Что нас делает сильнее?

Размышления в порядке свободной полемики

Валерий Медведь  Сергей Доценко 
Русские герои 
0
29.12.2021 898
Фото: liveinternet.ru

Русская школа военной педагогики складывалась веками.

Наряду с наработкой боевых навыков воинов, в ней всегдаважное место уделялось вопросамих психологической закалки. Именно в процессе обучения оттачивались столь значимые морально-психологические качества, как смелость, стойкость и мужество. Подготовка подразделения в целом зависелаот индивидуальной подготовки каждого солдата.

Основа концепции подготовки воинов Русской армии была предложена и апробированарусским военным гением, великим А.В. Суворовым.

В дальнейшем М.И. Драгомиров, крупнейший российский военный теоретик и ведущий военный педагог второй половины XIX века, давая оценку суворовским преобразованиям напишет: «Екатерининское воспитание армии, чуждое всякой регламентации, представляло начальнику более или менее с авторитетом вести дело согласно собственному усмотрению»,- подчеркивая, таким образом, что русской императрицей, повелевшей вести ратное дело согласно заветам Петра Первого,были созданы условия для проявления большей инициативности и самостоятельности полководцев[1].

Контуры суворовской концепции воинского обучения и воспитания ясно видны в его работе «Полковое учреждение» (1764 г.). В ней будущий русский генералиссимус смелоизлагает: «Не надлежит мыслить, что слепая храбрость дает над врагом победу, но единственно смешанное с оною военное искусство»[2].

В то время, как в середине XVIII в. во всех европейских армиях смотрели на солдата, как на механизм, призванный к автоматическому действию,основой боевой подготовки по-суворовски было понимание воином того, чему он учился, как это ему понадобится в бою и службе. Лучшим орудием подобного обучения считался личный пример.

В «Учреждении» А.В. Суворов устанавливал требования к командиру-воспитателю подразделения: «К своим подчиненным имеет истинную любовь, печётся о их успокоении и удовольствии, содержит их в жёстком воинском послушании и научает их всем, что до их должности принадлежащем». Он подчёркивал, что «необходимо в обучении экзерциции (упражнению – Авторы)и прочего наблюдать, чтоб поступаемо было без жестокости и торопливости, с подробным растолкованием всех частей особо и показанием одного за другим». В случае же проступка состороны подчиненных, предлагал действовать без жестокости, а методом убеждения: «Умеренное военное наказание, смешанное с ясным и кратким истолкованием погрешности, более тронет честолюбивого солдата, чем жестокость, приводящая его в отчаяние».И это в то время, как в наёмных армиях Запада господствовали палочные методы обучения и воспитания! Суворов, в отличие от вероятных противников, да и союзников, требовал гуманного, человечного обращения с подчинёнными. От процесса обучения Александр Васильевич требовал систематичности и очередности отработки учебных задач[3].

Денис Васильевич Давыдов — русский поэт, генерал-лейтенант и мемуарист, описывая Суворова, пишет, что он любил решительность в действиях и скупость в речах, был непримиримым врагом «немогузнаек», о которых говорил: «От проклятых немогузнаек много беды». Ненавидя действия, носящие отпечаток робости, вялости, излишней расчётливости и избыточной осторожности, он старался возбудить в войсках решительность и дерзость, которые соответствовали бы его собственным действиям. Этим вырабатывались в солдатах уверенность в себе, чувство собственного достоинства[4].

Суворовское положение: «Каждый воин должен понимать свой маневр»,- наиболее полно выражая основную суть воспитания, значительно поднимало личность солдата, вселяло в него чувство человеческого достоинства, развивало у подчиненных инициативу и способствовало росту личности военнослужащего.

Суворов тщательно изгонял из программы обучения всё то, что способно в какой-либо степени понизить моральный дух солдата, вызвать в нем чувство робости или инстинкт самосохранения. В двустороннем ученье сторона, на которую ведется атака (фактически обороняющаяся) и которую Суворов называет «на месте стоящей», встречает атаку огнем, а при подходе атакующего на 30 шагов сама переходит в штыки (чрезвычайно рискованно, с точки зрения соблюдения требований безопасности, но исключительно полезно в плане повышения морально-психологической выучки). Об отступлении же Суворов запрещал даже думать, как и, вообще, при нём использовать само слово «отступление». Будучи хорошим психологом, он прекрасно знал, что масса легче усваивает то, что ударит по ее воображению[5].

