прививки – это смерть! Сегодня колят вас, завтра – ваших детей! Вы хотите этого? Тогда не надо рожать!». Не отвечает ли такая позиция как раз нашим реальным врагам, которые всеми путями намерены сокращать население и, прежде всего, России! Ведь решать проблемы противостояния поголовной вакцинации, против чего выступает и Патриарх и Президент, можно и нужно путем законных и мирных способов: молитвенных стояний, обращений в органы власти, суды и прокуратуры, переезды «на землю» из переполненных городов и многими другими способами, что ни в коем случае не должно отражаться на и так критически опасных темпах снижения рождаемости. Говорю это не как диванный теоретик, а как практик – дед пока трёх внуков.
А своим оппонентам – воинственно настроенным левым патриотам, якобы сгорающим от любви к несчастному народу, я обычно предлагаю помочь реальными делами, выбрав нуждающихся в их помощи людей и оказать им материальную помощь в силу имеющихся возможностей. Именно это и есть отблеск «агапэ» – той высшей степени любви, заложенной в традиционном для России понятии патриотизма, хотя при этом не нужно отдавать свою жизнь за ближнего, а всего лишь приоткрыть ему свой кошелёк. Как правило, такие «патриоты» отказываются от такого варианта, именуемого в народе милосердием и благотворительностью. Находиться много отговорок, в т.ч. что это «забота властей»… Тех самых, с которыми они борются! Так банально саморазоблачаются многие лже- и псевдопатриоты!
Подводя итог, в своей краткой заметке хотел бы определить критерий отделения зёрен от плевел и мух от котлет (кому как больше нравится): истинных патриотов – от ложных. Он, как мы выяснили, проходит через наше сердце – кому оно принадлежит, с кем оно? Если в нём нет места другим, оно полностью заполнено самим собой: нашими обидами, неудовлетворенностью, жаждой поквитаться и другими греховными по своей сути мыслями, то понятно, какой патриотизм выйдет из такого сердца! Ну а если в нём есть хоть немного сострадания, сочувствия, раскаяния и вместе с тем готовности простить обидевших нас, не говоря уже о любви к ним, то это основание того самого чувства, которое двигало Суворовым и его чудо-богатырями и их духовными наследниками! Он – неукротимый и беспощадный в бою требовал миловать сдающегося в плен – «просящего пардону» противника. Девиз же патриота-семьянина на данном историческом этапе позволю себе сформулировать так: «Жену – в роддом, сына – в армию, дочь – замуж, внуков – в воскресную школу и военно-патриотический клуб! Самому жить по суворовскому завету: «Душу – Богу, жизнь – Отечеству, сердце – жене, честь – никому!»
Роман Алексеевич Илющенко, религиовед, подполковник запаса, ветеран боевых действий, член Объединенного Суворовского комитета
55. Ответ на 54, С. Югов:
Унылый клоун в своём репертуаре.
54. Без комментариев
53. Ответ на 51, Туляк:
52. С. Югов
51. Ответ на 50, С. Югов:
Боюсь, что в данном случае, нужен не переводчик, а врач психотерапевт, с уколом галоперидола, в сопровождении двух крепких парней, со смирительной рубашкой.
Тарабарский язык "гузского ивана", это типичный бред антисоветского параноика, которому всюду мерещаться тени иностранных спец-служб, большевики и ГУЛАГ. Какая бы, не была тема разговора, он обязательно сведёт её к большевикам и ГУЛАГу. Явная паранойя.
Вместе с тем, обратите внимание ещё и на то, что Ванятка уже не первый раз обращается к модераторам с подобными жалобами и претензиями в их адрес, что они не дают ему тут "свободу слова", что по его мнению, есть ни что иное, как - "теория заговора" со стороны модераторов, против одного его.
Не редко случалось, что мои посты (уверн, что и многих других тут присутствующих) тоже не публиковали. Но я никогда на это никому не жаловался и уж тем более, не обижался на модераторов. Они выполняют свою работу так, как велит им политика сайта и их совесть, в том числе. А может это даже и хорошо, что не публиковали некоторые мои резкие ответы, в чей то адрес, или когда я написал что то, что здесь считается - "неформатом".