В сложнейший период 1806 – 1812 гг. суворовская «Наука побеждать», подготовленная для публикации с этим названием отставным майором М. Антоновским, переиздавалась девять раз. Интерес к суворовскому наследию естественно возник и после неудач первого периода Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. — следствием этого явились многочисленные публикации «Науки побеждать», приказов и писем Суворова, основных сохранившихся его первоисточников[6].

Содержание и формы обучения должны были служить практическим целям. Принципы обучения и воспитания, предложенные и использованные великим полководцем, актуальны до сих пор. Потому современные системы военной педагогики доныне активно используют эти принципы.

Стоит вспомнить, что, благодаря суворовскому культу штыкового боя, «просвещённая Европа», одетая в солдатский мундир, в смертном ужасе бежала от русских «чудо-богатырей» и в Альпах 1799-го, и на полях сражений 1812‑1814 гг., и в Крымскую войну, и в войну 1914-1918 гг., и – самое главное! – в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг.:

Я столько раз видала рукопашный,

Раз наяву. И тысячу - во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Юлия Друнина, 1943 г.[7]

Русский рукопашный бой, благодаря Суворову, стал фирменным стилем Русской, а потом Красной Армии. В настоящее время его культивируют российские подразделения специального назначения всех силовых структур, разведывательные, парашютно-десантные, десантно-штурмовые подразделения, подразделения морской пехоты.

Медведь хорошо запомнил, как в далёком уже 1999-м при посещении отряда специального назначения «Русь» американcкими спецназовцами (бывший «зелёный берет», участник войны во Вьетнаме, и командир подразделения SWATодного из штатов), когда гости совершенно незапланированно заглянули на спортивный уголок 3 и 4 групп специального назначения, где в соответствии с распорядком, совершенно не показушно бойцы занимались спортивно-массовой работой по своим личным планам (кто-то работал по боксёрскому мешку, кто отрабатывал приёмы борьбы с товарищем, кто незамысловато тягал штангу или гири), – «зелёноберетчик» вдруг разразился восторженной тирадой.

Валерий, заинтересовавшись столь неожиданно бурной реакцией на вполне очевидные вещи, спросил у переводчика:

- Что это он?

Переводчик произнёс:

- О, этот культ грубой мужской силы! Раньше в американской армии тоже так было, как у вас сейчас! Сегодня всё иначе.

- Почему? – нетерпеливо спросил Медведь.

- Даже в спецназе, в Форт-Брегге, теперь правила игры определяют хилые юноши с ноутбуками, - ответил через переводчика американец (даже не решаемся предположить, как в рядах американских «зелёных беретов» дела обстоят сегодня, в 20-е годы XXI века, с учётом современных «широких» взглядов – Авторы).

С удивлением порой читаешь, как люди – вроде бы, даже проходившие военную службу в том же самом подразделении специального назначения, пусть и не в боевой его составляющей, но всё же! – ставят проблемный вопрос с ног на голову и в глазах неискушенного читателя искажают тему до неузнаваемости.

Мы о формировании характера русского воина и защитника, благодаря боевым искусствам.

С некоторым изумлением читаем на сайте: «Более подробно остановлюсь на антиправославных тенденциях в патриотике.

Бей своих, чтоб чужие боялись. Для примера возьму запись, присланную мне в вацапе бывшим сослуживцем, полковником спецназа в отставке. На ней тренер – бывший спецназовец – разбирает действия мальчишек – детсадовцев 5-6 лет из руководимой им секции рукопашного боя. Один из малышей, как выясняется, сломал товарищу руку, проведя ему болевой приём, ставший причиной серьёзной травмы. Ссорой послужила машинка, которую не поделили друзья. В ходе обычной для такого случая потасовки, получивший перелом мальчик больно ущипнул товарища, за что и поплатился переломом.

Чего не бывает в таких случаях, и первым делом, как, казалось бы, надо было строго внушить спортсмену, что он явно превысил меры самообороны! Но реакция тренера была, на мой взгляд, непредсказуема! Он на глазах таких же малолеток похвалил своего подопечного, отметив, что сломать товарищу надо было две руки! И наставительным тоном заявил, что так надо было поступать со всеми теми, кто посмеет к ним прикоснуться (кроме родителей). «Нас с тобой – таких классных парней, никто не имеет права трогать!», – резюмировал горе-тренер.

Почему же тренера я пишу с приставкой горе? Потому что таких наставников и близко нельзя подпускать к занятиям с детьми. Давайте разберём, что проповедовал сей «педагог» малышам? Он учил неприкрытому эгоизму, культивировал гордыню – то, что в корне противоречит русской, христианской, в т.ч. боевой культуре. «Я и моё – превыше всего» – то правило, что диктовал дядя-тренер. Ни слова сожаления о товарище, которого из-за машинки изуродовал юный самбист. Никакого ему сострадания! Он враг! Посмел усомниться, что машинка принадлежит не ему! В результате в свои 5 лет малыш понял, что выше его ещё маленького «Я», нет ничего, ведь так ему сказал дяденька-тренер, безусловный для него авторитет»[8].

Как вы уже догадались, дорогие читатели, «бывший сослуживец, полковник спецназа в отставке» - это один из нас. По нашему разумению, приятного в данном эпизоде мало, но и трагедии никакой нет, и понял малыш-самбист совсем не то, что озвучил уважаемый автор.

Для самостоятельной оценки вдумчивому читателю предлагаем сначала ознакомиться с содержанием видео, на котором запечатлён тренерский «разбор полётов» с малолетними обучаемыми[9].

Да, тренер – авторитет, он учит детей борьбе самбо. Но что такое самбо?

Самбо («самооборона без оружия») – это смешанное боевое единоборство, в котором органично сочетаются многие национальные виды борьбы. Благодаря данному обстоятельству, самбо обладает уникальным арсеналом самых различных приемов защиты и нападения. Создатели самбо (Василий Ощепков, Виктор Спиридонов, Анатолий Харлампиев) выбирали из национальных боевых искусств только самое лучшее, что позволило сделать его одним из наиболее эффективных видов единоборств. Самбо представляет собой систему воспитания, где имеются свои ценности и интересы, способствующие формированию личности и развитию таких положительных качеств, как патриотизм, ответственность, мораль. Стоит учитывать, что самбо, за исключением боевого самбо, учит обороняться, а не нападать.Оно формирует настоящий мужской (т.е. бойцовский) характер, выносливость, стойкость, даёт возможность приобрести жизненный опыт, дисциплинироваться, выработать личную нравственную позицию, помочьразвить целеустремлённость в достижении жизненных целей. Философия самбо – это постоянное развитие, стремление к лучшему, поиск оптимальных решений жизненных проблем.

Тренер учит мальчика, воспитывает в нем бойца, патриота. И то, что мальчик, даже в столь юном возрасте, получает отличную базовую подготовку, уже заслуживает уважение. Тренировки по борьбе самбо проходят по следующей методике: рассказ о порядке выполнения приема, показ, и только после этого – его выполнение обучаемыми в паре по очереди. При этом партнёры помогают друг другу. И куртку (самбовку) порой хоть выжимай. Попробуй побросай противника, который весит как ты, а иногда и больше. При этом необходимо правильно выполнить сам прием.

Один малыш получил травму от другого малыша (самбиста) отнюдь не из-за машинки, которая могла стать лишь поводом для конфликта, а по причине того, что полез щипаться (родители не успели объяснить ему, что это не по-мужски) и, как следствие, на нём, защищаясь, провели бросок и перешли на болевой приём. Если б тот малыш посещал секцию самбо, он бы на уровне рефлекса постучал рукой по полу, и его, тоже на уровне рефлекса, второй малыш бы отпустил. На наш взгляд, упущение родителей, что их ребёнок ещё не в секции самбо. И учить стоять за себя нашей малышей надо, чтобы из них к совершеннолетию не выросли безвольные, слабые, робкие, трусливые приспособленцы, не готовые к схватке со злом и не способные защитить Россию!

Думается, наш оппонент не до конца понимает, что тренер добросовестно выполнил свою задачу – НАУЧИЛ мальчика. Стоять за себя, не позволять к себе прикасаться чужакам (в т.ч. щипать, и т.д.). При этом провёл разбор и поставил мальчика в пример товарищам по секции за смелость, т.к. юный борец – ключевое! – решился провести бросок и болевой приём после нападения противника!

Решимость ещё надо воспитать.

Наш оппонент, как нам представляется, незаслуженно обижает тренера, и при этом ещё и апеллирует к русским святым.