50. см. 49
49. Модераторы
48. Ответ на 46, Туляк:
Некая "наталья чистякова", жалеет о том, что из-за Ленинского террора, международной буржуазии и её пособникам внутри самой России - не удалось свергнуть власть рабочих и крестьян и установить в России свою власть, диктатуру и ТЕРРОР ПРОТИВ РУССКОГО НАРОДА, КАК ЛОГИЧЕСКОЕ СЛЕДСТВИЕ!Эта некая наталья чистякова не то бывшая Лукиа, не то просто её задушевная подруга. Лукиа в своих комментариях не один раз называла СССР крысятником, как то раз сообщила, что ежегодно празднует с шампанским уничтожение СССР. Так что ничего неожиданного наталья чистякова не сказала. Отношение натальи чистяковой к русскому народу тоже было заявлено уже - не так давно она похвалила Колчака за то, что он "сёк быдло".
47. Ответ на 45, Валерий Медведь:
46. Ответ на 39, наталья чистякова:
Много можно привести цитат, ограничусь одной: "...Суд должен не ограничить террор; обещать это было бы самообманом или обманом, а обосновать и узаконить его принципиально, ясно, без фальши и без прикрас". Ленин ви, ПСС т.45, с. 90.
Испытаный на деле лживый и лукавый приём всех антисоветчиков и русофобов: ВЫРВАТЬ ЦИТАТУ ИЗ КОНТЕКСТА и преподнести её как истину и как законченную мысль.
А против КОГО КОНКРЕТНО был направлен террор, о котором пишет Ленин товарищу Курскому, в УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ? Если уж вы взялись цитировать Ленина по данной теме красного террора, то цитируйте так, чтобы было понятно - на кого конкретно этот террор был направлен.
Читаем полный текст послания Ленина т.Курскому (для справки: Курский Дмитрий Иванович - первый советский генеральный прокурор, народный комиссар юстиции РСФСР, прокурор РСФСР. Один из создателей советской юстиции, основанной на «революционной необходимости»)
17. V. 1922.
"т. Курский! В дополнение к нашей беседе посылаю Вам набросок дополнительного параграфа Уголовного кодекса. Набросок черновой, который, конечно, нуждается во всяческой отделке и переделке. Основная мысль, надеюсь, ясна, несмотря на все недостатки черняка: открыто выставить принципиальное и политически правдивое (а не только юридически-узкое) положение, мотивирующее суть и оправдание террора, его необходимость, его пределы.
Суд должен не устранить террор; обещать это было бы самообманом или обманом, а обосновать и узаконить его принципиально, ясно, без фальши и без прикрас. Формулировать надо как можно шире, ибо только революционное правосознание и революционная совесть поставят условия применения на деле, более или менее широкого.
Вариант 1:
Пропаганда, или агитация, или участие в организации, или содействие организациям, действующие (пропаганда и агитация) в направлении помощи той части международной буржуазии, которая не признает равноправия приходящей на смену капитализма коммунистической системы собственности и стремится к насильственному ее свержению, путем ли интервенции, или блокады, или шпионажа, или финансирования прессы и т. под. средствами, карается высшей мерой наказания, с заменой, в случае смягчающих вину обстоятельств, лишением свободы или высылкой за границу.
Вариант 2:
а) Пропаганда или агитация, объективно содействующие той части международной буржуазии, которая и т. д. до конца.
б) Такому же наказанию подвергаются виновные в участии в организациях или в содействии организациям или лицам, ведущим деятельность, имеющую вышеуказанный характер (деятельность коих имеет вышеуказанный характер). # вариант 26 содействующие или способные содействовать.
http://uaio.ru/vil/45.htm
Некая "наталья чистякова", жалеет о том, что из-за Ленинского террора, международной буржуазии и её пособникам внутри самой России - не удалось свергнуть власть рабочих и крестьян и установить в России свою власть, диктатуру и ТЕРРОР ПРОТИВ РУССКОГО НАРОДА, КАК ЛОГИЧЕСКОЕ СЛЕДСТВИЕ!