Тренер сказал предельно просто, мальчишеским языком, с учётом психологии малолетнего ученика. Только для того, чтобы тот понял главное – за себя стоять можно и должно. Если у человека отсутствует самолюбие (не путать с гордыней!!!), и он не может и не желает постоять за себя, каким образом он постоит за других в экстремальной ситуации? За девочку, которой несёт портфель из школы, физически немощного сверстника-«ботаника», за свою семью, свой народ, страну?!

Герои Александр Пересвет и Андрей Ослябя – Куликовской брани ратники духовные, –по особому благословению преподобного Сергия Радонежского вышли на бой на Куликовом поле. Великая мудрость и прозорливость замечательного русского святого, преподобного Сергия, проявилась в самой сути этого сражения. Это была битва сил света и сил тьмы, что отнюдьне образное выражение.

Мы учили в школе по истории: 8 сентября 1380 г. Куликовская битва, знаменовавшая собой начало освобождения Руси от ордынского ига, началась споединка двух богатырей - русского монаха-воина Пересвета и отборного ордынского бойца Челубея. Челубей, вообще-то, был лучший поединщик Азии, не абы как. Возможно, технически он был подготовлен и лучше Пересвета. Но…

«И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними, и свалились оба с коней на землю и скончались»[10].

Результаты поединка известны. Скоротечная конная схватка, в результате которой погибли оба воина, но деталь: великан Челубей немедленно вылетел из седла, а смертельно раненый Пересвет на какие-то секунды (вряд ли – минуты!) в седле удержался, направив коня к боевым порядкамрусского воинства. Исход схватки символизирует исход всей битвы: огромные потери для обеих армий, почти "боевая ничья". Почти... Ценой огромных усилий (и засадного полка Боброка) русским удалось добиться победы. В битве - но ещё не в войне. Тем не менее, значение Куликовской битвы переоценить невозможно.

Оба воина-монаха были причислены Русской Православной Церковью к лику святых. День их памяти – 7 (20) сентября.

"...Известно из летописного свода и "Задонщины", что после сшибки конь Челубея осел вместе со своим гигантским седоком, пронзённым насквозь. Пересвет же, вероятно, проживший после удара несколько секунд, удержался в седле. И вот именно этот момент, когда дух воина начинает отходить к Богу, я и хотел отобразить. Остановить его, чтобы мы, люди, живущие в каше дел, склок, раздоров, но не потерявшие до конца право называться русскими, взглянули в глаза Пересвета. Чтобы мы почувствовали, насколько высокую цену заплатили наши предки, чтобы мы могли жить, реализовывать наши таланты, вырастить детей и спокойно умереть в кругу своей семьи"[11], - писал почивший ныне русский художник Павел Рыженко, автор полотна «Возвращение Пересвета».

Он же о Челубее: «...Как и Пересвет, он укреплял свой дух. Но Пересвет молился, он шёл к жизни вечной, Пересвет радовался. Челубей же, будучи буддистом, размышлял. Он, окружённый падальщиками, обкуривал своё оружие. Именно это оружие должно было сразить христианина, схимника, пробить дорогу Мамаю. Это оружие должно было уничтожить зарождающуюся могучую Россию. Однако потомки Челубея сами влились в русскую реку. Служили России до смерти. Именно потомки Челубея воевали в Ливонии в рядах воинства Иоанна Грозного, стояли против Ваффен-СС на Курской дуге. Это та тайна русской истории, которая уже окутала Челубея. Великого воина, пока ещё не знающего, что ждёт его и потомков...»[12].

Да, ещё деталь: «Сказание о Мамаевом побоище» сообщает, что русские войска шли в битву под «чермным», то есть, тёмно-красным или багровым, знаменем с изображением золотого образа Иисуса Христа. Миниатюры XVII века изображают в качестве знамени красный стяг с православным крестом[13].

Порой люди вступают в схватку (и формально их надо бы похвалить за мужество и благородство, да только язык не поворачивается, памятуя гибель Никиты Белянкина!), и их тут же "выносят". Порой насмерть. А ведь у Никиты был травматический пистолет, и он служил в армейском спецназе. Честь ему, хвала и вечная память! Но!В уличной драке свои, жестокие, бесчеловечные правила, позволяющие «отморозкам» бить одного сворой, ударить противника сзади бейсбольной битой по голове, бить его в пах, ногами топтаться по лицу, пырнуть в сердце или печень заточкой, выстрелить в лицо в упор из травматического пистолета (чаще всего убить наповал). Вести бой с негодяями, следуя законопослушным канонам допустимой обороны, значит изначально обречь себя на поражение. Достал травмат – не думай определах, будущих диалогах со следователем и судьёй, решительно применяй оружие на поражение. Оружием может быть и твоё тело. Либо… будешь с почестями похоронен, ибо уличные «гладиаторы» очень тонко чувствуют твою РЕШИМОСТЬ пойти до конца, и, если решимости у тебя нет, всё для тебя очень печально.

Но это не самое страшное.

Проигрыш в уличной схватке отмороженной шпане, чьи национальности считается не толерантным называть вслух, провоцирует подонков на новые преступления.Как известно, безнаказанность развращает. Завтра они изнасилуют и убьют твою сестру, жену, дочь, искалечат или убьют твоего сына, младшего брата.

Потому решиться вступить в бой мало. В нём надо непременно победить – и выжить.

И в этой уличной драке шанс победить имеет, как ни странно, сегодняшний самбист-малыш, который к своему совершеннолетию получит базовый комплекс навыков единоборств, и его охотно возьмут на службу в войсковой отряд спецназа или в Новосибирский военный институт войск национальной гвардии России (на факультет спецназа).Возможно, он станет сотрудником СОБРа, «Грома», «Альфы» или «Вымпела», бойцом спецназа ВДВ или ССО Минобороны России. Да, мало ли кем!

Разумеется, в процессе воспитания мальчика поправят, скорректируют: его физическое превосходство над явно неравнымему по силам соперником лишит борца права применять приёмы борьбы налево и направо. Тренер не позволит вырасти малышу отморозком, как это представляется Роману Алексеевичу, тренер воспитает его защитником и благородным рыцарем. Но не всё сразу. А сегодня стоит похвалить мальчишку, что онпринял решение применить отточенные тренером до автоматизма навыки.

Именно таким, как этот малыш, суждено защищать Родину, семью, любимую. Болонка при всём желании горло волку не перекусит, это сможет сделать только натренированный волкодав. Не мешайте тренеру готовить из малыша будущего волкодава! Они понадобятся России в XXI веке.

В своё время Валерию Медведю довелось похвалить за применение отточенного, доведённого до автоматизма, навыка – только в скоростной стрельбе – своего сержанта Алексея Д., ранее отличившегося во время августовских боёв 1996-го в Грозном и удостоенного за смелость и проявленную отвагу ордена Мужества. Навыки пригодились воину спустя 10 лет, в «мирном» Екатеринбурге 2016 г., когда разъярённая толпа наркотикопродающей народности, усиленная нанятыми за деньги «бойцами без правил», ворвалась на территорию частного домовладения его друга с явным намерением причинить вред здоровью и имуществу последнего. Но! В ответ прозвучали прицельные выстрелы из «сайги». На поражение[14].

Кулачные бойцы, понеся потери, в ужасе обратились в бегство.

В итоге судебная власть оказалась в ступоре: с одной стороны – действия правомерны, но, как же быть, с таким количеством убитых и раненых нападавших? Выручило внимание общественности, привлечённое к этому инциденту боевыми товарищами обвиняемого сержанта запаса из МООВ «Братство ветеранов «Русь»». В итоге Алексея оправдали, а в отношении погромщиков возбудили уголовное дело по обвинению в массовых беспорядках. Справедливость восторжествовала!Валерий похвалил Алексея за то, что в экстремальной ситуации он не дрогнул, а в максимальном объёме проявил мужество, решительность и профессионализм в противостоянии злу.

А какие уроки были у самого «полковника спецназа в отставке»?

В детстве Валерия отец большую часть времени находился вне дома – на службе, на полётах, и воспитанием несмышлёныша занимались два прекрасных человека – его мама и бабушка. К первому классу школы молодой человек знал: женщина не может быть равна мужчине, она слаба, и её надо защищать. Любым способом, даже если ты пока не перворазрядник по боксу, как папа, а всего лишь малыш. В неравный бой с её обидчиками следует вступать всегда, а чтобы его не проиграть – надо готовиться к вступлению в этот бой. Потому что ты – сын офицера, а значит рыцарь. В результате Валерий, придя в стены школы, на всех переменах заступался за девочек, даже если они его об этом не просили.

Просто так должно быть, уверовал Валерий.Сильный защищает слабого, и это не подвиг, норма. Мальчики-одноклассники, в основном, из гражданских семей,совсемне понималипричину такого его поведения и даже через какое-то время началидразнить обидным, по их мнению, прозвищем: девчатник. Но Валерий не обращал внимания.

Бабушка Анна Никифоровна немного позже сказала отцу Валерия спокойным, но твёрдым тоном, не допускающим возражений:

- Геннадий, детей надо покрестить.

И отец безропотно подчинился маленькой, вроде бы, слабой женщине, матери его жены, всю войну простоявшей у станка на патронном заводе. И не стал ссылаться на то, что он коммунист и замполит авиаполка, и что, вообще, согласно Уставу партии, не положено. Так надо. Они ведь русские.

Девятый класс. Валерий – комиссар школьного комсомольского отряда «Юный Дзержинец». Они в рейде по местам возможного нахождения трудных подростков-ровесников. С ними старший лейтенант милиции Дунаев – наставник отряда и ребячий кумир. Просто молодой парень, тоже комсомолец, обычный оперативный уполномоченный уголовного розыска Зареченского РОВД города Тулы, тольконе побоявшийся взять на себя ответственность (в то мирное, пока ещё время, начало 80-х годов прошлого столетия!) применить оружие на поражение по вооруженному преступнику, расправившемуся с семьей. Точку в гнусной жизни подонка поставил опер, ставший в считанные минуты и прокурором, и судьей, и исполнителем приговора.Валерий убеждён: именно так должно быть, и мысленно ставит себя на место отважного офицера милиции. Мальчишки и девчонки из отряда восхищённо ловят каждое слово оперуполномоченного.

Проходили мимо трамвайной остановки-кольца «Штыковая», когда со скрипом тормозов в толпу на остановке врезался защитного цвета УАЗ. Почти все успели разбежаться, только на земле осталась лежать, истекая кровью, девочка лет 14-15, ровесница «дзержинцев». Отряд разделился: одни во главе с Дунаевым, и Валерий с ними, по трамвайным путям устремились вслед за стремительно удаляющимся УАЗом, другие попытались оказать помощь пострадавшей и отправить её в больницу. Позже выяснилось: машина была угнана из парка воинской части пьяным солдатом-самовольщиком. Благодаря запомненному ребятами и переданному Дунаевым «всем постам» регистрационному номеру УАЗа, сотрудники ГАИ задержалимашину с преступником довольно быстро. Дунаев поворчал: жаль пистолет сдал перед рейдом, а то б далеко подонок не уехал. Ребята вернулись на остановку.

- Девочка жива?

- Умерла.

Травмы, полученные юной пострадавшей, оказались несовместимы с жизнью. Но запомнилось и другое: вызванная «скорая» долго не приезжала, ребята попытались остановить новенькие «жигули», только сидевший за рулём мужчина категорически отказал подросткам везти пострадавшую в больницу:

- Она вся в крови, а у меня на сиденьях чехлы новые.

Именно в этот вечер Валерий принял решение: он должен служить в системе МВД.

Прошло три года. В военном училище, куда поступил Валерий,счастливые, без одной минуты, курсанты из состава гражданской «абитуры», радостно и восторженно галдя, делятся впечатлениями прошедшего дня. Вместе с тем, уже прошёл отбой.

«Старики», т.е. прошедшие службу в ВС бойцы, некоторые из них «афганцы», будущие сержанты, решают немного повоспитывать «салажат». Для этого их поднимают, рассказывают «правила жизни», основанные на беспрекословном повиновении им вчерашних школьников, начинают тренировать в подъёме-отбое, физических упражнениях и других, не вполне уставных, «приколах». Многим это не нравится, но выполняют все. Пытавшемуся заступиться за своих питомцев командиру отделения из числа армейцев «коллеги» затыкают рот: не суйся защищать «салажню», она должна понять смысл службы.

- Что, кому-то что-то не ясно? Появились вопросы? Ну, выйдите из строя, кому непонятно, объясним! – угрожающе цедит один из «стариков».

Из строя выходит один Валерий.

- Поясните, с какой радости мы должны сейчас вам подчиняться? Вы пока такие же курсанты, как и мы, а сейчас, вроде бы, произведён отбой.

- Ты кто такой? Самый умный здесь, что ли?– летят фразы со всех сторон.

Нет, бить его сейчас не будут. Но морально раздавить попробуют.

- Здесь перед тобой твой будущий старшина, будущий замкомвзвод и командир отделения. Ты, видно, не понимаешь, сынок, что мы с тобой сделаем уже завтра?

- Не понимаю, - Валерий старается говорить спокойно, но твёрдо.

- А зря не понимаешь. Я твой старшина, и я клянусь тебе, что ты будешь через сутки заступать дневальным. Неделю, месяц, полгода, пока не пожелаешь сам отсюда отчислиться, или не сдохнешь от недосыпа. Потому что у тебя не будет времени заниматься самоподготовкой, отдыхать, стирать свою форму, а будет только желание выспаться или свалить в санчасть. Хочешь попробовать такой «сладкой» жизни?

Валерий молчит. Никто из товарищей по «абитуре» его и не собирается поддерживать. Своя рубашка ведь ближе к телу. Разве можно идти против волны?

Старшина не лжёт: при малейшей возможности он ставит Валерия в наряд, часто с утра снимает с наряда за выдуманные нарушения, чтобы после обеда поставить вновь, и иным образом создаёт «условия, максимально приближённые к боевым». Остальные сержанты «поддерживают градус». Офицеры не вмешиваются. Возможно, им интересно, не сломается ли дерзкий курсант. Так проходит полгода. Курсант не ломается. И не думает писать рапорт об отчислении. Старшина отстаёт.

Правильно ли это?

Правильно.

Всё, что не убивает, делает нас сильнее. Воин, а тем паче будущий офицер-командник, отстаивая правильное мнение, обязан уметь идти против волны.

То, что Валерий был на верном пути, он убедился некоторое время спустя во время краткого диалога с одним из наиболее авторитетных офицеров подразделения, командиром четвёртого взвода, кого другие офицеры (и за глаза курсанты) называют Максом[15]:

- Жаль, ты не в моём взводе.

- Почему, товарищ старший лейтенант?

- Я поставил бы тебя замкомвзводом, - совсем неожиданно произнёсзатянутый в портупею Макс и, скрипнув щёгольскими, наглаженными сапогами, удалился. Неторопливо и весомо.Чем-то он напоминал его наставника, опера Дунаева.

Шестнадцать лет спустя. Чеченская Республика. Сотрудники полка ППСМ МВД ЧР в новенькой камуфляжной форме, с оружием, блокируют возвращающееся с боевой задачи подразделение отряда, которым командует Валерий Медведь. Их интересует, не находится ли в машинах отряда некий задержанный, которого, судя по их поведению, федералам задерживать было почему-то нельзя.

Медведь не понимает: почему он, старший офицер спецназа, должен отчитываться за свои действия перед, явно, вчерашними боевиками; почему от него вышестоящие начальники требуют вести себя с ними максимально тактично и предупредительно. У отряда есть поставленные командованием Объединённой группировки войск (сил) задачи, их надо выполнять, выполнять с высоким качеством, и никто, ни одна сила в мире, ни по каким «понятиям», не вправе противодействовать военнослужащих при выполнении ими задачи.Так быть не должно, убеждён он. И спокойно, насколько это возможно, но твёрдо произносит:

- Пожалуйста, освободите дорогу.

Понимания его фраза не вызывает.

- Хорошо. Вас здесь двенадцать человек. У меня тридцать семь. На каждого из вас – по три моих бойца. Они давно держат вас на прицеле и ждут МОЕЙ команды ОГОНЬ. Потом меня посадят. Но это будет потом, и для вас, думаю, будет совершенно не интересно, - негромко, почти дружеским тоном, непринуждённо улыбаясь, произносит Валерий.

Ему кажется, что он убедителен.

Ведь обстановка как-то, сама собой, разряжается. Общение переходит в почти дружелюбный формат. Сотрудники чеченского ППС внезапно вспоминают, что они для российских спецназовцев «коллеги».

Ну, а среди своих чего не бывает?

Отряд продолжает движение.

Мы, кажется, в достаточном объеме и максимально доступно показали, на что должно быть нацелено воспитание воинов и будущих защитников Родины.

Если возникли вопросы, приглашаем к полемике!

Валерий Геннадьевич Медведь, полковник в отставке, председатель Межрегиональной общественной организации ветеранов «Братство ветеранов «Русь»»,

Сергей Александрович Доценко, подполковник запаса, ветераны боевых действий

 

ВИДЕО

 

[1]https://findpatent.ru/magazine/107/1079562.html

[2]https://moluch.ru/archive/359/80199/

[3]https://findpatent.ru/magazine/107/1079562.html

[4]https://moluch.ru/archive/359/80199/

[5]https://findpatent.ru/magazine/107/1079562.html

[6]http://kniga.seluk.ru/k-raznoe/783598-1-strategiya-duha-osnovi-vospitaniya-voysk-vzglyadam-suvorova-dragomirova-moskva-russkiy-put-2000-elektronnoe-i.php

[7]https://rupoem.ru/drunina/ya-stolko-raz.aspx

[8]https://ruskline.ru/news_rl/2021/12/14/chto_delaet_nas_slabee

[9]https://youtu.be/qT8GhkqkOs8

[10]https://www.vostlit.info/Texts/rus8/Mamaj/text.phtml?id=895

[11]https://evgensemenihin.livejournal.com/482854.html

[12]https://evgensemenihin.livejournal.com/482854.html

[13]https://ru.wikipedia.org/wiki/Куликовская_битва

[14]https://vk.com/club128262356

[15] В будущем заместитель командира ОМОН ГУВД г. Москвы.

На фото: «Спасение генерал-аншефа А.В. Суворова гренадером Степаном Новиковым в сражении при Кинбурне 1 октября 1787 г.».
Картина К.И. Кеппена



На фото: «Возвращение Пересвета», картина заслуженного художника России П.В.Рыженко

На фото: «Челубей». Картина заслуженного художника России П.В. Рыженко

На фото: фрагмент соревнований по самбо памяти бойца 8 оСпН «Русь» прапорщика А.А. Каразанфира (2021 г.).

Все фотографии предоставлены авторами статьи.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Валерий Медведь
Демон-реформатор
Бойтесь своих желаний — они имеют свойство сбываться!
25.03.2022
Казахстан: постфактум
О ситуации в республике, русских патриотах и «неоленинском революционном потенциале»
15.02.2022
Иди навстречу своему страху
Хроника участия 8 оСпН «Русь» в контртеррористической операции в селе Первомайское Республики Дагестан 15-19.01.1996
21.01.2022
Кизляр. 09.01.96.
Хроника одного дня участия 8 оСпН «Русь» в специальной операции
12.01.2022
Все статьи Валерий Медведь
Сергей Доценко
Демон-реформатор
Бойтесь своих желаний — они имеют свойство сбываться!
25.03.2022
Казахстан: постфактум
О ситуации в республике, русских патриотах и «неоленинском революционном потенциале»
15.02.2022
Иди навстречу своему страху
Хроника участия 8 оСпН «Русь» в контртеррористической операции в селе Первомайское Республики Дагестан 15-19.01.1996
21.01.2022
Кизляр. 09.01.96.
Хроника одного дня участия 8 оСпН «Русь» в специальной операции
12.01.2022
Все статьи Сергей Доценко
Русские герои
Японо-русская война в судьбе России
К 117-й годовщине боя при Цусиме
26.05.2022
Живая память
На родине Героя – в Вытегорье – отметили 100-летие Николая Ивановича Кузнецова
26.05.2022
Утро нового, чистого дня...
К 7-летию гибели
23.05.2022
О верности Кресту Христову
В день мученической кончины воина Евгения Родионова
23.05.2022
Памяти Евгения Родионова
23.05.1977 – 23.05.1996
22.05.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
«Мы создаём индустрию Русской Победы»
Новый комментарий от Константин В.
26.05.2022 19:53
Почему молчок по плененным иностранным наёмникам?
Новый комментарий от Александр Т
26.05.2022 18:36
«Из Украины забирают последние ресурсы»
Новый комментарий от Тюменец
26.05.2022 18:27
«Сталин – это часть нашей истории»
Новый комментарий от Тюменец
26.05.2022 18:21
Нобелевская быль и небыль
Новый комментарий от C. Гальперин
26.05.2022 17:45
Тайна «Конька-Горбунка»
Новый комментарий от учитель
26.05.2022 17:19
«Православные Церкви с радостью примут эту новость»
Новый комментарий от Евгений Х.
26.05.2022 15:57